Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного курса "Вундеркинд"»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Вундеркинд» является программой познавательной направленности. Программа составлена на основании учебно-методического комплекта И. Л. Никольской и Л. И. Тиграновой «Гимнастика для ума» рекомендованной Российской Академией Образования - Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва 20011г.
Стержневую линию занятий составляет формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.
Наряду с перечисленными вопросами, составляющими стержневую линию, в каждое занятие включены задания, связанные с формированием некоторых речевых (языковых) умений, простейших эвристических (поисковых) умений, элементов творческого мышления. К заданиям такого рода относятся загадки, ребусы, шарады, анаграммы, словесные игры и т.д. Эту часть содержания занятий можно пополнить и варьировать, используя материал игротеки.
Каждая беседа (занятие) объединяет фрагменты отдельных линий, пронизывающих изложение и переплетающихся в различных сочетаниях. Одно и то же задание может нести несколько дидактических функций, связанных с различными линиями.
Таким образом, изложение носит «полифонический» характер, причем каждая «мелодия» (линия) развивается в сложном гармоническом сочетании с другими.
Присутствие каких-либо персонажей позволяет объединить общим контекстом разнородные фрагменты занятия, придать ему ту или иную эмоциональную окраску, создать ассоциативный фон, расцветить его экскурсами в этимологию, историю, параллелями, аналогиями, метафорами, литературными реминисценциями. В рамках беседы удается в естественной разговорной форме дать необходимые пояснения, подсказки, комментарии.
При изучении курса у учащихся накапливаются представления и «предзнания» (в значительной части на подсознательном уровне), готовящие его к осознанному восприятию, пониманию и усвоению относительно полных и систематизированных сведений из логики и других сфер общего интеллектуального развития.
В процессе изучения курса «Вундеркинд» учащиеся расширяют свой словарный запас (активный и пассивный), знакомясь с новыми словами, словосочетаниями, фразеологическими оборотами. Учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы новый для учащихся языковой материал естественно и органично встраивался в речь, адекватно понимался ими и правильно употреблялся.
По каждому занятию дается перечень слов и выражений, которые учащиеся должны усвоить на уровне понимания либо на уровне активного употребления. Под пониманием слова (выражения) подразумевается правильное представление о его значении в данном контексте.
Усвоение слов и выражений на уровне активного словоупотребления может быть обеспечено лишь постоянным и целенаправленным привлечением к ним внимания учащихся по мере появлений (первичных и повторных) этих словесных конструкций в тексте пособия. В словаре же эти слова и выражения фигурируют только один раз в связи с тем занятием, на котором они вводятся впервые.
Возможно, что для некоторых учащихся предлагаемый словарь окажется избыточным: он рассчитан на средний уровень речевого развития детей, заканчивающих начальную школу.
Цель программы - способствовать формированию у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными первоначальными логическими представлениями и умениями, логической интуицией.
Формирование умения выделять, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Обучение различным приемам дедукции.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования, математики, литературного чтения и других предметов.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие словарный запас, речь.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие визуального мышления, наблюдательности, эвристических умений, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к познавательному процессу.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование гигиенической культуры
Общая характеристика курса
Программа направлена на развитие мышления и речи учащихся начальных классов. Курс должен формировать логическую грамотность школьников и наряду с этим обеспечивать развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте.
Развитие мышления в начальной школе - дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, дискурсией и инсайтом, осознанным и подсознательным. Очевидно, что для этих целей не годится традиционный учебник с сериями однотипных упражнений и сухими пояснениями к ним, даже если эти упражнения - «развивающего характера».
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками.
Для того чтобы программа выполняла свое назначение, необходимо было найти адекватную этому назначению форму — ненавязчивую, непринужденную, занимательную, доступную младшему школьнику, а главное — естественным образом вовлекающую его в деятельность, развивающую мышление во всех означенных направлениях.
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.
Теория: игровая форма занятий по обучению логическому мышлению.
Практика: решение логических задач, головоломок, шарад, ребусов.
Форма проведения занятий: групповая и индивидуальная.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 68 ч. в1-4 классах (2ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов курса является развитие логического мышления детей, которое неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребёнка.
Познавательные и творческие способности у детей следует формировать с одновременной активизацией их мышления и воображения. Этим целям должны служить задания творческого типа.
В формировании школьника огромная роль принадлежит развитию мышления и речи учащихся. Начальная школа - очень важная ступень в образовании. Программа направлена на развитие мышления и речи учащихся начальных классов. В ходе занятий формируется у детей логическое, эвристическое и творческое мышление.
Программа «Вунеркинд» - это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой дети научатся чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные полезные качества, которые все вместе составляют умственную культуру. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Она представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих умений:
• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
• развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
Метапредметными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
• уметь работать по предложенным инструкциям.
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Коммуникативные УУД:
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
• уметь работать в паре и в коллективе.
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Предметными результатами изучения курса «Вундеркинд» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- как работать не только с готовой информацией, а с материалом для манипулирования, наблюдения и размышления;
- пользоваться знаниями, полученными на уроках математики, родного языка, окружающего мира и других школьных предметов.
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
- рассуждать, производить простейшие умозаключения, работать по алгоритму.
Содержание учебного курса.
Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов. Выделение признаков, сравнение объектов по их признакам, описание предметов посредством их признаков. Отношения рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Определение через род и видовое отличие. Классификация и сериация. Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения. Дедукция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе интуитивно понимаемых правил логического вывода, смысла логических связок и кванторов, свойств отношения эквивалентности и порядка.
Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений
Слова, выражающие логические отношения: и, или, если..., то..., все, некоторые, поэтому, отсюда (из этого) следует (вытекает).
Слова (словосочетания), выражающие количественные отношения: хотя бы один, не более, не менее, ровно один (два, три, ...).
Слова, выражающие модальность суждения: верно (истинно), неверно (ложно), возможно, невозможно, вероятно, можно, нужно, необходимо, достаточно, примерно, приблизительно, почти. Эквивалентные переформулировки вопросов и ответов, адекватных им по форме.
Формирование простейших эвристических (поисковых) умений
Поиск и выявление закономерностей (непосредственное усмотрение, обобщение, обоснование). Умозаключения по индукции, аналогии.
Перекодирование информации: коды и шифры, графы, действия по алгоритму, словесное рисование.
Формирование элементов творческого мышления. Развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства
гармонии, визуального мышления
Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы (решение и составление). Игры «в слова» (угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, игры типа «Эрудит», «Превращение мухи в слона», составление акростихов, палиндромов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первый год обучения
Содержание курса
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Основные виды деятельности обучающихся
Оперирование признаками предметов
38
8
З0
Формирование первоначальных логических представлений
Описания
и определения
12
2
10
Формирование творческого мышления
Систематизация
18
1
17
Формирование умения систематизи-ровать предметы, явления и т. д
ИТОГО:
68
11
57
второй год обучения
Содержание курса
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Основные виды деятельности обучающихся
Оперирование признаками предметов
34
3
31
Отработка навыков.
Описание и определения
15
4
11
Составлять описание объектов, путём перечисления неко-торой совокупности их существенных признаков.
Систематизация
11
1
10
Классифицировать объекты по заданному осно-ванию, находить ошибки в клас-сификации
Логические операции
4
1
3
Помечать закономерности. Делать индук-тивные выводы (обобщения)
Дедуктивное мышление
4
1
3
Приводить простейшие доказательства.
Итого
68
10
58
третий год обучения
Содержание курса
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Основные виды деятельности обучающихся
Оперирование признаками предметов
27
2
25
Отработка навыков.
Описание и определения
15
4
11
Распознавать объекты по их описаниям, подбирать родовые и видовые понятия
Систематизация
14
3
11
Проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию
Приводить простейшие доказательства. Составлять круговые схемы.
Итого
68
12
56
Способы фиксации результатов
Предполагается, что в ходе занятий по курсу «Вундеркинд» учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений, составляющих необходимый минимум на этапе окончания начальной школы и перехода в среднюю.
Умения распределены по группам:
VII. Оперирование признаками предметов
VIII. Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, ограничение, конкретизация.
IX. Определения.
X. Алгоритмы
XI. Классификация.
XII. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства)
По каждой из шести групп даются перечень умений и соответствующие задания, проверяющие их сформированность.
Заданиями определяются уровень трудности тестирования и примерная типология тестов. Задания повышенной трудности помечены звёздочкой. Пользуясь данными образцами, учитель легко может составить варианты заданий в нужном количестве.
• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение КВН
• Проведение соревнований «Самый умный», «Умники и умницы»
• Проведение олимпиад, предметных недель
Список литературы для родителей и детей:
1.Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972г.
2.Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М., 1978
3.Козлова Е. Г. Сказки подсказки – М., 1994
4.Компаниец В. Г. Игры и развлечения – М., 1954
5.Полякова А. В. Тетрадь «Занимательные задания по русскому языку. 1 кл. в 2-х частях» - ООО « МТО холдинг» - 2009
6.Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс – М., Изд. «Экзамен» 2010г.
Список литературы для педагога:
1.Волина В. Учимся играя – М. «Новая школа» 1994.
2.Голубь В. Т. «Графические диктанты» пособие для занятий с детьми 5-7лет – М., ВАКО, 2009
3.Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2004