Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по предмету:«Литературное чтение»»
Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
по предмету «Литературное чтение»
3 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 9 часов
Количество часов в месяц: 1 час
Составлена в соответствии с программой по литературное чтение к учебникам для 3 классов общеобразовательных школ авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Учебники: «Литературное чтение» 3 класс - М.: Просвещение, 2015.
Составитель:
Васильева Владислава, студентка Ш-32 группы.
2022 г.
Пояснительная записка
Одна из главных проблем, которую приходится решать учителям - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими учениками считают учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, слабые умственные способности, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. И чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по литературному чтению;
- формировать у учащихся приемов общих и специфических
умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи программы:
создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся.
развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной
деятельности.
повышать ответственность родителей за обучение детей;
формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
-Получение знаний за курс 3 класс
-Выбор форм получения знаний.
Родителей:
-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
Указание алгоритма решения или выполнения.
Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
Выдача ответа или результата выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Указание правил, на основании которых выполняется задание.
Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорости мышления и выполнения операций, который показывают обучающеюся рядом с ним дети.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2022-2023 учебный год
Баско Дарья
Класс
Ф.И. учащихся
Причины слабой успеваемости
Пути решения
1
Баско Дарья
У ученика проявляется частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по окружающему миру.
Слабый уровень знаний за 2 класс, гиперреактивность, рассеянное внимание.
Низкая техника чтения, слабый контроль со стороны родителей, систематическое невыполнение домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий;
Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по математике 3 класс
на 2022-2023 учебный год
№
п/п
Мероприятия
Срок
1.
Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.
Октябрь-ноябрь
3.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.
4.
Беседы с родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года.
5.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.
6.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
7.
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.
В течение учебного года.
8.
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме (опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик в течение года же не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.
9.
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).
В течение учебного года.
10.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
В течение учебного года.
Тематическое планирование
на 1 четверть 2022 -2023 учебный год
№ п/п
Предмет
Тема занятия
Кол-во часов
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
1
Литературное чтение
Самое великое чудо на свете.
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
Обобщение и оценка достижений по разделу «Самое великое чудо на свете».
Русские народные песни.
Докучные сказки. Народные промыслы.
Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Знакомство.
Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Рус. нар. сказка «Иван-царевич и серый волк». Знакомство.
Рус. нар. сказка «Иван-царевич и серый волк».
Рус. нар. сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героя.
Рус. нар. сказка «Сивка-бурка». Знакомство.
Рус. нар. сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки.
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество».
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».
Ф. Тютчев. «Листья».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».
И. С. Никитин. «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков. «Зима».
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Оценка планируемых достижений.
Урок-концерт «Мои любимые стихи». Великие русские писатели. А. С. Пушкин.
Лирические стихотворения А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Зимнее утро».
А. С. Пушкин «Зимний вечер».
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Знакомство.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Знакомство.
1 час
Контрольный срез знаний за предыдущий год.
Выявление причин неуспеваемости.
Индивидуальные беседы.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися.
Консультации.
Дифференцированные задания при организации сам.работы.
Различные виды опроса на уроках.
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.
Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися.
Апрель – май.
Работа со слабоуспевающими детьми
№
Темы работы со слабыми детьми
Литературное чтение
1.
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.
2.
Рукописные книги Древней Руси.
3.
Первопечатник Иван Фёдоров.
4.
Русские народные песни.
5.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
6.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
7.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
8.
Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»
9.
Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»
10.
Русская народная сказка «Сивка- бурка».
11.
Русская народная сказка «Сивка- бурка».
12
Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин
13.
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
Оценка достижений.
14.
Проект
« Сочиняем волшебную сказку» .
15.
Проект: «как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского1
16.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».
17.
Ф.Тютчев «Листья»
18.
А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
19.
И.С Никитин «Полно, степь моя…»
20.
И.С.Никитин «Встреча зимы»
21.
И.З.Суриков «Детство».
22.
И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
23.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1
24.
Знакомство с названием раздела.
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»
25.
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
26.
А. С. Пушкин «Зимнее утро».
27.
А. С. Пушкин «Зимний вечер».
28.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
29.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
30.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
31.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
32.
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
33.
Знакомство с творчеством И.И. Крылова.
Басня «Мартышка и очки»
34.
И.И.Крылов « Зеркало и обезьяна»
35.
И.И. Крылов
« Ворона и лисица»
36.
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
37.
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
38.
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула».
39.
Л.Н. Толстой «Прыжок».
40.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
41.
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
42.
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»
43.
Н.А. Некрасов «Славная осень!»
«Не ветер бушует над бором».
44.
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
45.
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
46.
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».
47.
Знакомство с названием раздела.
Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки»
48.
Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост»
49.
В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».
50.
В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».
51.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
52.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
53.
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
54.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
55.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
56.
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
57.
К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей».
58.
А.И. Куприн «Слон».
59.
А.И. Куприн «Слон».
60.
Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы».
61.
Знакомство с названием раздела.
С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей». «Слон».
62.
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
63.
С. Есенин «Черёмуха»
64.
Обобщающий урок по разделу.
Проверим и оценим свои достижения.
65.
Знакомство с названием раздела.
М. Пришвин «Моя Родина»
66.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
67.
В. Белов «Малька провинилась»
68.
В. Белов «Ещё раз про Мальку»
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать/уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.