kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности "Вдумчивое чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними)рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Вдумчивое чтение"»



ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Академия психологии и педагогики

Кафедра педагогики и методик начального образования





Программа внеурочной деятельности 

«Вдумчивое чтение»







Выполнила студентка II курса, гр. 21-Н

Отделения начального образования

Дудка Анна


Научный руководитель:

Проф., д.пед.н. Пивненко Петр Петрович





Ростов-на-Дону

2016

Пояснительная записка.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий. Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения .




Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;

  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

  • формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

    • ориентация на читательские интересы ребенка;

    • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

    • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;

    • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.


























Тематический план 

1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.



№ 


Тема занятия 


Кол - во 

часов


Основное содержание работы 

1

Вводное занятие. Читаю-значит расту…

1

Литературная игра. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги

2

Удивительный мир Джанни Родари Приключение Чиполлино»


2

Знакомство с творчеством автора,чтение глав сказки «Приключение Чиполлино».Выставка книг. Игровые 
и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание в тетради. Просмотр мультфильма.


3

Сказки Р. Киплинга. Сказка «Рики-Тики-Тави»


1

Сопоставление сказки и мультфильма. Самостоятельное чтение, беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.

4

Аркадий Гайдар и герои его книг. Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др


2

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.

5

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена. Сказки «Дюймовочка», «Снежная королева».

2

Знакомство с автором и его произведениями. Самостоятельное чтение. Творческие задания. Тест. Работа в рабочих тетрадях. Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Тест. Просмотр художественного фильма.

6

Рассказы о животных Е.И. Чарушина. Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»


2

Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора.

7

Необыкновенные герои Астрид Лингрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»


2

Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Характеристика главных героев героя. Просмотр мультфильма. Инсценирование.

8

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»

1

«Искпедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины.



9

Занимательные книги Э. Успенского. Рассказы «Трое из Простоквашино»«Зима в Простоквашино» и др.


2

Творческие задания в тетради, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах.

10

Обобщающий урок- игра. «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…»


1

Викторина.


11

«Королевство кривых зеркал»


1

Путешествие в мир волшебных слов, игра «Всё наоборот». Выставка книг. Занимательное чтение. Творческие задания в тетради. Просмотр худ. фильма.


Планируемые результаты освоения предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курса

Универсальные учебные действия

Личностные УДД:

-Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

-Возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Список литературы:

  1. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.

  2. Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.

  3. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.

  4. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.

  5. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.

  6. Т.Г.Галактионова, С.О.Саввина, Я.Г.Назаровская, С.Г.Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс:-М.:Просвещение,2012.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности "Вдумчивое чтение"

Автор: Дудка Анна Вячеславовна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства