Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности кружка "Мы можем сами"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Пижанка Кировской области
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА « Мы сами мастера» (проектная деятельность)
1 класс
1.Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни:как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – социальная деятельность. Организовать работу по данному направлению можно через проектную деятельность, акции и общественно- полезную работу.
Основные принципы организации работы над проектами:
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. Направлены на достижение конкретных целей.
2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом.
4. В определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами:
развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации
2.Общая характеристика курса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
3.Место курса.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
4.Ценностные ориентиры содержания.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
-работать в группе.
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
5.Результаты изучения курса
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, праздники, выставки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.