kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочного курса "Вундеркинд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочного курса  является программой познавательной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного курса "Вундеркинд"»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Вундеркинд» является программой познавательной направленности. Программа составлена на основании учебно-методического комплекта И. Л. Никольской и Л. И. Тиграновой «Гимнастика для ума» рекомендованной Российской Академией Образования - Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва 20011г.

Стержневую линию занятий составляет формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.

Наряду с перечисленными вопросами, составляющими стержневую линию, в каждое занятие включены задания, связанные с формированием некоторых речевых (языковых) умений, простейших эвристических (поисковых) умений, элементов творческого мышления. К заданиям такого рода относятся загадки, ребусы, шарады, анаграммы, словесные игры и т.д. Эту часть содержания занятий можно пополнить и варьировать, используя материал игротеки.

Каждая беседа (занятие) объединяет фрагменты отдельных линий, пронизывающих изложение и переплетающихся в различных сочетаниях. Одно и то же задание может нести несколько дидактических функций, связанных с различными линиями.

Таким образом, изложение носит «полифонический» характер, причем каждая «мелодия» (линия) развивается в сложном гармоническом сочетании с другими.

Присутствие каких-либо персонажей позволяет объединить общим контекстом разнородные фрагменты занятия, придать ему ту или иную эмоциональную окраску, создать ассоциативный фон, расцветить его экскурсами в этимологию, историю, параллелями, аналогиями, метафорами, литературными реминисценциями. В рамках беседы удается в естественной разговорной форме дать необходимые пояснения, подсказки, комментарии.

При изучении курса у учащихся накапливаются представления и «предзнания» (в значительной части на подсознательном уровне), готовящие его к осознанному восприятию, пониманию и усвоению относительно полных и систематизированных сведений из логики и других сфер общего интеллектуального развития.

В процессе изучения курса «Вундеркинд» учащиеся расширяют свой словарный запас (активный и пассивный), знакомясь с новыми словами, словосочетаниями, фразеологическими оборотами. Учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы новый для учащихся языковой материал естественно и органично встраивался в речь, адекватно понимался ими и правильно употреблялся.

По каждому занятию дается перечень слов и выражений, которые учащиеся должны усвоить на уровне понимания либо на уровне активного употребления. Под пониманием слова (выражения) подразумевается правильное представление о его значении в данном контексте.

Усвоение слов и выражений на уровне активного словоупотребления может быть обеспечено лишь постоянным и целенаправленным привлечением к ним внимания учащихся по мере появлений (первичных и повторных) этих словесных конструкций в тексте пособия. В словаре же эти слова и выражения фигурируют только один раз в связи с тем занятием, на котором они вводятся впервые.

Возможно, что для некоторых учащихся предлагаемый словарь окажется избыточным: он рассчитан на средний уровень речевого развития детей, заканчивающих начальную школу.

Цель программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомство детей с основными первоначальными логическими представлениями и умениями, логической интуицией.

Формирование умения выделять, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Обучение различным приемам дедукции.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования, математики, литературного чтения и других предметов.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие словарный запас, речь.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие визуального мышления, наблюдательности, эвристических умений, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познавательному процессу.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование гигиенической культуры

Общая характеристика курса

Программа направлена на развитие мышления и речи учащихся начальных классов. Курс должен формировать логическую грамотность школьников и наряду с этим обеспечивать развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте.

Развитие мышления в начальной школе - дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискурсией и инсайтом, осознанным и подсознательным. Очевидно, что для этих целей не годится традиционный учебник с сериями однотипных упражнений и сухими пояснениями к ним, даже если эти упражнения - «развивающего характера».

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками.

Для того чтобы программа выполняла свое назначение, необходимо было найти адекватную этому назначению форму — ненавязчивую, непринужденную, занимательную, доступную младшему школьнику, а главное — естественным образом вовлекающую его в деятельность, развивающую мышление во всех означенных направлениях.

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

Теория: игровая форма занятий по обучению логическому мышлению.

Практика: решение логических задач, головоломок, шарад, ребусов.

Форма проведения занятий: групповая и индивидуальная.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс рассчитан на 68 ч. в1-4 классах (2ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов курса является развитие логического мышления детей, которое неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребёнка.

Познавательные и творческие способности у детей следует формировать с одновременной активизацией их мышления и воображения. Этим целям должны служить задания творческого типа.

В формировании школьника огромная роль принадлежит развитию мышления и речи учащихся. Начальная школа - очень важная ступень в образовании. Программа направлена на развитие мышления и речи учащихся начальных классов. В ходе занятий формируется у детей логическое, эвристическое и творческое мышление.

Программа «Вунеркинд» - это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой дети научатся чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные полезные качества, которые все вместе составляют умственную культуру. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Она представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса



Личностными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих умений:

• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

• развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Метапредметными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

• уметь работать по предложенным инструкциям.

• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Коммуникативные УУД:

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

• уметь работать в паре и в коллективе.

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Предметными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

- как работать не только с готовой информацией, а с материалом для манипулирования, наблюдения и размышления;

- пользоваться знаниями, полученными на уроках математики, родного языка, окружающего мира и других школьных предметов.

Уметь:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

- рассуждать, производить простейшие умозаключения, работать по алгоритму.

Содержание учебного курса.

Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие. Классификация и сериация. Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения. Дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода, смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и порядка.

Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений

Слова, выражающие логические отношения: и, или, если..., то..., все, некоторые, поэтому, отсюда (из этого) следует (вытекает).

Слова (словосочетания), выражающие количественные отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один (два, три, ...).

Слова, выражающие модальность суждения: верно (истинно), неверно (ложно), возможно, невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.

Формирование простейших эвристических (поисковых) умений

Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обобщение, обоснование). Умозаключения по индукции, аналогии.

Перекодирование информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное рисование.

Целенаправленный перебор логических возможностей. Комбинаторные задачи.

Формирование элементов творческого мышления. Развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства

гармонии, визуального мышления

Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составление). Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов, палиндромов).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

первый год обучения



Содержание курса

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности обучающихся


Оперирование признаками предметов


38


8


З0


Формирование первоначальных логических представлений


Описания

и определения



12


2


10

Формирование творческого мышления


Систематизация


18


1


17

Формирование умения систематизи-ровать предметы, явления и т. д

ИТОГО:


68

11

57




второй год обучения

Содержание курса


Общее кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности обучающихся

Оперирование признаками предметов


34


3


31

Отработка навыков.

Описание и определения


15


4


11

Составлять описание объектов, путём перечисления неко-торой совокупности их существенных признаков.

Систематизация


11


1


10

Классифицировать объекты по заданному осно-ванию, находить ошибки в клас-сификации

Логические операции


4


1


3

Помечать закономерности. Делать индук-тивные выводы (обобщения)

Дедуктивное мышление


4


1


3


Приводить простейшие доказательства.


Итого


68


10


58




третий год обучения



Содержание курса

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности обучающихся

Оперирование признаками предметов


27


2


25

Отработка навыков.

Описание и определения


15


4


11

Распознавать объекты по их описаниям, подбирать родовые и видовые понятия

Систематизация


14


3


11

Проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию

Логические операции


7


1


6

Осуществлять направленный перебор логических возможностей

Дедуктивное мышление


5



2


3

Приводить простейшие доказательства. Составлять круговые схемы.

Итого

68

12

56





Способы фиксации результатов

Предполагается, что в ходе занятий по курсу «Вундеркинд» учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, составляющих необходимый минимум на этапе окончания начальной школы и перехода в среднюю.

Умения распределены по группам:

VII. Оперирование признаками предметов

VIII. Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, ограничение, конкретизация.

IX. Определения.

X. Алгоритмы

XI. Классификация.

XII. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства)

По каждой из шести групп даются перечень умений и соответствующие задания, проверяющие их сформированность.

Заданиями определяются уровень трудности тестирования и примерная типология тестов. Задания повышенной трудности помечены звёздочкой. Пользуясь данными образцами, учитель легко может составить варианты заданий в нужном количестве.

• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года

• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение КВН

• Проведение соревнований «Самый умный», «Умники и умницы»

• Проведение олимпиад, предметных недель

Список литературы для родителей и детей:

1.Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972г.

2.Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М., 1978

3.Козлова Е. Г. Сказки подсказки – М., 1994

4.Компаниец В. Г. Игры и развлечения – М., 1954

5.Полякова А. В. Тетрадь «Занимательные задания по русскому языку. 1 кл. в 2-х частях» - ООО « МТО холдинг» - 2009

6.Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс – М., Изд. «Экзамен» 2010г.

Список литературы для педагога:

1.Волина В. Учимся играя – М. «Новая школа» 1994.

2.Голубь В. Т. «Графические диктанты» пособие для занятий с детьми 5-7лет – М., ВАКО, 2009

3.Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2004

4.Минскин Е. М. От игры – к знаниям. – М. , 1987






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Программа внеурочного курса "Вундеркинд"

Автор: Смирнова Алла Васильевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства