Просмотр содержимого документа
«Программа по личностному развитию детей "Я-личность"»
МБУ «Центр помощи детям» КМР
Программа
индивидуального развития
«Я Личность»
Автор программы
Е.С Николаева, Воспитатель
Касли
2015
Программа «Я Личность!»
Паспорт
Название
Программа индивидуального развития «Я Личность!»
Наименование
организации- заявителя
МБУ «Центр помощи детям» КМР
Контактная информация
Почтовый адрес: у. О.Кошевого, д. 3
Автор
Н.А. Курапкина, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цель
программы
становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Основные задачи
программы
- помочь ученику развить его интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эстетические и физические способности;
- помочь раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству через воспитание в режиме повседневной жизни;
- помочь оценить возможности ученика в стремлении познания самого себя.
Рабочая гипотеза
проекта
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
В программе представлены разнообразные формы и методы работы.
Этапы реализации программы
1 этап - информационно - аналитический. (Сбор информации, ее анализ, выявление зоны ближайшего развития).
2 этап - диагностический
3 этап – контрольно-развивающий
Предполагаемые результаты
- физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
- компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки
- культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
- творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
- гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Формы и методы мониторинга результатов
1. Диагностика ученика. Проводится по ориентировочной минимальной диагностической программе изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. (Н.А.Горбунова. Классные часы.4 класс. I полугодие. Волгоград:Учитель АСТ,2004.-112с.,С.6 -9.)
2. Результаты диагностики. Сравнение.
3. Диагностика семьи на основе анкетирования.
4. Работа по направлениям:
А)Работа с родителями:
*Индивидуальные беседы
*Включение родителей во внеклассные мероприятия
*Поручение важных дел класса
*Консультации с психологом школы
* Консультации с социологом школы
*Классные родительские собрания
Б)Работа с учеником:
*Индивидуальные беседы
*Классные часы
*Тренинги «Я», «Я и мой класс», «Мы все вместе», «Нити дружбы».
*Групповая работа
*Экскурсии по школе, школьным кружкам *Деятельность по интересам
*Классные часы по темам:
«Поговорим об этикете», «О справедливости в словах и поступках», «Будь внимателен к окружающим тебя людям», «Правда и ложь», «Я иду в гости», «Мои увлечения», «Уроки доброты».
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Цель программы:
становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- помочь ученику развить его интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эстетические и физические способности;
- помочь раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству через воспитание в режиме повседневной жизни;
- помочь оценить возможности ученика в стремлении познания самого себя.
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
В программе представлены разнообразные формы и методы работы.
КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое (авторское) отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
2 .ВОСПИТАНИЕ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Что необходимо делать педагогу, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?
Надо ориентироваться на воспитание в режиме повседневной жизни, так как этот процесс постоянен и беспрерывен.
Воспитание в режиме повседневной жизни – это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда происходит постоянное освоение, усвоение и присвоение школьниками достижений общечеловеческой культуры – неизменное и непрекращающееся восхождение на вершину. А процесс такого восхождения есть не что иное, как деятельность ребенка.
В наше время в школах господствует такая педагогика, которая озабочена лишь тем, чтобы ребенок был послушным, не бегал, не дрался, стекол не бил. Все воспитание сводится к «успеваемости» и «дисциплине», разбавленными некоторыми эпизодическими мероприятиями, и предполагается, что их достаточно для духовного обогащения личности. На таких основаниях не выстроить воспитательной системы, а значит, не осуществить восхождения детей к высотам культуры.
Особая роль в формировании личности в режиме повседневной жизни отводится семье. Родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья.
3. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка происходит при следующих педагогических условиях.
Первое – восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.
Данное обстоятельство кажется очевидным и легко создаваемым, ведь дойти до каждого ученика – мечта многих педагогов. Однако не все так просто, так как не все педагоги стремятся найти подход для каждого ребенка.
Второе условие – наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности.
Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.
Третье условие – ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
Успешность процесса самоосуществления во многом зависит от того, насколько воспитатель сумеет эффективно построить свою работу по формированию у учащегося умений и навыков планирования, организации и анализа деятельности по саморазвитию.
Четвертое условие – предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности.
Классному руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Принцип свободы выбора должен прийти на смену педагогическому анахронизму: требования об обязательном участии детей во всех делах и мероприятиях. Каждый осознанный и добровольно сделанный ребенком выбор приближает его к самоосуществлению, к раскрытию и расцвету неповторимой индивидуальности.
Пятое условие – создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Если действия школьников строго регламентируются указаниями взрослых, где исполнительность и точность следования заданным образцам выступают в качестве основных критериев успешности осуществляемой деятельности, В такой обстановке дети не будут испытывать желания действовать инициативно и творчески, не захотят проявить и развить свои способности.
Я считаю, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.
Шестое условие – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.
Здесь важно, чтобы не было перекоса в ту или иную сторону: групповую или индивидуальную.
Седьмое условие – стимулирование стремления школьника к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.
Педагогу необходимо направлять свои усилия на мобилизацию внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, на актуализацию и поддержку его собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на его жизненном пути.
Восьмое условие – теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности.
При этом условии учитель должен иметь научные представления о сущности индивидуальности и возможностях ее развития, должен владеть приемами и методами поддержки самосовершенствования личности.
И, наконец, последнее, девятое условие – поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогических служб учебного заведения.
Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений.
4. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СТРОЯЩИЕСЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность.
2. Принятие у ученика его сильных и слабых сторон.
3. Беспристрастность в оценке его поступков.
4. Терпение и терпимость в достижении
результативности педагогического воздействия.
5. Диалогичность и открытость в общении;
уважение и доверие друг к другу.
6. Умение управлять своим настроением
(использовать при необходимости чувство юмора).
7. Умение признавать свои ошибки.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1ЭТАП (1 КЛАСС)
1) приобщение к здоровому образу жизни;
2) потребность самообразования и общения;
3) развитие волевых качеств;
4) создание условий для проявления инициативы и самостоятельности ученика;
5) формирование правовой культуры;
6) организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2 ЭТАП (2 КЛАСС)
1) формирование деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
2) создание условий для продвижения в интеллектуальном развитии;
3) формирование осознания ценности человеческой жизни;
4) стимулирование инициативы и активности ученика в жизни класса;
5) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагога – ученика – родителей.
3 ЭТАП (3 КЛАСС)
1) формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
2) формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования;
3) формировать у ученика культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
4) формирование нравственных отношений к окружающим людям;
5) формирование условий не только к самостоятельности, но и к ответственности, искренности и открытости;
6) обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
7) потребность быть здоровым;
8) потребность в защите и безопасности ( в любом возрасте необходимо чувство внутренней свободы);
9) потребность в творчестве;
4 ЭТАП (4 КЛАСС)
1) потребность в уважении, признании (если ученик не уважает и не любит себя, он никогда не полюбит других);
2) способность руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
3) потребность к здоровому образу жизни;
4) способность действовать целесообразно, мыслить эффективно;
5) умение опираться на традиции и обычаи различных поколений;
6) осознание нравственных и правовых норм и правил;
8) сближение интересов ученика, педагога, родителей;
9) САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.
6. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ
1. Уважительно относиться к себе и ко всем окружающим людям.
2. Уметь жить настоящей полноценной жизнью, вести достойный образ жизни, быть культурным.
3. Уметь понимать других людей и быть готовым помочь любому человеку, если он в этом нуждается.
4. Уметь отвечать за свои поступки и слова.
5. Способность добиваться поставленных целей.
6. Воспитание ЧЕЛОВЕКА, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Программа ориентированна на воспитание человека совестливого, порядочного, уважающего жизнь и мнение других людей, ценящего человеческое достоинство в себе и других, способного самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, не способного к аморальным поступкам.
Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям ученика.
8. МОИ ПРИНЦИПЫ И ЗАПОВЕДИ.
1. Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
2. Всегда можно найти то, за что похвалить.
3. Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
4. Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
5. Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
7.Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
8. Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.
9. Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
10. Дети в классе – твое отражение старайся постоянно работать над собой.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1 этап. Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
· метод анализа документов;
· метод независимых характеристик;
· наблюдение;
· беседа;
· анкетирование (самого подростка, его родителей)
· тестирование
· ранжирование
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
I. Общие сведения об ученике
II. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
III. Взаимодействие с классом:
IV. Учебная деятельность
V. Направленность личности учащегося и специальные способности:
VI. Здоровье школьника:
2 этап. Диагностический
Используя диагностические методики, классный руководитель получает дополнительную информацию о личности ребенка.
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям. Приоритетные направления:
· диагностика познавательной деятельности учащихся;
· исследования эмоционально-личностной сферы;
· диагностика межличностных отношений;
· диагностика психологического здоровья;
· исследование в области профориентации.
2. Компьютеризация полученных результатов.
Для создания банка психологической информации, пользователями которой являются психолог, классный руководитель, администрация, учителя;
Данные диагностики помещаются в личном дневнике учащегося «Карта индивидуального психологического развития ребенка».
Доступ к информации может иметь сам испытуемый, а также его родители, получая в дальнейшем, по необходимости, консультацию психолога.
Таким образом, в школе создается компьютерная база данных по каждому ребенку.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя: Федоров Владимир
Класс: 3 «В»
Возраст: 9 лет
№
Параметры
Показания на 2014/2015 учебный год
1.
Произвольность психических процессов
Умеет самостоятельно организовать выполнение учебного задания. Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение)
2.
Развитие мышления
Владеет приемами понятийного мышления. Выполняет логические операции: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и др. (психодиагностика).
3.
Развитие речи
Достаточный словарный запас устной речи.
( наблюдение и психодиагностика).
4.
Память
Хорошая слуховая и зрительная память. Преобладание зрительной памяти над слуховой (психодиагностика).
5.
Интеллект
Выявились хорошие показатели интеллекта.
6.
Развитие тонкой моторики
Разборчивость, аккуратность письма (наблюдение).
7.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
Способна работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика)
8.
Мотивационная сфера
Позитивное отношение к школе. Ориентирована на самостоятельное получение знаний. Понимает смысл «Учение для себя» (наблюдение и психодиагностика).
9.
Особенности поведения
Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания, принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм (наблюдение)
10.
Тип темперамента
Сангвиник
11.
Особенности общения со сверстниками
Умеет устанавливать дружеские отношения и их поддерживать. Коллектив класса ее принимает (Социометрия)
12.
Особенности общения с педагогами
Способен самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
13.
Эмоциональное состояние
Адекватность переживаний, школьная и личностная тревожность повышенная, эмоциональная устойчивость (наблюдение и психодиагностика).
11
Отношение к себе
Адекватность самооценки средняя (психодиагностика).
12
Уровень воспитанности
Средний уровень воспитанности (психодиагностика).
3 этап - Коррекционно-развивающий (практический)
Цель этапа – реализация индивидуальной программы развития ребенка, на основе психодиагностических данных.
Ученик определяет цель собственного развития на определенный период времени и план их реализации.
Алгоритм выбора цели:
1. Ученик выбирает из предложенных ему конкретных целей 3-4 близких ему лично.
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируя свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечает
« зону ближайшего развития». Это учит его рациональному целеполаганию,
проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывает в дневник свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год.
5. Получает список дел: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, конкурсы, викторины и т.д.
6. Выбирает дела, и затем вместе с классным руководителем, определяет те поручения, выполнение которых повлияет на развитие необходимых качеств.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого
ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программ развития ребенка.
Все накопления и оценки индивидуального достижения в период обучения в школе, ученик вкладывает в «Портфолио», что является необходимым условием реализации Индивидуального плана развития школьника. Портфолио даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Целевые установки Федорова Владимира на базе индивидуальной программы развития «Я- ЛИЧНОСТЬ»
Классный руководитель Курапкина Наталья Анатольевна:
- Какие задачи ты ставишь перед собой в этом учебном году?
Федоров Владимир:
· Повысить уровень своих знаний.
· Закончить на «отлично» 2015 учебный год.
· Найти общий язык в кругу семьи.
· Принимать активное участие в городских конкурсах рисунках.