Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Моя малая Родина. Изобильненский район.» 1 класс (66 часов)»
Программа курса «Моя малая Родина. Изобильненский район.»
1 класс (66 часов)
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья» (17 ч)
«Моя школа» (9 ч.)
«Мой город» (14 ч.)
«Мой район. Природа родного района» (26 ч.)
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Рассчитан факультативный курс на 66 часов (2 часа в неделю).
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории развития Ставропольского края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.
В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России». Но также будут разработаны и продолжены темы краеведческого курса «Край, в котором я живу».
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Содержание программы
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (17 часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
Кто я? Где живу? (1ч.)
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
Моя фамилия. (1ч.)
Лента времени моей жизни. (1ч.)
Мой папа. Моё отчество. (1ч.)
Моя мама. (1ч.)
Я - сын. Я – дочь. Каков я? (1ч.)
Знакомство с профессиями.
Показ детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.)
Профессии моих родителей. (1ч.)
Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)
Любимые занятия моих родителей. (1ч.)
Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. (1ч.)
Моя родословная. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)
Заключительное занятие по теме «Моя семья». (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (9 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
Достижения моей школы.
Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
Я – ученик моей школы. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)
Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч.)
3 блок. МОЙ ГОРОД. (14 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Мой город Изобильный. Вводное занятие. (1ч.)
История моего города. (1ч.)
Экскурсия в районный музей. (1ч.)
«Путешествие во времени. 40 лет назад». Просмотр фильма о традициях города. (1ч.)
Профессии людей в городе. (1ч.)
Мой любимый уголок города. Экскурсия в городской парк. (1ч.)
В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)
Памятные места моего города. Экскурсия. (1ч.)
Мои известные земляки. (1ч.)
Традиции города. (1ч.)
Посещение городской библиотеки. (1ч.)
Конкурс рисунков «Мой родной город» (1ч.)
Ветераны войны моего города. Встреча с ветеранами. (1ч.)
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО РАЙОНА. (26 ч.)
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Изобильненский район. Вводное занятие. (1ч.)
История создания района. (1ч.)
Заповедные места. (1ч.)
Растения родного района. Экскурсия в природу. (1ч.)
Растения родного района, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)