Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Волшебная кисточка»»
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Волшебная кисточка»»
Программа демонстрирует развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Волшебная кисточка»»»
проект
Общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 1-4 классов
«Волшебная кисточка»»
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта знакомства с искусством народных мастеров для духовного развития школьников, их эстетического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит, любое занятие (встреча с игрушкой, творческое дело, беседа) подчинено единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Программа демонстрирует развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У наших сельских ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, предполагающая знакомство с историей народного творчества, с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента, овладение основами работы с кистью.
Особенность данной программы в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.
Темы занятий Программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения символики и орнамента, его значения, выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.
У младших школьников высокий уровень мотивации к участию в творческих конкурсах вне школы. Но один урок в неделю по учебному плану не восполняет «дефицита» художественного развития детей, не позволяет развить оформительские навыки в презентации своего продукта.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:
связь с жизнью;
систематичность, реалистичность, активность и последовательность;
индивидуальный подход в обучении и художественном развитии детей;
доступность материала;
построение программного материала от простого к сложному;
наглядность.
Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность.
Приобщить к эстетической культуре
.Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь
.Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи.
Развивать мелкую моторику рук детей.
Обогащать словарный запас детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей 1-4 класса.
Срок реализации: 4 года.
Содержание работы
Этапы развития навыков декоративного рисования.
Репродуктивный этап.
Знакомство со знаками и их значением.
Расшифровка знаков в целостной композиции.
Составление узора из отдельных знаков.
В свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.
Когнитивный этап.
Тематические занятия.
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.
Домашние задания.
Учебно-тематический план
Тема
класс
Теория
Практика
По замыслу.
Всего
1.
Народная игрушка.
1 класс
5
23
4
32
2.
Роспись, орнамент.
2 класс
5
26
3
34
3.
3 класс
5
25
4
34
4.
Русский народный костюм Быт славян.
4 класс
5
25
4
34
1 год.
№
Темы занятий
Количество занятий
1
Вводное занятие. Ознакомление с работой
1
2
Народное искусство
2
3
Дымковская игрушка
5
4
Филимоновская игрушка
5
5
Каргопольская игрушка
4
6
Богородская игрушка
4
7
Русская матрешка
4
8
Игрушки родного края
3
9
Работа над изделием по собственному замыслу.
4
10
Всего занятий
32
2 год.
№
Темы занятий
Количество занятий
1
Ознакомление с работой
1
2
Народное искусство. Северные узоры.
3
3
Борецкая роспись.
3
4
Онежская роспись.
3
5
Пермогорская роспись.
3
6
Мезенская роспись
4
7
Пучужская роспись.
3
8
Ракульская роспись
4
9
Уфтьжская роспись.
3
10
Шенкурская роспись.
3
16
Работа над изделием по собственному замыслу.
4
Всего занятий
34
3 год.
№
Темы занятий
Количество занятий
1
Вводное занятие. Ознакомление с работой
1
2
Народное искусство.
2
3
Хохлома
4
4
Гжель
5
5
Городецкая роспись
5
6
Жостово
5
8
Цветочные узоры Полохов-Майдана
5
9
Орнаменты родного края.
4
10
Работа над изделием по собственному замыслу
3
11
Всего занятий
34
4 год.
№
Темы занятий
Количество занятий
1
Ознакомление с работой
1
2
Народное искусство. Быт славян.
3
3
Русский народный женский и мужской костюм
(повседневный и праздничный)
6
4
Павлово-Посадские шали и платки
5
5
Вологодские кружева
5
8
Подарки белоствольной красавицы
2
9
Деревянное зодчество.
5
16
По замыслу
5
Всего занятий
32
Внести формы презентации (выставки, галереи, конкурсы и пр.)
Формы занятий: групповое.
Типы занятий:
освоение нового материала, повторение пройденного;
по его замыслу.
Направления:
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции; Рассматривание подлинных (по возможности) изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
Просмотр видеофильмов;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов; Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах; Использование физминуток; про это тоже в поясниловке бы, как обеспечить ЗСТ.
Создание альбомов по декоративно-прикладному искусству.
-метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
-словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
-практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); -эвристический (развитие находчивости и активности);
-частично-поисковый, метод проектов;
-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
-сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
-жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о народных промыслах.
Умеют различать изделия разных народных промыслов. Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами.
У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа.
Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя,выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество.
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ.
Посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале; Статистические данные.
Анализ успешности деятельности и достижение целей.
Анализ диагностического материала.
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
определить возможные перспективные индивидуальные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Итогом детской деятельности станут выставки детского творчества, создание декоративных книг, участие в конкурсах по народным промыслам, развлечениях, досугах, праздниках. Как бы конкретизировать?
Сказочная гжель. Ю.А. Межуева. Москва, Мозаика-Синтез. – 16 с.
Хохломская роспись. Л.А. Орлова. Мозаика-Синтез. – 16 с.
Жостовский букет. Ю.Г. Дорожин. Мозаика-Синтез. – 16 с.
Дымковская игрушка. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. Мозаика-Синтез. – 16 с.
Мезенская роспись. Ю.Г. Дорожин. Мозаика-Синтез. – 16 с.
Цветочные узоры Полохов-Майдана. Г. Бабурова. Мозаика-Синтез. – 16 с.
Филимоновские свитульки. Ю.Г. Дорожин. Мозаика-Синтез. – 16 с.
3.Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»
(Знакомство со знаками народных орнаментов)
I вариант.
Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.
Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.
Учитель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.
Сказка о богатыре Иване.
(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.
Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.
Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.
Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.
Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.
Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…
Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.
После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.
Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.
I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
«Аленкины кружева».
(Знакомство детей с вологодским кружевом)
Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше, да скорее всего – кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.
Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, и корову подоит, а потом сама садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые. Узоры редкие.
Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые – и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.
Эх, шелку бы сюда! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить.
Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:
-Наверное такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!
Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.
Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:
-Сто, не сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!
Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:
-Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.
И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.
А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.
Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие – ругаются. У иных век носи – не износишь, а у других – на глазах тают.
Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная да жестокая, скупая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.
Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты – сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня и говорит:
-Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!
Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:
-Все продай,- говорит.- Все куплю!
А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.
-Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого подзора.
-Ах ты, холопка! – кричит барыня. – Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром – силой возьму! – хлопнула дверью и ушла.
Вздохнула вдова:
-Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!
Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева похитил.
Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дама отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.
Когда вернулись Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нету.
Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:
-Неужто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.
Мать ей кричит вдогонку:
-Куда ты, Аленка, куда?
А она:
-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!
Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.
Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет – иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:
Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:
-Смотри!
И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.
Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Отвела глаза Аленка от зеркала… Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость. А весной, когда растаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась домой Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.
Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?