kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности школьного театра "Теремок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности школьного театра "Теремок"»

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетическихвидов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Актуальность:В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие.. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру. Таким образом, у детей прививается любовь к чтению книг, развивается память, увеличивается словарный запас, учащиеся становятся более коммуникабельными, учатся договариваться между собой, сопереживать героям.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.


Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику.

Цель программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения, умения действовать словом, вызывать отклик зрителя

  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.

  4. Формирование умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.


В основу курса положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли.

Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.

  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий, изготовление кукол для кукольного театра, костюмов для представлений. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.

Программа «Школьный театр Теремок» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения:

Количество участников в группе не менее 15 человек.

Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа.

Программа рассчитана на 1 год.

Этапы работы театра

1 год обучения

Азы сценического мастерства (создание образов животных (героев) с помощью выразительных пластических движений, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.


Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

1.  игра

2.  беседа

3.  иллюстрирование

4.  изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык жестов, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог, монолог)

5.  мастерская образа

6.  мастерская костюма, декораций

7.  инсценирование русских народных сказок

8.  постановка спектакля.

9.  посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра спектакля)

 Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас, воспитывать культуру поведения в театре.

 Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

  Условия достижения результата по программе.

Для обучении по данной программе созданы необходимые условия. Занятия осуществляются в группе, в количестве не менее 15 человек.

Занятия проходят в учебном помещении, отвечающем правилам СанПиНа.



Оборудование детского театрального кружка

1.Детские костюмы для спектаклей.

2.Атрибуты для спектаклей.

3.Ширмы для спектаклей (большая и малая)

4. Декорации к спектаклям.

5.Магнитофон. Компьютер. Колонки.





Ожидаемые результаты:

В результате освоения этой деятельности школьники

- приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, пополнится словарный запас;

- овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;

- приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);

- научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.








Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


    • о сценической речи;

    • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.












Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.



- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов



на тему

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

4

1

3

3

Техника речи

9

4

5

4

Игры – драматизации. Речевая гимнастика.

17

3

14

5

Выразительное чтение стихотворных произведений

10

1

9

6

Что такое кукольный театр?

10

1

9

7

Постановка сценок, басен, сказок.

14

2

12

8

Проектная деятельность

2

1

1


Всего

68

14

54

Содержание программы

1. Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии 2 часа

Знакомство детей с историей театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций 4 часа

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Первичные навыки ра­боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа:установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

3. Техника речи 9 часов

Что такое театр. Разновидности театров (художественный, драматический,кукольный). Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша. Правила поведения в театре.

Практическая работа: Игры: Покупка театрального билета, о чем рассказала театральная программа.

Создание афиши, программки.


4. Игры – драматизации. Речевая гимнастика 17 часов

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс­тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Посещение спектакля кукольного театра. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: Ритмопластика (показ образов животных с помощью пластических движений). Работа со скороговорками. Обработка диалогов. Характеристика персонажей сказки. Декорации к сказке, костюмирование героев.

Работа над спектаклем. Генеральная репетиция. Выступление.

5. Выразительное чтение стихотворных произведений. 10 часов

Дыхательная гимнастика. Правила выразительного чтения. Упражнения для беглого, плавного чтения. Заучивание наизусть.

6. Что такое кукольный театр?10 часов.

Ознакомление с особенностями кукольного театра. Правила работы с куклами. Разновидности кукол. Изготовление кукол для постановки.

7. Постановка сценок, басен, сказок.14 часов.

Особенности басни. Ознакомление с произведениями для постановок. Разучивание ролей. Изготовление декораций.

8.Проектная деятельность. 2 часа

Подготовка и организация выставки кукол и костюмов, сделанных своими руками.

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика


Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

2 часа


Игровая

познавательная



1


Знакомство детей с историей театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии.



1


2


Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.




1


Устройство ширмы и декораций 4 часа



Трудовая

Игровая

познавательная



3


Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Первичные навыки ра­боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита.



1


4-5


Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).



2

6


Практическая работа:установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

Первичные навыки ра­боты с ширмой.д.).



1


Техника речи 9 часов



Игровая

Познавательная




7


Что такое театр


1


8


Разновидности театров (художественный, драматический, кукольный).


1


9


Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша.


1


10


Правила поведения в театре.


1


11


Игры: Покупка театрального билета, о чем рассказала театральная программа.




1

12


Создание афиши, программки.




1

13


Скороговорки на отработку разных звуков русского языка. Инсценировка потешек. Подготовка к созданию диафильмов.



1

14


Упражнения для верхних дыхательных путей.

Создание диафильмов.



1

15


Демонстрация и обсуждение диафильмов.



1


Игры – драматизации. Речевая гимнастика

17 часов



Художественное творчество



16


Сказка «Репка» (кукольный спектакль). Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава).


1


17


Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении.



1

18-19


Репетиция спектакля. Отработка техники движений куклы на руке.



2

20


Декорации к спектаклю.



1

21


Выступление.



1

22


Сказка « Теремок». Чтение сценария. Распределение и пробы ролей


1


23


Голосовые модуляции. Показ образов животных с помощью пластических движений.



1

24-25


Репетиция сказки.



2

26


Декорации к сказке. Костюмирование.



1

27


Выступление.



1

28


Сказка «Заюшкина избушка». Чтение сценария. Распределение и пробы ролей


1


29-30


Голосовые модуляции. Показ образов животных с помощью пластических движений. Репетиция сказки.



2

31


Декорации к сказке. Костюмирование.



1

32


Выступление.



1


Выразительное чтение стихотворных произведений. 10 часов


Дыхательная гимнастика. Правила выразительного чтения. Упражнения для беглого, плавного чтения. Заучивание наизусть.

Игровая

Познавательная

Художественное творчество



33


Правила выразительного чтения.


1


34-35


А.С.Пушкин. Стихи о природе.



2

36-37


С.А. Есенин. « Отговорила роща золотая…»

«Вот уж вечер».



2

38-39


А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»,

« Опять незримые усилья…»



2

40-42


Любимые стихи



3


Что такое кукольный театр?10 часов.


Ознакомление с особенностями кукольного театра. Правила работы с куклами. Разновидности кукол. Изготовление кукол для постановки.

Игровая

Познавательная

Художественное творчество



43


Особенности кукольного театра.


1


44-47


Сказка «Упрямый козёл»

-распределение ролей

-репетиция сказки

- декорации




1

2

1

48-51


Сказка «Заячья капуста»

-распределение ролей

-репетиция сказки

- декорации




1

2

1

52


Выступление. Показ сказок.



1


Постановка сценок, басен, сказок.14 часов.


Особенности басни. Ознакомление с произведениями для постановок. Разучивание ролей. Изготовление декораций.





53-54


Басни И.А.Крылова

Особенности строения басен. Мораль басни. Чтение басен.


2


55-58


Инсценировка «Стрекоза и муравей»

- распределение ролей, репетиции

- изготовление декораций




3

1

59-62


Инсценировка «Ворона и лисица»

- распределение ролей, репетиции

- изготовление декораций




2

1

63-65


« Сказка о храбром цветочке»

- распределение ролей, репетиции

- изготовление декораций




3

1

66


Выступление. Показ инсценировки басен И.А.Крылова, «Сказки о храбром цветочке»



1


Проектная деятельность.

2 часа





67


Оформление альбома выступлений кружка.


1


68


Показ презентации деятельности кружка



1


Всего


68

14

54


Программа носит теоретический характер.

Диагностика.

Диагностика личностных особенностей детей


Методика Рене Жиля.

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как к семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. Ключ к методике Рене Жиля



Стимульный материал к методике Рене Жиля.

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.









3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник.



5. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.

6. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

7. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже.

Диагностика развития речи и мышления у детей



Методика "Словарная мобильность".
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А.

Придумай как можно больше слов на букву С.

Время 1 мин.
Оценка. 6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,  
2 - 3 слова - низкий.



Задание Б.
Оканчивание слов.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов.

Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.

Задание В.
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.

Задание Г.
Подбор рифмы.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом - одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д.
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.










Приложение.

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Дыхательные упражнения и игры

"БЕГЕМОТИК".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

"КАЧЕЛИ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

"ДЫХАНИЕ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

"ЛИСТОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

"СНЕГОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

"КОРАБЛИК".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.


УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка.

1.1  О, А

НЕ по траве, а около катилось «О» и охало.

«О» охало, «о» окало…Не по траве, а около…

1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

На меду медовик, а мне не до медовика.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории: а) почтенный трепет; б) готовность смеяться вместе с вами;; в) восторг; д) панический ужас; е) восхищение.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказовой интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце – «мудрое наставление – «намек добрым молодцам».

Вариант 1:

Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Вариант 2:

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!

Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

Сказка — быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает.

Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?

Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.

Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?

Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.


УПРАЖНЕНИЕ 1. Формирование правильной осанки

Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка.

1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки.

1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками.

1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек» И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено – с восклицанием «раз»!

1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях:ух-ух-ух!

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.


УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания

Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко.

2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох:

вдох через нос – выдох через рот,

краткий глубокий вдох – замедленный выдох,

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

При глубоком вдохе:

медленный выдох, воздух выходит узкой струей,

выдох несколькими равными порциями (толчками),

выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.

Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд.

Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук.

Гудок – приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н…

Шум ветра: В-В-В-В…

Писк летающего комара: З-З-З-З….

Рычание собаки: Р-Р-Р….

Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С…

Звук поддерживайте без усилий, свободно.


Игры на развитие внимания и воображения (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е. Р. Ганелина)

1.«Нарисую у тебя на спине…»

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

2. «Рисунки на заборе»

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

3. «Цирковая афиша»

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.








 

Заюшкина избушка

Действующие лица:

Лиса Собаки

Петух

Заяц Медведь

Ведущий: У лесочка на опушке

В лубяной своей избушке

Мирно заяц жил косой рядом с рыжею лисой.

Но Ленивая лисица не желая потрудиться-

Дом построить лубяной,

А вселилась в ледяной.

Да надумала дразниться.

Лиса: Хороша моя светлица, а твоя - тесна, темна, над землей едва видна.

Заяц: Что с избушкой станет летом? Призадумайся об этом…

По весне растает лед - кто тебя к себе возьмет?

Ведущий: Вот весною лед растаял,

ледяной избы не стало…..

Стала хитрая лисица

К заюшке на двор проситься.

Лиса: Ты прости уж, сделай милость!

Заяц: Не пущу. Зачем дразнилась?

Ну да ладно! Не до ссор….Проходи лиса на двор!

Лиса : Ты пусти хоть на крылечко…Много ль надо мне местечка?

Добрый заинька, прости, пожалей меня, пусти!

Заяц: Надо Лисоньку пустить, чаем сладким угостить.

Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке.

Ты за старое прости, в избу лисоньку пусти.

Лиса : Заинька, пусти на печку…

Заяц: Как тут ей не уступить?!

Полезай уж, так и быть!

Лиса: Не желаю жить с тобой, убирайся вон Косой!

Первая собака: Тяф, тяф, тяф! О чем ты плачешь?

Почему, дружок не скачешь?

Вторая собака: Расскажи нам, сделай милость,

что с тобою приключилось?

Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке, а лисица – в ледяной.

Как растаял лед весной, жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала!

Первая собака: Полно, слез не лей ты море!

Вторая собака: Твоему поможем горю!

Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, лиса, убирайся вон в леса!

Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, лиса, убирайся вон в леса!

Лиса: Вот как выскочу сейчас, вот как выпрыгну на вас.

Если не хотите драки, убирайтесь вон, собаки!

Медведь: Полно, заинька, реветь! Ты ответь мне, сделай милость,

Что с тобою приключилось?

Медведь: Не горюй, дружок! Лису я заставлю жить в лесу.

Заяц : Да ее собаки гнали. Гнали, гнали - не прогнали.

Вон бегут они вдали, еле ноги унесли…..

Медведь: Ну-ка, рыжая лиса, вон ступай в свои леса!

Лиса: Вот как выскочу сейчас, искры полетят из глаз!

Убирайся сам, медведь. На меня не смей реветь!

Медведь: Стыд какой! Нехорошо! Тьфу!

Петух: Плачешь ты о чем, Косой?

Петух: Не горюй, приятель! Вскоре твоему поможем горю!

Покажу Лисе косу - живо выгоню Лису!

Заяц: Да ее собаки гнали, но с испугу убежали.

Гнал и сам медведь недавно… Ты не справишься подавно!

Петух: Поглядим!

Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса! Убирайся прочь в леса!

Вот возьму косу на плечи… Я иду Лису посечи!

Лиса: Что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши!

Петух: Прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи!

Заяц и петух вместе:

Убежала, рыжая, рыжая - бесстыжая!

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась петуха!

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась петуха!

Теремок

Действующие лица:

Ведущий Лиса Медведь

Волк Мышка Зайка

Петушок Лягушка

Ведущий: Меж деревьев теремок, он не заперт на замок.

Заходи, кому охота, и живи тут без заботы.

Первой мышка подошла, лапкой в двери поскребла.

Заглянула, нет ли кошки, и уселась на окошке.

Но друзей недолго ждут: и лягушка тут как тут.

Лягушка: Ква- ква - ква! Пусти-ка, мышка, и меня к себе в домишко.

Мышка: Ладно, ладно, заходи, да порядок наводи.

Ведущий: Тут в окошко петушок свой просунул гребешок.

Петушок: Уголочек мне найдется? Лягу спать я где придется.

Ку - ка - ре - ку! Я и дом постерегу.

Мышка: Ладно, ладно, заходи. Только рано не буди.

Поутру мне сладко спится, поутру мне сало снится.

Ведущий: Тут зайчишка прискакал, сразу мышку увидал, подошел к окошку зайка.

Зайка: В теремок пусти, хозяйка.

Мышка: Дверь открыта, заходи, только громко не стучи.

Ведущий: Подошла к окну лиса.

Лиса: Мне наскучили леса. День и ночь сиди под елкой и с тоски зубами щелкай. А у вас, я вижу, печь. Я могу блины вам спечь. Да, к тому ж, мой хвост пушистый подметает очень чисто.

Лягушка: Так и быть уж, заходи, песенки твои складны. А богата ль ты делами, будет видно впереди.

Ведущий: Волк бежит, разинув пасть.

Волк: Как бы в терем мне попасть? И меня пустите, братцы, буду я для вас стараться, буду рад вам услужить, ночью терем сторожить.

Ведущий: Мышка ласково кивнула, волку терем распахнула.

Вот все рядышком сидят и в зеленый лес глядят.

А по лесу кто-то бродит, ближе к терему подходит,

Злобно топчется у двери, вырывает с корнем ели. Сосны тонкие ломает. Где идти не выбирает. Подошел и стал реветь.

Медведь:Вишь набилось вас в окошке, словно ягоды в лукошке.

В тереме вам жить не дам, в теремок залезу сам.

Ведущий: Да как хватит косолапый по стене косматой лапой.

Мчатся звери кто куда, но и с теремком беда.

Весь затрясся, покосился, затрещал и - развалился!!!

Мишка: У-У-У, мне бы жить здесь одному. Отчего и почему нет здесь терема? (оглядывается). Жадный был я, звери, мишка, разломал я ваш домишко.

Мышка: Мы остались без домишка, но тебя прощаем, мишка.

Лягушка: Мы с друзьями будем жить, песни петь, плясать, дружить.

Лиса: И домишко мы с тобою крепче прежнего построим.

Волк: С нами в круг ты становись, крепче за руки держись.

Все звери: хоровод мы заведем, мы станцуем и споем.











Земля – наш дом.

Ход мероприятия:

( Звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

Учитель: Дорогие ребята, гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашем большом доме – нашей Земле. Планета наша находится в опасности. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов, зато больше загрязняется воздух, водоемы. Из – за этого страдают многие растения и животные, болеют люди.

Ученые – экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! Человек наносит природе раны. И сегодня на нашем празднике мы постараемся ответить на вопрос: Чем мы можем помочь природе?

( На фоне презентации с музыкой дети читают стихи)

Ученики: 1. Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

2. Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя…

Может ими и манит

Человека земля?

3. Иль березкой кудрявой,

Не скупой на слова?

Или кленом, который

Всем лесам голова.

4. Иль плясуньей – калиной,

Что сережкой трясет?

Или первой травинкой,

Пробивающей лед?

5. Что ж, Земля привлекает

Или этим, иль тем.

В суть вопроса вникая,

Я так думаювсем!

6. И рябины кустами,

И лужком заливным,

И грибными дождями,

И дождем не грибным.


7. Первой звонкой капелью

И росой на устах,

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах.

8. И родными местами,

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами –

Чуть о них не забыл!

9. Манят волею реки

И раздольем поля…

Не обманет вовеки

Человека Земля!

Учитель: Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь.

Учащиеся:

  1. Шар земной – наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

2.Сколько мусора везде,

Нет нигде цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьет окошко.


  1. То бросаем, то уроним

На дороге, на траве.

Мы все в мусоре утонем,

Если мусор в голове.

  1. До чего ж природу жалко!

Не губи ее красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

  1. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!





Учитель: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сказку « Эко – теремок».


СКАЗИТЕЛЬНИЦА:

День добрый, судари, сударушки!

День добрый, дорогие зрители!

Вы новую сказку увидеть не хотите ли?

В сказке сей полно намеков,

Добрым молодцам уроков.

( Звучит музыка дождя и ветра)


ЛЕСОВИЧОК:

Ни тепла, ни света.

Эх, скорей бы лето!

А в лесу так сыро!

Дождик льет и льет.

Но постойте, кто – то,

Кажется, идет!

Да, шаги все ближе

Кашель и отдышка,

Я кого – то вижу.

Да ведь это Мышка!


МЫШКА:

Я – Мышка – малышка, я сбилась с пути,

Мне холодно, страшно, куда же идти?

Апчхи! Вся продрогла, а надо в тепло!

Ой, домик! Удача! Ура! Повезло!

Пустите, друзья, отворите окошко!

А вдруг здесь живет зловредная кошка?


ЛЕСОВИЧОК:

Не бойся, трусишка, ступай на порог!

Давно не живут здесь – пустой теремок!

Все ставни забиты, и дверь под замком.



МЫШКА:

Всю жизнь я мечтала о доме таком!


ЛЕСОВ:

Заброшен дом, но ты не бойся

Его в порядок привести

Несложно, было бы желанье

Окошко вымыть, подмести

Да мусор во дворе убрать-

И будешь жить и поживать!


МЫШКА:

Не, я работать не люблю,

По мне – и так сгодится

Я лучше песню вам спою.

Давайте веселиться.


(мелодия из м/ф «Кот Леопольд»)

Всем котам на зло

Мышке повезло –

В домике хозяйка

Появилась!

Грязь и пауки,

Но это – хи-хи!

Я уже давно не веселилась!

Всюду пыль и хлам,

Но это – трам – пам!

Убирать не буду

Ни минутки!

Мусор-чепуха!

Просто – ха-ха-ха!

Злые языки и предрассудки!


ЛЯГУШКА:

Какая славная избушка!


МЫШКА:

Кто там?


ЛЯГУШКА:

Да это я, лягушка!


МЫШКА:Чего тебе, лягушка, надо?


ЛЯГУШКА:Пусти меня хоть на денек!


МЫШКА:

Подружка, я ужасно рада,

Что ты зашла в мой теремок!

Да оставайся хоть на месяц,

А если хочешь- навсегда!

Мы вместе заживем прекрасно.

Ну что, согласна?


ЛЯГУШКА:

Да! Да! Да!


МЫШКА:

Проголодалась?


ЛЯГУШКА:

Да, немножко.


МЫШКА:

Сейчас возьму свой рюкзачок,

Здесь есть чудесная полянка-

На ней устроим пикничок!


(Звучит музыка природы)

ЛЕСОВИЧОК:

На свежем воздухе в лесу

Подруги ели колбасу,

Конфеты, булочки, печенье,

Желе, орехи, шоколад,

Зефир, клубничный мармелад,

Жвачки, чипсы и варенье.

ЛЯГУШКА:

Спасибо, Мышь, за угощенье!


ЛЕСОВИЧОК:

Эй, вы куда? А как же мусор?

Бутылки из-под лимонада,

Фольга, коробки, целлофан,

Обертки, фантики, пакеты –

Кто убирать все будет это?


МЫШКА:

Нам убирать неинтересно!


ЛЯГУШКА:

Сказать по правде- просто лень!


ЛЕСОВИЧОК:

Но вы ж опять на это место

Придете отдохнуть на день!


МЫШКА:

Сюда мы больше не вернемся!

Ты нас напрасно не ругай!


ЛЯГУШКА:

В лесу полянок очень много –

Какую хочешь, выбирай!


ЛЕСОВИЧОК:

Вот это да! Ну и подружки!

А это чьи там показались ушки?


МЫШКА:

Ай, дили-дили-дили!

А мы кого-то видели!


ВМЕСТЕ Глазастого, ушастого, мохнатого, зубастого!


ЛЯГУШКА:

Он сидел под кустом, Громко щелкал хвостом!


МЫШКА:

Что за зверь ты нам ответь?


ЛЯГУШКА:

Не успели разглядеть!



МЫШКА:

Если кошка, будет худо!


ЛЯГУШКА:

Мышка, это ЧУДО-ЮДО!


(ФИЗМИНУТКА) В гости к нам из ниоткуда прискакало Чудо-Юдо

Никуда его не звали, никогда не приглашали,

И никто с ним не дружил, вот оно и затужило.

Лапами захлопало- ха-ха-ха

Копытами затопало -цок-цок-цок

Замотало головой – джага-джага-джага-джага

Подняло ужасный вой – вау-вау

Завертелось на полу – юмба-юмба-юмба-юмба!

И с досады лопнуло – Бах!

МЫШКА:

Уходи скорей отсюда!


(Под музыку выходит заяц)


ЗАЙКА:

Братцы, я не чудо-юдо

Зайка я! Зовут Пушок! А дразнить нехорошо!


ЛЕСОВИЧОК:

Как не стыдно вам дразниться, обижать зайчишку!

Лучше б в гости пригласи бедного трусишку!


ЗАЯЦ:

Зайка серый ,заходи,

Теремок наш погляди!


ЗАЯЦ:

Ух ты, Мышка и Лягушка,

У вас чудная избушка!

А не найдется ли у вас местечка?

Мне б только уголок за печкой!


МЫШКА:

Что ж, заживем теперь втроем не хуже!



ЛЕСОВИЧОК:

Да, вам давно помощник нужен!

Вы и недели не прожили,

А лес в помойку превратили!

Чтоб все убрать, не хватит года!


ЗАЯЦ:

Какая славная погода!


ЛЕСОВИЧОК:

Тут за сто лет все не убрать!


ЗАЯЦ:

Послушай, хватит причитать-

Ты нам мешаешь танцевать!


(Заяц, мышка и лягушка танцуют)


ЗВУЧИТ МУЗЫКА, появляется кот.


КОТ:

Привет, друзья! Мур-мур, народ!

Меня зовут Разбойник – кот!

Мне в мусорном контейнере жить стало очень тесно!

Покинул я помойку и поспешил сюда!

Ах, как же здесь прекрасно! Ну до чего ж чудесно!

Пожалуй, жить останусь здесь, звери , навсегда!


ЗАЯЦ:

Послушай, кот-разбойник!

Одумайся, очнись!

Тебе в лесу не место!


КОТ:
Не место? Оглянись,

Дружок, по сторонам

Повсюду грязь, отходы и непонятный хлам!

Здесь не порхают бабочки и не летают пчелы,

Здесь только кучи баночек из-под кока-колы!


МЫШКА:

Ой, что же мы наделали?


ЛЯГУШКА:

Но мы ведь не хотели!

МЫШКА:

Мы просто пили….


ЛЯГУШКА:
Мы просто ели…


ЗАЯЦ:

Мы песни пели….


МЫШКА:

Мы играли….


КОТ:

А за собой не убирали!


ЛЕСОВИЧОК:

Каждый уголок Земли прекрасен:

Город, лес, река, цветочный плуг,

Дно морское, поле- все вокруг

Удивительно, чудно, неповторимо!

К миру вокруг нас необходимо

Относиться бережно, мой друг!


ЛЯГУШКА:

Если брошу я бумажку!


ЗАЯЦ:

Ты- бутылку!


МЫШКА:

Я- пакет!


ЛЯГУШКА:
Если уроню я фантик

От жевательных конфет,

Мусор поглотит планету,

Уничтожит красоту.


ВСЕ:

Хватит мусорить, ребята!

Соблюдайте чистоту!


ЗАЯЦ:

Кто поможет нам, ребята,

Мусор одолеть проклятый?


ЛЯГУШКА:

Наш любимый лес убрать!


МЫШКА:

Кота- разбойника прогнать!


УЧЕНИК:

По лесочку мы пойдем

Мусор вместе уберем .

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

(Дети убирают мусор)


КОТ:

Люди, звери дорогие!

Жить мне здесь невмоготу –

Насморк, кашель, аллергия

У меня на чистоту!

(Звучит песня «Как положено друзьям!»)


УЧЕНИК:

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!


УЧИТЕЛЬ:

А сейчас мы постараемся ответить на вопрос: «Чем мы можем помочь природе?»


Ребятам 2,3,4 классов были даны домашние задания, выполняя которые они попытались ответить на этот вопрос.


2 КЛАСС – ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.

3 КЛАСС – СОЧИНЕНИЕ « ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ»

4 КЛАСС – ИНТЕРВЬЮ « КАК ЗАЩИТИТЬ ПРИРОДУ?»


(По результатам домашнего задания составляется книжка – раскладушка «Береги природу)


Учитель. Да, действительно, наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина – большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины.

А наша планета постепенно становится затянутой темными тучами.

- Вы хотите чтобы она осталась такой? (Нет)

Тогда покажите, какую планету вы хотели бы видеть?


(ИГРА « Сохраним планету красивой!»)

Дети на плакат с изображением планеты наклеивают рисунки животных и растений.


УЧЕНИК: 1.Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину!

2. Я прекрасный видел сон,

Не забудется мне он.

Вот он глобус – шар земной,

Такой чистый и родной!

3. Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она



Сказка о храбром цветочкеВ зале полумрак. В глубине сцены расположились дети, исполняющие роль цветочков. Звучит музыка (А.Вивальди «Весна»). Появляется Фея Цветов.
Фея: Весна наступила, травка зазеленела, а цветочки не расцвели. Что с ними случилось? (Ходит по сцене, разыскивает цветы.) Где моя помощница — травушка-муравушка?
Появляется девочка-травушка.
Травушка: Ты звала меня, Фея Цветов?
Фея: Весна наступила, листочки распустились, а в моем королевстве нет ни одного распустившегося цветка!
Травушка: Это горе — не беда. Сейчас я все исправлю.
Вы, цветочки, просыпайтесь!
От глубокого сна пробуждайтесь!
Весна-красна пришла,
Стужу, ветер прогнала.
Освещение сцены меняется. Луч прожектора высвечивает группу девочек-цветов.
У каждой в руках — прозрачная легкая ткань. Звучит музыка (мелодия Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Девочки-цветы танцуют с тканью. В конце танца все они грустно и обессиленно опускаются на пол вокруг Ромашки, которая в течение всего танца пыталась подняться с земли, но не смогла этого сделать.

Фея: Что с ними? Не пойму. Одна ромашка никак не может проснуться. Может, она заболела?
Фея Цветов и Травушка уходят.
Звучит новая музыкальная тема (мелодия из кинофильма «Джентльмены удачи»). На авансцене появляются Жара, Колючка, Репей Репеич.

Жара: Колючка, Репей Репеич! Слушайте меня внимательно! Мы должны так засорить цветники, чтобы ни один цветочек не мог вырасти. Цвести будем мы, сорняки.
Колючка и Репей (поют и пританцовывают под музыку из кинофильма «Джентльмены удачи»):
Вы, ребята-сорняки,
Засоряйте цветники!
Коль цвести вы будете,
Все цветы погубите.
Жара:Ишь развеселились! Тихо! Нас могут услышать. Сейчас я засею семенами сорняков всю землю, и ни один благородный цветок никогда здесь не расцветет!
Бегает по залу и разбрасывает семена. Появляются Фея Цветов и Травушка.
Травушка: Дорогая Фея! Посмотрите, что они вытворяют? Они загубят все наши цветы.
Фея: Надо позвать Колокольчика! Пусть звонит тревогу!
Колокольчик голубой,
Появись передо мной!
Раздается мелодичный звон. Появляется мальчик-Колокольчик.
Жара: Он вам не поможет. Я добавлю жару и высушу его.
Репей и Колючка: А мы забросаем его своими колючками.
Колокольчик(громко звонит в колокольчик):
Меня колючки не страшат!
Друзья на помощь мне спешат!
Под музыку появляются девочки-капельки.
Капельки: Ты звал нас, Колокольчик?
Чем мы можем тебе помочь?
Колокольчик: Нужно полить все цветочки, а то Жара совсем засушила их.
(Под музыку Ф.Лэя из кинофильма «Шербурские зонтики» девочки-капельки танцуют.)
Фея: Капельки полили землю, Жара больше не страшна цветам. Но им угрожают Колючка и Репей.
Колючка: Ха-ха-ха! Вы нас не победите.
Репей: Нас много.
Колючка и Репей танцуют хулиганский танец под музыку из кинофильма «Двенадцать стульев».
Колокольчик:
Ветерок! Прилетай!
Все колючки разметай!
Звучит фонограмма шума ветра.
Голос ветра (издалека): Спешу на помощь! Пусть на земле цветут цветы!
Колючка и Репей пытаются бороться с порывами ветра. Ветер уносит их прочь.
Колокольчик: Ну вот: нет больше ни жары, ни колючек!
Фея: Спасибо тебе, храбрый Колокольчик.
Травушка: Посмотрите, посмотрите! По-моему, Ромашка просыпается.
Звучит музыка Мари Кони «Танец ромашки». Девочка-Ромашка, танцуя, «оживает».
Ромашка: Ах, как долго я спала! Кто же меня разбудил?
Травушка: Спать бы тебе вечно под гнетом Жары и колючек, если бы не Колокольчик
Колокольчик: Всегда готов прийти в беде на помощь!
Ромашка: Спасибо тебе, Колокольчик.
Фея:
Ромашка, колокольчик!
Цветочки полевые.
Как радостно нам видеть,
Что снова зацвели вы!
Травушка: Как же красиво стало вокруг! Все цветы распустились!
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Все цветы танцуют.


































Литература для учителя.

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997.

2.«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010)
3.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

4.Интеграция учебной и внеурочной деятельности в обеспечении метапредметных и личностных результатов начального образования: методическое пособие/ под.ред. Н.В. Калининой, А.П.Мишиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 2013 год.

5. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

6.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.

7.Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр. — М., 2006.

8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

9. Программа внеурочной деятельности для младших школьников « Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» : общеинтеллектуальное направление/ С.Ю. Прохорова, Е.А.Хасьянова.- М.: Издательство « Планета», 2013г.-40с.

10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

11. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г

Литература для учащихся.

1.Азбука юного ульяновского школьника,или Путешествие по родному краю/ Прохорова С.Ю., ХасьяноваЕ.А.- М.: Планета, 2013г.-128с.- ( Моя малая родина)

2. Делу время, потехе час; Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/ Рис. Л. Кузнецова.- Переизд.- М.: Дет. лит., 1998.- 32с.

3. Детям на потеху: Русские народные песни, загадки, пословицы/ Сост. Э. Померанцевой; Рис. В. Конашевича.- Переизд.- М.: Дет. лит., 1991.- 63 с.: ил.

4. Поиграем-ка, ребята: Сборник/ Сост. С.М. Эйдлин.- 2-е изд., доп.- Самара: Кн. Изд-во, 2005г.- 64 с.

5. Русские народные сказки: Ростов н/Д: Изд-во « Проф-Пресс», 2000.- 608с.; с ил.

6.Ушинский К.Д. Два плуга. Рассказы/ Худож. Б. Ольшанский.-М.: Дет.лит., 1995.- 32с.; ил.

7.Хрестоматия по литературе для 1,2 классов средней школы/ Сост. Л.В. Назаренко.- 2-е изд., перераб. И доп.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та,1997.- 288с., илл


МКОУ Репьевская средняя общеобразовательная школа

Пр. №________ от ________

Согласовано: Утверждаю:

зам. директора по ВР директор школы

_____________И.А.Журавлёва _____________Т.А.Терещенко


Программа

театрального кружка « Теремок»

Количество часов – 68

2часа в неделю

Рассмотрено на ШМО

руководитель ШМО:

_________Т.Н.Ставенко

Пр.№1 _______________


Учитель: С.В.Савинова







6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности школьного театра "Теремок"

Автор: Савинова Светлана Владимировна

Дата: 15.02.2019

Номер свидетельства: 499853


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства