Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельность "В царстве Моторики"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 35 города Орла
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
ШМО учителей нач. классов Зам. директора по ВР Директор школы
Руководитель ШМО _______________ __________М.А. Романова
_______________ от «___»________2016 г. Приказ № _______
Протокол № ________ от «___»__________ 2016 г.
от «___»__________ 2016 г.
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В ЦАРСТВЕ МОТОРИКИ»
1 КЛАСС
Программу составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Войциховская Н.А.
Орёл, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка его школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с ограниченными способностями к обучению вследствие нарушения слуховой функции.
В связи с принятием таких основополагающих документов, как Закон РФ «Об образовании»; федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья наметилась смена парадигмы образования в целом. Эти документы, по сути, изменили концепцию отечественного специального образования, придав ей гуманистический характер. Изменились и представления о людях с ограниченными возможностями здоровья.
Огромную важность в образовании обучающихся 1-х классов приобретают вопросы развития двигательной сферы, общей и мелкой моторики. Развитие ребенка в данном направлении положительно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата.
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей занимались Л.В. Рябова, А.А. Коржова, Л.Б. Дзержинская, Э.В. Молчанов и другие. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. Трудности статического и динамического равновесия проявляются и в школьном возрасте.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук - это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») обучающихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «В Царстве Моторики» для младших школьников продиктована особенностями развития мелкой моторики у младших школьников.
Программа по развитию мелкой моторики «В Царстве Моторики» предназначена для занятий с детьми 6-7 летнего возраста в условиях общеобразовательной школы.
Основной целью программы «В Царстве Моторики» является создание условий для развития мелкой моторики у обучающихся 1-х классов.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствование координации движений руки и глаза;
- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
- формирование интереса и положительной мотивации обучения;
- развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги;
-формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Формы организации деятельности детей на занятии:
фронтальная,
работа парами,
индивидуальная работа.
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
Программа «В Царстве Моторики» включает комплексное использование следующих методов специального образования (по классификации Ю.К. Бабанского):
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
перспективные – передача и восприятие учебной информации посредством чувств;
особенные – беседа, рассказ, инструкция;
наглядные – демонстрации (в том числе электронные), иллюстрация;
практические – упражнения; (в том числе с использованием ИКТ);
самоуправления учебными действиями – самостоятельная работа с тетрадью, предметами.
- Методы стимулирования и мотивации учения
формирование интереса к учению – познавательные игры, театрализация, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;
формирование долга и ответственности в учении – поощрение, порицание.
- Методы контроля и самоконтроля
Принципы программы
Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Общая характеристика курса
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психологического напряжения.
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
1.1) знакомство детей с учебными предметами: карандашом, ручкой, правилами их использования;
1.2) знакомство детей с правилами посадки при письме, рисовании;
1.3) создание в классе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Структура коррекционно-развивающего занятия
Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минут.
Основная часть – 25 минут.
Заключительная часть – 5 минут.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая некоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной частисоответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие речи, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями. Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым мячом, а также следующие упражнения:
- рисование линий;
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- графические диктанты;
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
- обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В данном случае, это «кинезиологический комплекс», способствующий межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации.
Место курса «В Царстве Моторики» в учебном плане
Программа «В Царстве Моторики» может быть использована на занятиях во внеурочное время. Она рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет , 66 часов в 1 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Коррекционное развитие». Занятия проводятся в группах (10 – 15 человек) по 35 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
беседа
дидактическая игра
ролевая игра
физические упражнения
коллективное творчество
индивидуальная корректировка действий.
Результаты изучения курса «В Царстве Моторики»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.