Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Здоровые и спортивные»
НАПРАВЛЕНИЕ спортивно-оздоровительное
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 6-8 лет
Разработала студентка Ш-31 гр.
Шорохова А. К.
Ейск, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление и здоровья. Программа по внеурочной деятельности является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа «Здоровые и спортивные» составлена на основании программы Щербаковой Н. В. «Путь к здоровью».
Актуальность данной программы состоит в том, что отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся, было принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровые и спортивные» для обучающихся 1-х классов.
Цель: формирование представлений о здоровьесбережении и здоровом образе жизни.
Задачи:
формирование представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
формирование представлений о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах, рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
формирование представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
обучение упражнениям, направленным на сохранение зрения.
Принципы:
Принцип системности: учет всех элементов, условий, факторов при все видах информационной деятельности.
Принцип креативности: воспитание творческого начала.
Принцип вариативности: широкий спектр видов форм и способов организации внеурочной деятельности.
Принцип прочности: не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению, подогревать интерес обучающихся.
Принцип оптимальности: сочетание различных методов, средств и форм организации внеурочной деятельности.
Программа «Здоровые и спортивные» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в возрасте 6-8 лет.
Срок реализации данной программы 1 год.
Формы занятий:
Игры.
Беседы.
Тесты и анкетирование.
Дни здоровья, спортивные мероприятия.
Конкурсы рисунков, плакатов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
проявление положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
стремление поддерживать здоровый образ жизни.
Предметные:
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
Метапредметные:
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
УУД:
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Форма подведения итогов реализации программы: спортивное соревнование «Олимпийцы»
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Всего часов
Теорет.
Практич.
1
Раздел 1. «Вот мы и в школе»
4
1.1
Дорога к доброму здоровью
1
30 мин
30 мин
1.2
Здоровье в порядке – спасибо зарядке
1
30 мин
30 мин
1.3
В гостях у Мойдодыра. К. Чуковский «Мойдодыр»
1
1 ч
1.4
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
1
1 ч
2
Раздел 2. Питание и здоровье
7
2.1
Самые полезные продукты
1
1 ч
2.2
Как правильно есть
1
30 мин
30 мин
2.3
Питание и режим
1
1 ч
2.4
Из чего варят каши? Русская народная сказка «Каша из топора»
1
1 ч
2.5
Плох обед, коли хлеба нет
1
30 мин
1 ч 30 мин
2.6
Если хочешь быть здоров – правильно питайся
1
1 ч
3
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках
5
3.1
Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
1
1 ч
3.2
Экскурсия «Сезонные изменения и как их применяет человек»
1
1 ч
3.3
Как обезопасить свою жизнь
1
30 мин
30 мин
3.4
День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим»
1
1 ч
3.5
«В здоровом теле – здоровый дух»
1
1 ч
4
Раздел 4. Я в школе и дома
6
4.1
Мой внешний вид – залог здоровья
1
1 ч
4.2
Зрение – это сила
1
30 мин
30 мин
4.3
Осанка – это красиво
1
30 мин
30 мин
4.4
Веселые переменки
1
1 ч
4.5
Здоровье и домашние задания
1
1 ч
4.6
Мы - веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим!
1
1 ч
5
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов
4
5.1
Хочу остаться здоровым
1
1 ч
5.2
Вкусные и полезные вкусности
1
30 мин
30 мин
5.3
День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
1
1 ч
5.4
Как сохранять и укреплять свое здоровье
1
1 ч
6
Раздел 6. Спортивные игры
3
6.1
«Быстрее, выше, сильнее»
1
1 ч
6.2
«Здоровыми быть хотим»
1
1 ч
6.3
Игры
1
1 ч
7
Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей
4
7.1
Опасности летом
1
1 ч
7.2
Вредные и полезные растения
1
30 мин
30 мин
7.3
Вредные и полезные привычки
1
1
7.4
«Олимпийцы»
1
1 ч
Всего:
33
14 ч 30 м
18 ч 30 м
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 2. «Вот мы и в школе» (4 ч)
Тема 1. «Дорога к доброму здоровью» - дать определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», спортивные игры в малом спортивном зале (1 ч).
Тема 2. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке» - познакомить со значением утренней гимнастики для организма, выполнение комплекса упражнений для утренней гимнастики (1 ч).
Тема 3. «В гостях у Мойдодыра. К. Чуковский «Мойдодыр» - знакомство с правилами личной гигиены, инсценировка стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», обсуждение проблемной ситуации (1 ч).
Тема 4. «Праздник чистоты. «К нам приехал Мойдодыр» - повторение пройденного материала (1 ч).
Раздел 2. Питание и здоровье (7 ч)
Тема 1. «Самые полезные продукты» - беседа, рассказ о продуктах питания, разгадывание кроссворда (1 ч).
Тема 2. «Как правильно есть» - знакомство с основными принципами гигиены питания, составление памятки с правилами питания, выполнение рисунков-плакатов (1 ч).
Тема 3. Питание и режим - формирование представлений о важности регулярного питания, составление типового режима питания школьника, работа с циферблатом часов - «Покажи время завтрака, обеда, ужина», работа с пословицами (1 ч).
Тема 4. «Из чего варят каши? Русская народная сказка «Каша из топора» - инсценировка сказки «Каша из топора», составление меню к завтраку, игра «Поварята» (1 ч).
Тема 5. «Плох обед, коли хлеба нет» - расширить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу; показать, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом, игра «Собери пословицы», практическая работа – изготовление из солёного теста бубликов, кренделей, пирожков (2 ч).
Тема 1. «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим» - дать представление о значимости режима дня, проектирование своего режима дня, правильное распределение времени на различные виды деятельности (1 ч).
Тема 2. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» - экскурсия в ближайший парк, наблюдение за сезонными изменениями в природе, познакомить с факторами данного сезона, влияющих на состояние здоровья человека (1 ч).
Тема 3. «Как обезопасить свою жизнь» - познакомить с правилами безопасного поведения дома, на дороге, викторина. (1 ч)
Тема 4. День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» - спортивные игры. (1 ч)
Тема 5. «В здоровом теле здоровый дух» - закрепление пройденных тем (викторина). (1 ч)
Раздел 5. Я в школе и дома (6 ч)
Тема 1. «Мой внешний вид –залог здоровья» - дать представление культуре внешнего вида, правила повседневного ухода за одеждой, закрепление знаний о правилах личной гигиены. (1 ч)
Тема 2. «Зрение – это сила» - познакомить с правилами по профилактике нарушения зрения, разучивание упражнений для снятия напряжения органов зрения. (1 ч)
Тема 3. «Осанка – это красиво» - познакомить с факторами, влияющими на состояние осанки, правила посадки при письме, чтении, упражнения для укрепления осанки. (1 ч)
Тема 4. «Весёлые переменки» - разучивание подвижных игр. (1 ч)
Тема 5. «Здоровье и домашние задания» - закрепить знания о необходимости соблюдать режим дня, как распределить время отдыха и занятий без вреда для здоровья. (1 ч)
Тема 6. «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим!» - спортивное соревнование. (1 ч)
Раздел 6. Чтоб забыть про докторов (4 ч)
Тема 1. «Хочу остаться здоровым» - беседа со школьной мед. сестрой. (1 ч)
Тема 2. «Вкусные и полезные вкусности» - как сделать пищу вкусной и полезной, викторина «Полезные продукты». (1 ч)
Тема 3. День здоровья. «Как хорошо здоровым быть» - эстафеты с мячом. (1 ч)
Тема 4. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» - решение ситуационных задач (круглый стол). (1 ч)
Раздел 7. Спортивные игры (3 ч)
Тема 1. «Быстрее, выше, сильнее» - спортивное соревнование. (1 ч)
Тема 2. «Здоровыми быть хотим» - спортивное соревнование с элементами викторины. (1 ч)
Тема 3. Игры – разные эстафеты. (1 ч)
Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.)
Тема 1. «Опасности летом» - просмотр видеофильма, викторина. (1 ч)
Тема 2. «Вредные и полезные растения» - закрепление знаний о пользе употребления овощей и фруктов, какие растения могут нанести вред? Игра - викторина «Узнай растение». (1 ч)
Тема 3. «Вредные и полезные привычки» - беседа о вредных и полезных привычках, составление рекомендаций по формированию полезных привычек. (1 ч)
Тема 4. «Олимпийцы» - итоговый контроль знаний (спортивное соревнование с элементами викторины). (1 ч)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения внеаудиторных занятий (праздников или спортивных соревнований) используется актовый или спортивный зал. Внеаудиторные занятия включают также занятия, проводимые согласно теме и задачам (экскурсии, походы и др.) на улице.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника – игры, беседы, конкурсы рисунков, плакатов; решение ситуационных задач; экскурсии, спортивные мероприятия; театрализованные представления; тесты и анкетирование; участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Методическое пособие – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования , 2017 г.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010