Номинация, в которой заявлена программа | Программа по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в каникулярный период. |
Полное название программы | Программа организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в условиях пришкольного лагеря «Лагерь-ярмарка возможностей»» |
Автор программы | Автор – составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 33 Блажко Лариса Леонидовна |
Сроки реализации программы | 1 смена –18 дней |
Основная направленность программы Приоритетные направления деятельности | Краеведческая. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов усиливают эффективность всех аспектов воспитания : нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом к организации краеведческой работы в летнем лагере.
Свобода выбора Приоритетом программы является создание пространства, организованного для включения детей в творческую, спортивную и интеллектуально- развивающую деятельность, где каждый открывает для себя личностную значимость знаний, значимость духовной и физической красоты; создание условий, способствующих осмысленному стремлению к самообразованию ,самосовершенствованию. Важно поддержать желание ребёнка открывать Новое, Неизведанное, научить его нестандартно мыслить, показать всё многообразие способов познания мира и совершенствования самого себя. Культурологическое Направлено на знакомство с историей родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Предусматривает повышение уровня краеведческих знаний детей , формирование и развитие личностных гуманистических качеств, воспитание гражданственности и патриотизма. Подразумевает организацию творческой деятельности краеведческой направленности, познавательной деятельности по изучению родного края. Дети узнают, что поселок, в котором они живут, прекрасен своей историей, культурой. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю. Физкультурно – спортивное Организация оздоровления детей посредством занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность. Организуемая спортивно - оздоровительная деятельность – это совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения. Нравственно-эстетическое Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Досуговое Организация кружковой работы и работы по интересам; организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы). В ходе реализации данной программы приоритеты отдаются мероприятиям краеведческой и экологической направленности. Материал используется фрагментарно и в работе по другим направлениям. |
Характеристика целевой группы | Дети от 7 до 11 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи). Количество участников программы: 35 человек География участников: п.Верхнегрушевский, ул.Школьная, д.1. |
Пояснительная записка | Новизна программы и еѐ педагогическая целесообразность заключаются в том, что содержание используется в качестве инструмента для развития у детей оздоровительно-познавательной деятельности средствами краеведения, спорта, науки, творчества, воздействующего на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природой и социальной средой. Существующая в МБОУ СОШ № 33 система работы с детьми по формированию высокой духовности и морально – нравственных качеств успешно может проходить и в условиях летнего оздоровительного лагеря. Воспитание творческого и успешного гражданина в наши дни имеет большое значение. Проблемы духовно – нравственного, патриотического воспитания детей находятся центре внимания Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Ростовской области, отдела образования Администрации Октябрьского района. В рамках реализации программ воспитания в районе проводится большая многогранная работа, которая включает физическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, а также развитие эстетических способностей детей. В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей 2017-2018 учебного года возникает необходимость организованного пребывания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в пришкольном лагере. Наибольший воспитательный эффект оказывают профильные смены. Смены с приоритетным краеведческим направлением продолжают деятельность школы по одному из главных направлений работы с детьми младшего школьного возраста. |
Актуальность | Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря. Пришкольный лагерь – это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализация и профориентация. Одним из важнейших составляющих процесса воспитания является формирование и развитие творческих, интеллектуальных способностей и позиций учащихся через активизацию социально значимой деятельности. Актуальность данной темы раскрывается в создании единой воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, традициями и достижениями области, района, поселка. Единение усилий учреждений образования и общественных организаций (ФАП, СДК, ЦРБ) способствует обеспечению высокой результативности в организации совместной деятельности взрослых и детей. Важными принципами эффективности взаимодействия являются целостность и непрерывность. Поэтому возникла необходимость в обеспечении преемственности краеведческого, духовно-нравственного и спортивно-оздоровительного воспитания в условиях летней оздоровительной кампании через содержательное наполнение свободного времени детей с использованием ресурсных возможностей нашего оздоровительного лагеря. |
Новизна программы | При использовании в практике педагогически целесообразных форм работы осуществляется непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов. Наиболее актуальны методики и технологии, позволяющие детям проигрывать различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения. В процессе такой деятельности формируется активная гражданская позиция. Программа «Лагерь-ярмарка возможностей!» проходит через всю смену и посвящена воспитанию современного нового человека, тому, что ему необходимо знать, уметь, ценить, чтобы создать свой яркий и успешный мир. Также сегодняшний человек должен обладать определенными качествами, навыками, знаниями и умениями, наличие которых диктует современность, уровень развития общества. Так, на сочетании прошлого опыта и современного развития был определен тот набор качеств и навыков, которые можно воспитывать и развивать в условиях смены пришкольного летнего лагеря. |
Цель и задачи программы | Цель: Формирование чувства успешности, творчества, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально-значимую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе. Задачи. Воспитательные: снятие психофизической напряженности у детей и подростков, накопившейся за учебный год; воспитание демократической и правовой культуры личности и социальная защита подростков; формирование гражданской позиции и патриотических чувств у подрастающего поколения; увлечение подростков полезным делом, способствующим снятию негативного влияния уличной среды; формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни путем привлечения к занятиям физической культурой и спортом; выработка положительных навыков поведения в обществе. Развивающие: создание благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка; развитие творческих способностей, выявление и развитие талантов; развитие интереса к истории родного края, прикладному творчеству. Обучающие: содействовать приобретению дополнительных практических знаний и навыков в труде, спорте, краеведении; развитие творческого потенциала ребят, включение каждого подростка в обучающую, творческую, развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. |
Краткое содержание программы | Идея всех смен: «Мы молоды и энергичны, За что ни возьмемся-все будет отлично!» Программа «Лагерь-ярмарка возможностей!» по своей направленности является комплексной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря по трем подпрограммам, реализация которых запланирована на всю смену. 1 неделя: Тематика: «Я и окружающий мир» Цель подпрограммы: раскрыть у детей гражданственность, патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благо Родины; создание комфортной психологической среды и организация творческого пространства для самопознания, самореализации и развития ребенка через включение его в различные виды деятельности, объединенные одной сюжетной линией (путешествием), (экскурсиями), (кинолекториями). Задачи: развивать терпимость к людям, активную жизненную позицию, гражданско-патриотическую направленность, расширять социокультурный опыт, кругозор; содействовать пониманию реальностей взаимозависимого мира, развитию положительного отношения к окружающим; организация творческого пространства с целью представления возможности реализовать свои способности либо определиться в каком – либо направлении деятельности дать представление о Ростовской области как административной единице; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, учить сохранять исторические традиции; дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. Тематическое планирование. 1 день «Край, в котором я живу» Открытие лагерной смены - Фестиваль агитбригад «Дон-наш общий дом!» Интерактивное путешествие по административной карте Ростовской области Составление коллажа «Донской край-мой край!» ( используются фотографии и рисунки детей) «Крепкое здоровье-крепкая страна!»-спортивные соревнования, посвященные родному краю. 2 день «Вот моя деревня…» Экскурсия «Вот моя деревня» на бугор х.Привольный Конкурс рисунков на асфальте « Мой дом и моя улица» Составление коллажа «Прежде и теперь»( фото, рисунки) Интеллектуальная игра для одаренных детей «Самый умный» по истории родного поселка. 3 день «Жизнь на Дону» Старт проекта «Жизнь и быт казаков»( изготовление поделок) Экскурсия в школьный музей по теме «История вещей» Встреча с интересными людьми: местными старожилами, местным казачеством. «Борьба поколений»-состязания со старшими товарищами в силе, ловкости, выносливости. 4 день «Казачьему роду нет переводу! » «Казачья семья»-конкурс проектов о семье. «Мама, папа, я-спортивная семья»-веселые старты Викторина для любознательных детей- «О казачестве всегда слава по Руси плыла» 4)Творческая мастерская. Обучение старинным ремеслам: вязание, вышивание, плетение, резьба по дереву. Выставка лучших работ. 5 день «На казачьем кругу» Экскурсия в школьный музей, знакомство с историей казачьих символов. Исследовательские работы «Казачьи игры» Конкурс рисунков «Цвети, мой край родной!» Викторины, кроссворды «Казачьи обычаи» 6 день « Я за мир во всем мире!» «По дорогам Победы!»- акция памяти у обелиска п.Верхнегрушевский. «Стать морским волком»-знакомство с историей морского флота России, великими адмиралами страны. Дискуссионный клуб по правилам безопасности на воде. «Язык ,у которого нет слов!»-конкурс рисунков на асфальте , посвященный мирному небу над головой. Экскурсия по мини-музею-выставка поделок, исследовательских и творческих работ, приготовленных за первую неделю. 2 неделя: «Человек и природа». Целью подпрограммы является : пропаганда понятий-экология, экологические проблемы, законы экологии; идей патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения, воспитание уважения к природным богатствам своей родной стороны, формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к экологическому наследию малой родины, создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков в рамках профильной экологической недели. Тематическое планирование. 1день « Дом, в котором мы живем!» Фестиваль агитбригад «Давайте будем беречь планету, красивей которой во Вселенной нету!» Конкурс частушек по экологии Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил. Русские народные подвижные игры на свежем воздухе: «Ручеек», «Волки во рву», «Кошки-мышки», «У медведя во бору». 2 день «Живая вода» Марш-бросок по реке Грушевка с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем. Акция «Вперед, спасатели!»-наведение порядка на определенном участке реки Грушевка. Купальская площадка: игры, забавы, потехи. Интеллектуальный рокфишинг ( для одаренных детей) 3 день «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Круглый стол «Экологические проблемы воздуха и воды родного края» Творческая мастерская –коллективное создание опорных знаков: «Береги воздух!», «Береги воду!». Размещение знаков на социальных объектах п.Верхнегрушевский Спортивные состязания на свежем воздухе «Мы-достойные ребята, нам к победе идти надо!» Фестиваль-конкурс песен, в которых поется о воде, о воздухе, о солнышке. 4 день « Земля-кормилица» Пленер «Экологические проблемы почв родного края» Экскурсия на карьер х.Привольный. Мини-брифинг о бережном использовании полезных ископаемых, бережных способах добычи полезных ископаемых. Творческая мастерская-поделки из песка и глины. Акция «Сделаем вместе!»-наведение порядка на территории лагеря. 5день « Цвети, мой край родной!» Экспедиция на бугор х.Привольный. Исследовательская работа «Мир степи родного края». Студия веселых красок .Конкурс рисунков «Цветики степные» КВН «Иван-травник» Спортивные соревнования «Перекати-поле» 6 день «Охранять природу-значит охранять Родину!» Выступление агитбригад «Защитим Планету вместе!» Проект «Красная книга Ростовской области» Музыкально-литературная композиция «У природы нет плохой погоды» Экскурсия по мини-музею (выставка творческих работ, выполненных за эту тематическую неделю) 3 неделя: «Обычаи и праздники на Дону» ( Мой край вчера, сегодня, завтра) Цель подпрограммы: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развития их личностного потенциала, содействие формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной компетентности воспитанников, через включение их в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе. Задачи: - укрепление здоровья, физическое развитие детей; - формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений; - приобщения к краеведческой культуре; - знакомство с историей родного края, с его обычаями и традициями; - организация досуга, развитие творческих способностей детей. Тематическое планирование. 1 день «Сказки Тихого Дона» Круглый стол «Вначале было слово!» -пропаганда чтения, выставка книг донских писателей. «Сказочная эстафета»-спортивно-развлекательное мероприятие. Фестиваль театральных постановок «Полет вдохновения!» Конкурс буктрейлеров «И слово чище, чем родник». 2 день «Песни Тихого Дона!» «Литературно-музыкальная гостиная»- историческая справка об известных композиторах и исполнителях родного края. Фестиваль песенных постановок « Из-за Дону песню выведу…» «Домисолька»-спортивно-развлекательное мероприятие. Творческая мастерская-иллюстрирование самых известных донских песен. 3 день « История Донского края в пословицах и поговорках» Литературный квест «Мир библиотек». Презентация интеллект –карт по пословицам и поговоркам Дона. «Донские потешки»-игры на основе народного творчества. «Самый умный»-музыкально-литературное состязание. 4 день «Казачьи посиделки» Работа над мозаичным панно «Мои корни» (шишки, камни, палочки) Фольклорный праздник «Славен Дон!» Конкурс частушек. Работа в детском литературном агентстве, где каждый отряд-редакция, которая должна к концу дня издать произведение определенного жанра. 5 день «Донская Земля-житница России!» Литературно-музыкальная композиция «Был Хлеб всегда в почете на Руси!» Встреча с хлеборобами п. Верхнегрушевский (фермеры) Творческая мастерская «Хлеб-всему голова!»-изготовление каравайчиков-сувениров из соленого теста. Экскурсия в мехцех ООО «Донская Нива» 6 день « Я-гражданин Ростовской области!» Фестиваль вокального, танцевального и театрального творчества народов Дона. Интеллектуальный квест « Дон сегодня и завтра» Академия мастеров «Колосок мира» Церемония закрытия лагерной смены. |
Предполагаемые результаты реализации программы | На основе реализации всех мероприятий, входящих в программу, планируется заложить в детях основные личностные качества гражданина – патриота своего Отечества. Для детей: полный отдых и оздоровление детей; сформированность представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее; знакомство детей с историей и культурой родного края; личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности; раскрытие творческого потенциала ребенка. Для родителей: Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства; отработка моделей взаимодействия педагогов с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры, совместных проектах. Для развития воспитательной системы ДОЛ: |
Ресурсное обеспечение программы | Нормативно-правовая база. Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: Конвенцией ООН о правах ребенка Конституцией РФ Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Порядком проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха Финансовое обеспечение программы. Программа финансируется из бюджетных средств. Кадровое обеспечение. Воспитатели – педагоги общеобразовательной школы № 33 п.Верхнегрушевский. Вожатые – волонтёры МБОУ СОШ № 33. |
|
Механизм реализации | Принципы успешной работы Предварительная подготовка и обучение вожатых (в течение года до начала смены, мастер – классы, педагогические площадки в ходе реализации программы) Обеспечение методической литературой, интернет – ресурсами. Высокий уровень профессионализма специалистов, обеспечивающих реализацию программы. |
Ф.И.О. руководителя организации | Директор МБОУ СОШ № 33 Долматова Татьяна Витальевна |
Телефон | 8-863-60-3-75-21 |
кадровый состав формируется из работников школы, волонтёров, координаторов программы.
- итоговый (анализ мероприятий).
Для того чтобы организовать и провести работу по программе, нужна подготовка, которая включает:
№ | Этапы работы | Цели | Результаты |
1. | Подготовительный период | Разработка программы. Принятие программы педагогическим коллективом, подготовка к её реализации. | Формирование сплочённого коллектива единомышленников. Ознакомление сотрудников лагеря с обязанностями, утверждение внутреннего распорядка лагеря, системы деятельности работы лагеря по охране жизни и здоровья детей, знание особенностей и специфики смены. Выстраивание системы работы педагогического коллектива по реализации поставленных целей и задач. |
2. | Организационный период | Общее представление о смене, её тематике, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены, выбор ролей и видов деятельности. Формирование служб самоуправления. Принятие законов коллективной жизнедеятельности. Формирование отрядов. Анкетирование, выбор лидеров. Открытие смены. | Знакомство с лагерем. Выявление лидеров. Планирование. Формирование межличностных отношений. |
3. | Основной период | Дать возможность каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности. Диагностика эмоционального климата и эмоционального самочувствия каждого ребёнка (с помощью барометра настроения). Краеведческий блок: комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; Здоровьесберегающий блок: приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий. Досугово-познавательный блок: реализация исполняющей части программы, плана вечерних досугово - познавательных программ. | Выявление интеллектуальных лидеров. Расширение кругозора учащихся. Формирование крепкого и сплочённого коллектива детей. Овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений, навыков выбранного вида деятельности. Знание и уважение к гражданской символике, знание песен военных лет и песен гражданской тематики, массовых и отрядных песен. Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, выявление спортивных лидеров, накопление методического опыта, форм конкурсов и состязаний, выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми. Приобретение знаний об организаторской, просветительско – оздоровительной, досугово -познавательной деятельности, выявление лидеров, ярких, творческих личностей, максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в вечерних развлекательных программах, развитие творческого совершенствования форм досугово - познавательной деятельности и подготовка фотоматериалов. |
4. | Итоговый период | Подведение итогов смены. Награждение организаторов, активных участников смены. Итоговое анкетирование. Закрытие смены. Сбор материалов о смене. | По результатам смены готовится отчетный видеоролик или презентация, которые отражают основные этапы реализации программы, проведение мероприятий, наиболее интересные и яркие моменты из жизни участников смены. |
Правильно организованная система летнего отдыха , которую предлагает программа « Лагерь-ярмарка возможностей » и которая базируется на актуализации интересов и потребностей ребенка, способна решить целый комплекс проблем: обогатить социальный опыт детей, выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха», содействовать самореализации личности ребенка, компенсировать другие проблемные зоны в системе общего образования.
Данная программа разработана также с целью поддержания и восстановления здоровья детей. Реализация программы обеспечивает снижение заболеваемости, улучшение качества жизни детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получающих полноценное сбалансированное питание в период пребывания в лагере, уменьшение потребности в госпитализации и снижение затрат на медицинские услуги.
Таким образом, ценность данной программы в том, что она повышают эффективность социального развития и жизненного обеспечения детей и подростков. Создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Программа «Лагерь-ярмарка возможностей» была реализована в летнюю оздоровительную кампанию 2016-2017 учебного года в летнем пришкольном лагере при МБОУ СОШ № 33 п. Верхнегрушевский.
О достигнутых результатах можно судить по диагностическим исследованиям, проводимым педагогами , психологом, волонтёрами МБОУ СОШ № 33, активно участвующими в реализации программы в 2016-2017 г.г. В них приняли участие 35 семей, дети из которых в возрасте от 7-11 лет находились в лагере.
Таким образом, с уверенностью можно говорить о программе «Лагерь-ярмарка возможностей» как о положительном институте социализации детей и подростков.
Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел» - Кострома, 2002 г. «Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей» - М, «Илекса»,
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. Кострома: Педагогическое общество России, 2001.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М., 1990.
Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника // Педагогика и психология: Новое в жизни, науке, технике. № 3. - М.: Знание, 1988.-80с.
Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.
Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.
Посошенко Е.В.Растим здоровых, умных, добрых. Методическое пособие для учителей начальных классов.-Ростов-на-Дону.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.-91с.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю.Доноведение. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий.-Ростов-на-Дону., БАРО-2010 г.
Толченое О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. М.: Владос,2001.
Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое общество России,2001. 11.Черный Г.П. Пионерский праздник. - М.: Мол. гвардия, 1980. -95с.: ил.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993. -111с.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. - 160 с.