Программа предшкольной подготовки на базе МОУ "Торосовская ООШ"
Программа предшкольной подготовки на базе МОУ "Торосовская ООШ"
Рабочая программа предшкольной подготовки составлена на основе« Программы обучения и развития «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М. Вентана-Граф, 2016г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки на базе МОУ "Торосовская ООШ"»
Рабочая программа предшкольной подготовки составлена на основе« Программы обучения и развития «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М. Вентана-Граф, 2016г.
Модифицированная программа « АБВГДейка» предназначена для подготовки детей, готовящихся к поступлению в 1 класс.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет должен прежде всего определятся тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
Программа « АБВГДейка» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программах документах) и не по учебным (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе .
Программа обучения и развития детей шестого и седьмого года жизни построена на основе следующих принципов:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий, опора на игровую деятельность;
систематичность и последовательность занятий;
наглядность.
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Цель программы:
Выявление уровня готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Развитие предпосылок учебной деятельности, готовности к школьному обучению.
Основные задачи программы:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей 6 -7-летнего возраста;
2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста и старше. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «АБВГДейка» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Планируемые результаты программы
Школа будущего первоклассника позволит дошкольнику не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. А так же формирует у детей предпосылки к учебной деятельности и качества, необходимых для адаптации к школьному обучению.
1. Личностные УУД:
принимать и выполнять правила школьного распорядка:
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице;
освоить роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
под руководством учителя определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуация;
под руководством учителя определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуация.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетради, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя;
сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие;
группировать объекты, предметы на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;
классифицировать звуки на согласные и гласные; выделять звук в начале, конце и середине слова; дифференцировать понятия «звук» и «буква»; штриховать, обводить по контуру;
сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;;
называть последовательно дни недели и времена года; различать овощи и фрукты;
называть свой адрес, название страны, республики;
называть сезонные изменения в природе;
производить вычисления с числами в пределах 10 ;
распознавать и изображать геометрические фигуры; ориентироваться во времени, пространстве;
Содержание программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются четыре раздела, отражающих основные линии развития - дошкольника в результате его обучения:
Выявить представление дошкольников о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Работать над понятиями «звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки»
Упражнять в составлении предложений, делении слов на слоги.
Упражнять в выделении звука в слове.
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на вопросы;
Рассказывать сказку, отгадывать загадку.
«Учимся думать. рассуждать, фантазировать» -17ч.
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения.
Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике»:
Умения, лежащие в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе
Логическая пропедевтика.
«Учимся рисовать» 17ч.
Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, лепку и копирование образцов и способствующей формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
Пространственная ориентировка;
Умение анализировать форму предмета и изображения;
Развитие воображения;
Освоение ряда средств художественной выразительности
«Познаём других людей и себя» 3ч.
Раздел представлен содержанием, которое формирует у дошкольников знания, необходимые для осознания ими самого себя.
Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение.
Воспитание доброжелательности, внимательного отношения к другим, развитие навыков общения.
Учимся родному языку»- 17ч.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»- 17ч.
«Познаём других людей и себя»- 3ч.
«Учимся рисовать»- 17ч.
Всего: 54 ч.
Порядок организации предшкольной подготовки «АБВГДейка»:
Группы формируются из детей 6-летнего (и старше) возраста;
Продолжительность обучения составляет 18 недель (февраль - апрель)
Дни занятий:
Февраль - понедельник, вторник
Март - понедельник, вторник
Апрель - понедельник, вторник
Продолжительность занятия – 25 минут. Между занятиями перемена 10 минут.
1 занятие 16.00 – 16.25
2 занятие 16.35 – 17.00
3 занятие 17.10 - 17.35
Основная форма организации деятельности - урочная.
Ведущий метод работы с детьми - игра.
Календарно - тематическое планирование
«Учимся родному языку» 17ч.
№ п/п
Дата
Тема занятий
Содержание занятия
Кол.час.
1
В мире звуков. Формирование понятия о звуках. Игра «Угадай звук»
Звуки слышу и называю
1
2
Звуки и буквы. Игра «Найди букву»
Звуки слышу и называю
1
3
Путешествие по городу Алфавитинску. Игра «Я знаю пять имён…»
Знакомство с алфавитом
1
4
Слова – признаки. Овощи.
Группировка предметов
1
5
Гласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия»
Развиваю фонематический слух и зоркость
1
6
Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко»
Звуки слышу и называю, различаю гласные и согласные
1
7
Твёрдые и мягкие звуки Игра «Камень - вата».
Звуки слышу и называю,различать твёрдые и мягкие согласные
1
8
Звонкие и глухие согласные звуки. Игра «превращения слов»
Звуки слышу и называю,
Различать звонкие и глухие согласные
1
9
Буква и звук. Игра «Доскажи словечко»
Различаю звук и букву
1
10
Шипящие звуки. Путешествие на воздушном шаре.
Звуки слышу и называю,
1
11
Слоги. Ударение. Лесная школа.
Учусь слышать и слушать. Выполнять простейшие графические задания
1
12
Чтение слогов. Игра «Собери слово»
Делить слова на слоги
1
13
Чтение слогов. Игра «Собери слово»
Делить слова на слоги
1
13
14
Наша речь. В гостях у Мудрой совы.
Обогащение и активизация словаря
2
16
Устная и письменная речь. В гостях у домовёнка.
Обогащение и активизация словаря
1
17
Слова. Предложения. В гостях у Гены и Кеши.
Обогащение и активизация словаря
1
Календарно - тематическое планирование
«Учимся думать, рассуждать. Фантазировать» 17ч.
№ п/п
Дата
Тема занятий
Содержание
Кол. час
1
Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки).
Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
2
Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине.
Пространственное ориентирование по клеткам.
3
Свойства предметов (форма, величина).
Объединять группы предметов,
4
Сравнение групп предметов по количественному признаку.
Понятия «больше», «меньше», «равно»
Знакомство с правилами измерения предметов с помощью условной мерки
5
Геометрические фигуры: круг, квадрат.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать
6
Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".
Соотношение количества предметов между двумя группами
7
Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже).
Соотношение предметов
8
Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия).
Соотношение количества предметов между разными группами
9
Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.
Соотношение количества предметов между двумя группами.
Ориентировка во времени
10
Геометрические фигуры: треугольник, овал.
Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3. Состав числа три.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать
11
Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине.
Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
12
Времена года. Месяц. Дни недели.
Ориентировка во времени
13
Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт.
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать
14
15
Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа.
Пространственное ориентирование по клеткам.
16
Пространственные отношения: на, над, под
Пространственное ориентирование
17
Игра – путешествие в страну Математику
Развития мышления и воображения, творчества
Календарно - тематическое планирование
«Учимся рисовать» 17ч.
№п/п
дата
Тема занятий
Содержание
Кол. часов
1
Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы. «Павлин»
Применять инструменты в работе.
1
2
Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. «Снегири»
Работа по образцу
1
3
Знакомство со средствами художественной выразительности (штрих, линия, мазок, цвет).»Украшаем лесную ёлочку»
Работа по образцу, со штампами
1
4
Графическое изображение предмета.
Ориентирование на листе
1
5
Пространственное изображение предметов.
Ориентирование на листе
1
6
Ориентирование в пространстве листе.
Ориентирование на листе
1
7
Выполнение разнообразных видов штриховки.
Знакомство с техникой штриховки
1
8
Лепка. Знакомство с правилами работы.
Работа с пластилином
1
9
Лепка предметов круглой формы.
Работа с пластилином
1
10
Лепка из жгутиков. «Зайчик»
Работа с пластилином
1
11
Лепка. Ёлочка.
Работа с пластилином
1
12
Лепка. «Дерево»
Работа с пластилином
1
13
Сравнение предметов по цветовой гамме. «Первые листочки»
Развиваем творческую инициативу
1
14
Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо.
Работа с бумагой
1
15
Рисование пальчиковое
Работа по образцу
1
16
Рисование с примыканием.
Работа по образцу
1
17
Коллективная работа «Рисуем дружно»
Умение работать в группе, в паре
1
Календарно - тематическое планирование
«Познаём других людей и себя» 3ч.
№ п/п
Дата
Тема занятия
Содержание
Кол.
час.
1
Давайте познакомимся
Развитие коммуникативных способностей
1
2
Школьник и дошкольник
Знакомство с правилами. Учимся работать по правилам
1
3
Мы хорошие друзья. Правила дружбы
Развитие коммуникативных способностей
1
Литература
Козлова С. А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Салмина Н.Г. «Учимся думать»;
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников».