Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета начального общего образования по русскому языку(ОВЗ)»
Согласовано: Утверждаю:
заместитель директора по УВР директор МКОУ «Брединская СОШ №1»
Теряева З.И. Ивашкова Т.А.
«___» ____________ 2018 года «___»___________ 2018 года
Адаптированная общеобразовательная программа
учебного предмета начального общего образования,
календарно-тематическое планирование
по русскому языку.
VIII – вид
Класс: 4б
Количество часов:
русский язык: всего 85 часов; в неделю 2,5часа.
Программу разработал:
учитель начальных классов
высшей категории,
Прокопова Ольга
Викторовна
Бреды, 2018 год
Русский язык.
4 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой.
Программа составлена с учетом уровня развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Цели и задачи обучения предмету
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 2,5 ч в неделю, всего на курс — 85 ч.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
6. Содержание учебного предмета, курса
№п/п
Наименование разделов
Всего часов
1
Повторение
4
2
Звуки и буквы
37
3
Слово
35
4
Повторение пройденного
9
Итого:
85
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план/
факт
Коррекционная работа
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Повторение.
4ч
--
1
Повторение о предложении. Деление текста на предложения.
1
Коррекция грамматического строя речи
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Развитие связной устной и письменной речи
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
Коррекция связной письменной речи
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Составлять предложения из слов.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
2
Связь слов в предложении.
1
3
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
1
4
Закрепление по теме «Предложение». Самостоятельная работа.
1
Звуки и буквы.
37ч
--
5
Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.
1
Развитие связной устной и письменной речи.
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля
Развитие фонематического слуха и восприятия
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
Коррекция фонематического слуха
Развитие самоконтроля; произвольного внимания
Коррекция слухового восприятия и внимания
Коррекция фонематического слуха и восприятия
Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении
Коррекция связной письменной речи
Коррекция грамматического строя речи
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Развитие связной устной и письменной речи.
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля
Развитие фонематического слуха и восприятия
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
Коррекция фонематического слуха
Развитие самоконтроля; произвольного внимания
Коррекция слухового восприятия и внимания;
Коррекция фонематического слуха и восприятия
Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении
Коррекция связной письменной речи
Развитие фонематического слуха и восприятия
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
Коррекция фонематического слуха
Развитие фонематического слуха и восприятия
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
Коррекция фонематического слуха
Коррекция грамматического строя речи
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
Развитие связной устной и письменной речи
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Распознавать среди данных пар слов антонимы. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Наблюдатьнад произношением слов с разделительнымь.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.
Подбирать примерыслов с разделительным мягким знаком.
Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.
Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).
Объяснять написание разделительногоь в словах.
Переносить слова с мягким знаком
Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетанияжи—ши, ча—ща,чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.
Применять правило при написании слов с буквосочетаниямижи—ши, ча—ща, чу—щу.
Упражнения в написании и выделении корня в родственных словах.
1
58
Правописание согласных в корне слова.
1
59
Правописание гласных в корне слова.
1
60
Подбор родственных слов. Выделение корня.
1
61
Деление текста на предложения.
1
62
Предложение выражает законченную мысль.
1
63
Расположение слов в предложении в определенном порядке.
1
64
Контрольный диктант за 3четверть Работа над ошибками.
1
65
Предложение. Связь слов в предложении.
1
66
Постановка вопросов к словам в предложении.
1
67
Виды предложений (повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения).
1
68
Построение вопросительных предложений.
1
69
Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.
1
70
Упражнения в правильной постановке знаков препинания в конце предложения.
1
71
Сказуемое – главный член предложения.
1
72
Выделение сказуемого в предложении.
1
73
Подлежащее – главный член предложения.
1
74
Выделение подлежащего в предложении.
1
75
Второстепенные члены предложения.
1
76
Упражнения в нахождении и выделении главных и второстепенных слов.
1
Повторение.
9ч
77
Установление слов в алфавитном порядке.
1
Развитие связной устной и письменной речи
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля
Развитие фонематического слуха и восприятия
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
Коррекция грамматического строя речи
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия
Располагать заданные слова в алфавитном порядке
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Применять правило при написании слов с буквосочетаниямижи—ши, ча—ща, чу—щу.
Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
Писать с заглавной буквы имена собственные.
78
Безударные гласные в корне слова.
1
79
Годовой контрольный диктант Работа над ошибками.
1
80
Парные звонкие и глухие согласные.
1
81
Упражнения в правописании гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
1
82
Правописание предлогов.
1
83
Главные и второстепенные слова в предложении.
1
84
Знаки препинания в конце предложения.
85
Правописание имен собственных.
1
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник для 4 класса «Русский язык», Аксёнова А.К. Просвещение, 2013.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Таблицы «Алфавит», «Гласные после шипящих»
Оценочные материалы
Оценка письменныхработ учащихся
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
При оценке грамматического разбора
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора; работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.
Ошибкой в диктантеследует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибкув диктантене считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одноми том же слове.
Негрубыми ошибкамисчитаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправкахоценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибокотносятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);
— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Контрольно-измерительные материалы
Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».
Диктант №1.
Маленький художник.
Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.
Грамматическое задание:
1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.
2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:
Мальчик -(сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)
4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :
С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.
Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Диктант№2.
Кот Фока.
Ж..л у дяди Паши кот Фока. Он был ж..рный. Ч..сто кот ходил
в ч..лан. Там были мыш… Фока лож..лся в тёмном углу. Тут он сторож..л добыч… Мыши – любимая пищ.. Фоки.
Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»
Диктант.
Дятел.
Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду. Вдруг стук. Это дятел.
Головка у дятла чёрная. На макушке красная шапочка. На крыльях белые полоски. Дятлы – лесные доктора. Они лечат деревья.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
Звуко-буквенный анализ слова - деревья.
Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…
Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.
Диктант.
Кормушки.
Засыпала зима поля снегами. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.
Грамматическое задание:
В словах первого предложения расставь ударения.
Звуко-буквенный анализ слова - кормушка
Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.
Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.
Диктант.
Телевизор.
Мои родители купили новый телевизор. У телевизора огромный экран.
Мы смотрим много интересных программ. Я люблю смотреть по телевизору передачи про животных и детские фильмы. На день рождения мне подарят новый телефон. (32 сл.)
Грамматическое задание:
В предложении подчеркнуть главные члены:
Большой телевизор весит на стене.
Звуко-буквенный анализ слова - передачи
Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.
Диктант.
Ёжик.
Выбрал ёжик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ёжик за удобной постелькой. Нашёл он листья и надел на иголки. Потащил их ёж к себе в норку. Хороша у ежа постелька.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть все предлоги в тексте.
Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:
Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.
Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.
Списывание.
Школьный двор.
Звонок. Ученики выбегают … школьный двор. Они играют … мяч.
Малыши прыгают. Другие дети сидят … скамейках. Перед школой сад. Дорожки ведут … саду. Они посыпаны песком. Всё здесь сделано руками учеников.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть все предлоги в тексте.
Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:
Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.
Тема: «Знаки препинания в конце предложения» 4 класс.
Диктант.
Почему ландыш белый?
Умеешь ли ты разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Нежные ландыши растут в тени. В темноте леса насекомые не видят другого цвета. Только белые цветы заметны. Учись разгадывать загадки природы!
(30 слов)
Грамматическое задание:
В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
Сделать звуко-буквенный анализ слова : ландыш.
Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения: л..гушка, ру…кий, в..гон, в..кзал, м..лина, яг..да, ц..плёнок.