Методика "Словарная мобильность". Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин. Оценка. 6 - 7 слов - высокий уровень; 4 - 5 слов - средний, 2 - 3 слова - низкий.
Задание Б. Оканчивание слов. Ход работы. Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д. Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень. Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень. Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.
Задание В. Образование предложений с данными словами. Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова: 1) девочка, мячик, кукла; 2) лето, лес, грибы. Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г. Подбор рифмы. Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д. Общий словарный запас. Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.
Приложение. КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Дыхательные упражнения и игры "БЕГЕМОТИК". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). "КАЧЕЛИ". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос. "НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. "ДЫХАНИЕ". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты. "ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. "ЛИСТОПАД". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони. "СНЕГОПАД". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони. "КОРАБЛИК". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка. 1.1 О, А НЕ по траве, а около катилось «О» и охало. «О» охало, «о» окало…Не по траве, а около… 1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! На меду медовик, а мне не до медовика. УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории: а) почтенный трепет; б) готовность смеяться вместе с вами;; в) восторг; д) панический ужас; е) восхищение. УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказовой интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце – «мудрое наставление – «намек добрым молодцам». Вариант 1: Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка! Вариант 2: Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. Сказка — быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая. УПРАЖНЕНИЕ 4. Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает. Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане? Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане. Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане? Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане. УПРАЖНЕНИЕ 1. Формирование правильной осанки Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка. 1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки. 1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками. 1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек» И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено – с восклицанием «раз»! 1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях:ух-ух-ух! Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже. УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко. 2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох: вдох через нос – выдох через рот, краткий глубокий вдох – замедленный выдох, медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох. При глубоком вдохе: медленный выдох, воздух выходит узкой струей, выдох несколькими равными порциями (толчками), выдох двумя неравными порциями. 2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета. 2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов. 2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. Гудок – приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н… Шум ветра: В-В-В-В… Писк летающего комара: З-З-З-З…. Рычание собаки: Р-Р-Р…. Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С… Звук поддерживайте без усилий, свободно. Игры на развитие внимания и воображения (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е. Р. Ганелина) 1.«Нарисую у тебя на спине…» Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине. Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами. 2. «Рисунки на заборе» Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра. 3. «Цирковая афиша» Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия. Заюшкина избушка Действующие лица: Лиса Собаки Петух Заяц Медведь Ведущий: У лесочка на опушке В лубяной своей избушке Мирно заяц жил косой рядом с рыжею лисой. Но Ленивая лисица не желая потрудиться- Дом построить лубяной, А вселилась в ледяной. Да надумала дразниться. Лиса: Хороша моя светлица, а твоя - тесна, темна, над землей едва видна. Заяц: Что с избушкой станет летом? Призадумайся об этом… По весне растает лед - кто тебя к себе возьмет? Ведущий: Вот весною лед растаял, ледяной избы не стало….. Стала хитрая лисица К заюшке на двор проситься. Лиса: Ты прости уж, сделай милость! Заяц: Не пущу. Зачем дразнилась? Ну да ладно! Не до ссор….Проходи лиса на двор! Лиса : Ты пусти хоть на крылечко…Много ль надо мне местечка? Добрый заинька, прости, пожалей меня, пусти! Заяц: Надо Лисоньку пустить, чаем сладким угостить. Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке. Ты за старое прости, в избу лисоньку пусти. Лиса : Заинька, пусти на печку… Заяц: Как тут ей не уступить?! Полезай уж, так и быть! Лиса: Не желаю жить с тобой, убирайся вон Косой! Первая собака: Тяф, тяф, тяф! О чем ты плачешь? Почему, дружок не скачешь? Вторая собака: Расскажи нам, сделай милость, что с тобою приключилось? Заяц: Жил я в лубяной избушке Здесь, на этой вот опушке, а лисица – в ледяной. Как растаял лед весной, жить ко мне она пришла Да меня же прогнала! Первая собака: Полно, слез не лей ты море! Вторая собака: Твоему поможем горю! Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, лиса, убирайся вон в леса! Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, лиса, убирайся вон в леса! Лиса: Вот как выскочу сейчас, вот как выпрыгну на вас. Если не хотите драки, убирайтесь вон, собаки! Медведь: Полно, заинька, реветь! Ты ответь мне, сделай милость, Что с тобою приключилось? Медведь: Не горюй, дружок! Лису я заставлю жить в лесу. Заяц : Да ее собаки гнали. Гнали, гнали - не прогнали. Вон бегут они вдали, еле ноги унесли….. Медведь: Ну-ка, рыжая лиса, вон ступай в свои леса! Лиса: Вот как выскочу сейчас, искры полетят из глаз! Убирайся сам, медведь. На меня не смей реветь! Медведь: Стыд какой! Нехорошо! Тьфу! Петух: Плачешь ты о чем, Косой? Петух: Не горюй, приятель! Вскоре твоему поможем горю! Покажу Лисе косу - живо выгоню Лису! Заяц: Да ее собаки гнали, но с испугу убежали. Гнал и сам медведь недавно… Ты не справишься подавно! Петух: Поглядим! Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса! Убирайся прочь в леса! Вот возьму косу на плечи… Я иду Лису посечи! Лиса: Что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши! Петух: Прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи! Заяц и петух вместе: Убежала, рыжая, рыжая - бесстыжая! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась петуха! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась петуха! Теремок Действующие лица: Ведущий Лиса Медведь Волк Мышка Зайка Петушок Лягушка Ведущий: Меж деревьев теремок, он не заперт на замок. Заходи, кому охота, и живи тут без заботы. Первой мышка подошла, лапкой в двери поскребла. Заглянула, нет ли кошки, и уселась на окошке. Но друзей недолго ждут: и лягушка тут как тут. Лягушка: Ква- ква - ква! Пусти-ка, мышка, и меня к себе в домишко. Мышка: Ладно, ладно, заходи, да порядок наводи. Ведущий: Тут в окошко петушок свой просунул гребешок. Петушок: Уголочек мне найдется? Лягу спать я где придется. Ку - ка - ре - ку! Я и дом постерегу. Мышка: Ладно, ладно, заходи. Только рано не буди. Поутру мне сладко спится, поутру мне сало снится. Ведущий: Тут зайчишка прискакал, сразу мышку увидал, подошел к окошку зайка. Зайка: В теремок пусти, хозяйка. Мышка: Дверь открыта, заходи, только громко не стучи. Ведущий: Подошла к окну лиса. Лиса: Мне наскучили леса. День и ночь сиди под елкой и с тоски зубами щелкай. А у вас, я вижу, печь. Я могу блины вам спечь. Да, к тому ж, мой хвост пушистый подметает очень чисто. Лягушка: Так и быть уж, заходи, песенки твои складны. А богата ль ты делами, будет видно впереди. Ведущий: Волк бежит, разинув пасть. Волк: Как бы в терем мне попасть? И меня пустите, братцы, буду я для вас стараться, буду рад вам услужить, ночью терем сторожить. Ведущий: Мышка ласково кивнула, волку терем распахнула. Вот все рядышком сидят и в зеленый лес глядят. А по лесу кто-то бродит, ближе к терему подходит, Злобно топчется у двери, вырывает с корнем ели. Сосны тонкие ломает. Где идти не выбирает. Подошел и стал реветь. Медведь:Вишь набилось вас в окошке, словно ягоды в лукошке. В тереме вам жить не дам, в теремок залезу сам. Ведущий: Да как хватит косолапый по стене косматой лапой. Мчатся звери кто куда, но и с теремком беда. Весь затрясся, покосился, затрещал и - развалился!!! Мишка: У-У-У, мне бы жить здесь одному. Отчего и почему нет здесь терема? (оглядывается). Жадный был я, звери, мишка, разломал я ваш домишко. Мышка: Мы остались без домишка, но тебя прощаем, мишка. Лягушка: Мы с друзьями будем жить, песни петь, плясать, дружить. Лиса: И домишко мы с тобою крепче прежнего построим. Волк: С нами в круг ты становись, крепче за руки держись. Все звери: хоровод мы заведем, мы станцуем и споем. Земля – наш дом. Ход мероприятия: ( Звучит песня Ю.Антонова «Родные места») Учитель: Дорогие ребята, гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашем большом доме – нашей Земле. Планета наша находится в опасности. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов, зато больше загрязняется воздух, водоемы. Из – за этого страдают многие растения и животные, болеют люди. Ученые – экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! Человек наносит природе раны. И сегодня на нашем празднике мы постараемся ответить на вопрос: Чем мы можем помочь природе? ( На фоне презентации с музыкой дети читают стихи) Ученики: 1. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. 2. Возле речки в тумане Чуть звенят тополя… Может ими и манит Человека земля? 3. Иль березкой кудрявой, Не скупой на слова? Или кленом, который Всем лесам голова. 4. Иль плясуньей – калиной, Что сережкой трясет? Или первой травинкой, Пробивающей лед? 5. Что ж, Земля привлекает Или этим, иль тем. В суть вопроса вникая, Я так думаювсем! 6. И рябины кустами, И лужком заливным, И грибными дождями, И дождем не грибным. 7. Первой звонкой капелью И росой на устах, Соловьиною трелью В соловьиных кустах. 8. И родными местами, Где ты жил, где ты был, И цветами, цветами – Чуть о них не забыл! 9. Манят волею реки И раздольем поля… Не обманет вовеки Человека Земля! Учитель: Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Учащиеся: Шар земной – наш дом родной, Но теперь от века к веку Он в опасности большой От деяний человека. 2.Сколько мусора везде, Нет нигде цветочка, Даже солнышко сквозь лес Не пробьет окошко. То бросаем, то уроним На дороге, на траве. Мы все в мусоре утонем, Если мусор в голове. До чего ж природу жалко! Не губи ее красу! Человек, не делай свалку Рядом с городом в лесу! Лес зеленый охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Учитель: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сказку « Эко – теремок». СКАЗИТЕЛЬНИЦА: День добрый, судари, сударушки! День добрый, дорогие зрители! Вы новую сказку увидеть не хотите ли? В сказке сей полно намеков, Добрым молодцам уроков. ( Звучит музыка дождя и ветра) ЛЕСОВИЧОК: Ни тепла, ни света. Эх, скорей бы лето! А в лесу так сыро! Дождик льет и льет. Но постойте, кто – то, Кажется, идет! Да, шаги все ближе Кашель и отдышка, Я кого – то вижу. Да ведь это Мышка! МЫШКА: Я – Мышка – малышка, я сбилась с пути, Мне холодно, страшно, куда же идти? Апчхи! Вся продрогла, а надо в тепло! Ой, домик! Удача! Ура! Повезло! Пустите, друзья, отворите окошко! А вдруг здесь живет зловредная кошка? ЛЕСОВИЧОК: Не бойся, трусишка, ступай на порог! Давно не живут здесь – пустой теремок! Все ставни забиты, и дверь под замком. МЫШКА: Всю жизнь я мечтала о доме таком! ЛЕСОВ: Заброшен дом, но ты не бойся Его в порядок привести Несложно, было бы желанье Окошко вымыть, подмести Да мусор во дворе убрать- И будешь жить и поживать! МЫШКА: Не, я работать не люблю, По мне – и так сгодится Я лучше песню вам спою. Давайте веселиться. (мелодия из м/ф «Кот Леопольд») Всем котам на зло Мышке повезло – В домике хозяйка Появилась! Грязь и пауки, Но это – хи-хи! Я уже давно не веселилась! Всюду пыль и хлам, Но это – трам – пам! Убирать не буду Ни минутки! Мусор-чепуха! Просто – ха-ха-ха! Злые языки и предрассудки! ЛЯГУШКА: Какая славная избушка! МЫШКА: Кто там? ЛЯГУШКА: Да это я, лягушка! МЫШКА:Чего тебе, лягушка, надо? ЛЯГУШКА:Пусти меня хоть на денек! МЫШКА: Подружка, я ужасно рада, Что ты зашла в мой теремок! Да оставайся хоть на месяц, А если хочешь- навсегда! Мы вместе заживем прекрасно. Ну что, согласна? ЛЯГУШКА: Да! Да! Да! МЫШКА: Проголодалась? ЛЯГУШКА: Да, немножко. МЫШКА: Сейчас возьму свой рюкзачок, Здесь есть чудесная полянка- На ней устроим пикничок! (Звучит музыка природы) ЛЕСОВИЧОК: На свежем воздухе в лесу Подруги ели колбасу, Конфеты, булочки, печенье, Желе, орехи, шоколад, Зефир, клубничный мармелад, Жвачки, чипсы и варенье. ЛЯГУШКА: Спасибо, Мышь, за угощенье! ЛЕСОВИЧОК: Эй, вы куда? А как же мусор? Бутылки из-под лимонада, Фольга, коробки, целлофан, Обертки, фантики, пакеты – Кто убирать все будет это? МЫШКА: Нам убирать неинтересно! ЛЯГУШКА: Сказать по правде- просто лень! ЛЕСОВИЧОК: Но вы ж опять на это место Придете отдохнуть на день! МЫШКА: Сюда мы больше не вернемся! Ты нас напрасно не ругай! ЛЯГУШКА: В лесу полянок очень много – Какую хочешь, выбирай! ЛЕСОВИЧОК: Вот это да! Ну и подружки! А это чьи там показались ушки? МЫШКА: Ай, дили-дили-дили! А мы кого-то видели! ВМЕСТЕ Глазастого, ушастого, мохнатого, зубастого! ЛЯГУШКА: Он сидел под кустом, Громко щелкал хвостом! МЫШКА: Что за зверь ты нам ответь? ЛЯГУШКА: Не успели разглядеть! МЫШКА: Если кошка, будет худо! ЛЯГУШКА: Мышка, это ЧУДО-ЮДО! (ФИЗМИНУТКА) В гости к нам из ниоткуда прискакало Чудо-Юдо Никуда его не звали, никогда не приглашали, И никто с ним не дружил, вот оно и затужило. Лапами захлопало- ха-ха-ха Копытами затопало -цок-цок-цок Замотало головой – джага-джага-джага-джага Подняло ужасный вой – вау-вау Завертелось на полу – юмба-юмба-юмба-юмба! И с досады лопнуло – Бах! МЫШКА: Уходи скорей отсюда! (Под музыку выходит заяц) ЗАЙКА: Братцы, я не чудо-юдо Зайка я! Зовут Пушок! А дразнить нехорошо! ЛЕСОВИЧОК: Как не стыдно вам дразниться, обижать зайчишку! Лучше б в гости пригласи бедного трусишку! ЗАЯЦ: Зайка серый ,заходи, Теремок наш погляди! ЗАЯЦ: Ух ты, Мышка и Лягушка, У вас чудная избушка! А не найдется ли у вас местечка? Мне б только уголок за печкой! МЫШКА: Что ж, заживем теперь втроем не хуже! ЛЕСОВИЧОК: Да, вам давно помощник нужен! Вы и недели не прожили, А лес в помойку превратили! Чтоб все убрать, не хватит года! ЗАЯЦ: Какая славная погода! ЛЕСОВИЧОК: Тут за сто лет все не убрать! ЗАЯЦ: Послушай, хватит причитать- Ты нам мешаешь танцевать! (Заяц, мышка и лягушка танцуют) ЗВУЧИТ МУЗЫКА, появляется кот. КОТ: Привет, друзья! Мур-мур, народ! Меня зовут Разбойник – кот! Мне в мусорном контейнере жить стало очень тесно! Покинул я помойку и поспешил сюда! Ах, как же здесь прекрасно! Ну до чего ж чудесно! Пожалуй, жить останусь здесь, звери , навсегда! ЗАЯЦ: Послушай, кот-разбойник! Одумайся, очнись! Тебе в лесу не место! КОТ: Не место? Оглянись, Дружок, по сторонам Повсюду грязь, отходы и непонятный хлам! Здесь не порхают бабочки и не летают пчелы, Здесь только кучи баночек из-под кока-колы! МЫШКА: Ой, что же мы наделали? ЛЯГУШКА: Но мы ведь не хотели! МЫШКА: Мы просто пили…. ЛЯГУШКА: Мы просто ели… ЗАЯЦ: Мы песни пели…. МЫШКА: Мы играли…. КОТ: А за собой не убирали! ЛЕСОВИЧОК: Каждый уголок Земли прекрасен: Город, лес, река, цветочный плуг, Дно морское, поле- все вокруг Удивительно, чудно, неповторимо! К миру вокруг нас необходимо Относиться бережно, мой друг! ЛЯГУШКА: Если брошу я бумажку! ЗАЯЦ: Ты- бутылку! МЫШКА: Я- пакет! ЛЯГУШКА: Если уроню я фантик От жевательных конфет, Мусор поглотит планету, Уничтожит красоту. ВСЕ: Хватит мусорить, ребята! Соблюдайте чистоту! ЗАЯЦ: Кто поможет нам, ребята, Мусор одолеть проклятый? ЛЯГУШКА: Наш любимый лес убрать! МЫШКА: Кота- разбойника прогнать! УЧЕНИК: По лесочку мы пойдем Мусор вместе уберем . Пусть щебечут соловьи От зари и до зари! (Дети убирают мусор) КОТ: Люди, звери дорогие! Жить мне здесь невмоготу – Насморк, кашель, аллергия У меня на чистоту! (Звучит песня «Как положено друзьям!») УЧЕНИК: Давайте, люди, дружить друг с другом, Как птицы с небом, Как ветер с лугом. Как парус с морем, Трава с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы постараемся ответить на вопрос: «Чем мы можем помочь природе?» Ребятам 2,3,4 классов были даны домашние задания, выполняя которые они попытались ответить на этот вопрос. 2 КЛАСС – ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ. 3 КЛАСС – СОЧИНЕНИЕ « ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ» 4 КЛАСС – ИНТЕРВЬЮ « КАК ЗАЩИТИТЬ ПРИРОДУ?» (По результатам домашнего задания составляется книжка – раскладушка «Береги природу) Учитель. Да, действительно, наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина – большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины. А наша планета постепенно становится затянутой темными тучами. - Вы хотите чтобы она осталась такой? (Нет) Тогда покажите, какую планету вы хотели бы видеть? (ИГРА « Сохраним планету красивой!») Дети на плакат с изображением планеты наклеивают рисунки животных и растений. УЧЕНИК: 1.Сохраним моря и воздух, Недра, лес и тишину, Чтобы были труд и отдых, Как бывало в старину! 2. Я прекрасный видел сон, Не забудется мне он. Вот он глобус – шар земной, Такой чистый и родной! 3. Давайте будем беречь планету! Во всей Вселенной красивей нету. Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она |