kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Копилка народной мудрости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащихся начального общего образования и может быть реализована в рамках воспитания патриотизма и гражданственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Копилка народной мудрости"»

Приложение №

к Основной образовательной программе

начального общего образования














Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Копилка народной мудрости»





«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развивается из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор…»

Г.С. Виноградов








Учитель:

Кушнир Людмила Николаевна

















1. Планируемые результаты.


В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.


Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к семье, обществу; 

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять и формулировать тему и цель занятия с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, сведений Интернета;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • высказывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


2. Содержание курса.


Вводные занятия:

  1. Что такое «народная мудрость». Понятие фольклора.

Фольклор – народная мудрость. Основные жанры (виды) детского фольклора.

Игра «Снежный ком».

Разучивание русской народной песни «Как у наших у ворот».


  1. Сооружаем «лукошко-копилку». Первый «урожай».

Лукошко – маленькая корзина для сбора ягод и грибов. Наше «лукошко» будет выполнять роль копилки народной мудрости.

Оформляем тетрадь (у каждого на обложке – своё лукошко, выполненное в технике «аппликация»).

Вклеиваем новые слова: народ, обычай, традиция, фольклор.


Все дороги ведут к дому:

  1. «Чур меня!» Детские игры в дом. Русская народная песня «Ах вы, сени».

Рассказ об языческом боге по имени Чур, охраняющем человека от разных бед. Связь образа с понятием Дом. Дом – это место, где тебя никто не тронет, это твоя защита.

Игры: «Волк и зайчики», «Гуси-лебеди, домой».

Песня «Ах вы, сени» - разучивание.

Новые слова: дом, изба, хата, хатка, терем, сени.


  1. Слово «ДОМ». «Дом – это добро». Пословицы о доме.

Разбираем, из каких букв состоит слово «дом», и почему они появились в этом слове.

Беседа о доме. Дом – это целый мир, это очень, очень большое добро.

Пословицы о доме: «Своя хатка – родная матка», «Дома и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Все дороги идут к дому» - разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод. Рисунок к одной из пословиц, можно к любой другой.


  1. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» (театр-экспромт).

Представления-экспромты – это театральные спектакли, в которых принимают участие все дети класса (группы) и делают всё легко, весело и успешно.

После прочтения сказки дети получают «роли» и начинается весёлая игра-экспромт. Через игру закрепляется значение слова «дом».

Новые слова: лубяная изба, кринка (крынка)


  1. «Без чего дом не бывает?» Загадки о доме.

Игры: «Без чего дом не бывает?», «Без чего дом не построить?».

Загадки о доме.

Учимся придумывать свои загадки.

Новые слова: конёк, косяк, матица, полати, ставни, чердак.


  1. «Дом без посиделок, что церковь без народа». Капустные вечёрки: розыгрыши, скороговорки, частушки.

Посиделки – это вечера отдыха, сочетавшиеся с каким-нибудь полезным трудом.

Вечёрки – просто вечера отдыха.

Проводим капустник (соревнования по группам), в ходе которого звучат загадки, розыгрыши, скороговорки, хороводные песни, частушки. Всё посвящено капусте.

Новые слова: посиделки, вечёрки, капустник.


Кто друг мой самый? Мама.

  1. Слово «МАМА». Мама – главный защитник и «оберегатель» детей.

Разбираем, из каких букв состоит слово «мама», и почему они появились в этом слове. Мама – такое дорогое, золотое слово!

Пословицы о маме: «Нет дороже дружка, чем родная матушка», «Другой матери не будет», «Материнская молитва со дна моря поднимет» и др.

Разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод.

Составляем словесный портрет мамы.


  1. Русская народная сказка «Пуночка». Игры: «Коршун», «Волк и матка».

Игровое занятие.

Главная мысль: «мама – работница, мама – заботница, она накормит, напоит и, если надо, защитит!»


Урожай в «лукошках», собранный за 1 четверть (жанры детского фольклора, с которыми познакомились на занятиях):

- загадки;

- пословицы;

- народные игры;

- игровые песни;

- хороводные песни;

- русские народные сказки;

- новые слова.


Без хозяина дом – сирота.

  1. Слово «ПАПА». Папа – это покой. Пословицы об отце.

Разбираем, из каких букв состоит слово «папа», и почему они появились в этом слове. Отец – всегда молодец!

Пословицы об отце: «С отцом вместе трудиться – счастьем насладиться», «Каков отец – таков и сын», «Отец помучит, но научит», «Сын молодой, пока отец живой» и др.

Разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод.

Составляем словесный портрет отца.


  1. Русская народная сказка «Как отец учил сына бесстрашию».

Творческая мастерская: сочиняем продолжение сказки; рисуем героев сказки и иллюстрации к ней (работа в группах)


  1. «Отца завет на тысячу лет!»

Игровое занятие. Игра «У дядюшки Трифона»; игровая песня «Три вопроса».

Главная мысль: каждый настоящий отец учит своих детей быть, как и он, сильными, ловкими, умными.


«Жили – были дед да баба…»

  1. Слово «ДЕД». Слово «БАБА». Дед и баба – основа всей нашей жизни. Они наш корень. Сказочка с песенкой «Медведь и старик со старухой».

Разбираем, из каких букв состоят слова «дед» и «баба», и почему они появились в этом слове. Дед и баба – основа всей нашей жизни. Они наш корень.

Дед и баба, хоть и уважаемые, но старенькие, слабые, беспомощные. Их легко обидеть, обмануть. Об этом говорится в сказочках с песенкой «Медведь и старик со старухой», «Пыхтелка».

Новые слова: лычка, кутюшка, колода, кожух.


  1. Песни и забавы бабушки Ульяны для внуков. Пестушки, потешки, прибаутки.

Бабушка Ульяна (собранный образ бабушек) похожа на всех бабушек – она знает много игр и развлечений, о которых узнала от своей бабушки, а та, в свою очередь, от своей. Так что песням и забавам бабушки Ульяны тысяча лет!

Игровое занятие, построенное на знакомстве с новыми жанрами детского фольклора: пестушками, потешками, прибаутками.


  1. Игровое занятие. Разучиваем игры и скороговорки.

Игровое занятие. Разучиваем игры: «Прячу, прячу ремешок», «Заинька по сеничкам».

Разучиваем скороговорку с напевом «Раз дрова, два дрова».

Конкурс «скороговорщиков».


Брат и сестра.

  1. Брат и сестра – очень близкие родственники. Старинная сказка «Про Авдотью-рязаночку».

Рассказы детей о своих братьях и сестрах. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» или другого, в котором есть образ брата и сестры Чтение сказки «Про Авдотью-рязаночку». Анализируем, учимся составить вопросы к сказке, связанные с темой занятия.

Пословицы: «Живут, как брат с сестрой», «Братская любовь пуще (крепче) каменных стен», «Один брат, один свет милый»


  1. Семейный праздник Новый год.

Итоговое занятие за 1 полугодие. Соревнование между группами на лучшего знатока жанров детского фольклора. Сказочная викторина.

Урожай в «лукошках», собранный за 2 четверть, пополнился следующими видами фольклора:

- колыбельными песнями;

- пестушками;

- потешками;

- прибаутками;

- считалками;

- скороговорками;

- новыми словами.


Семья и семейные праздники.

  1. Бабушка Ульяна рассказывает о рождественских колядках. Разучивание колядок.

Рождество – семейный праздник. Краткий рассказ о празднике и его традициях. Сочельник. Святки. Колядки. Светлые вечера.

Чтение рождественской истории «На ёлке у дедушки Митрича».

Разучивание и исполнение колядок.

Новые слова: сочельник, святки, колядки, коврига, осьмина.


  1. Игровое занятие. Исполняем колядки в действии.

Творческая мастерская в группах.


  1. Моя семья.

Рассматриваем семейные фотографии, принесённые детьми из дома.

Пословицы о семье: «Семейный котёл всегда кипит», «На что и клад, коли в семье лад», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и др. Конкурс «Собери пословицу».

  1. Семейный праздник – Масленица. Готовимся к встрече Масленицы.

Разучиваем песни-заклички Масленицы.

Делаем «чучело» Масленицы. Узнаём рецепты блинов.


  1. Игровое занятие: Встречаем Масленицу.

Застолье: шуточные загадки, задачи с подвохом, замысловатые вопросы.

Играем в ярмарку («широкий четверг»).

Сочиняем заклички коробейников и исполняем их.

Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов на тему занятия.


  1. Прощеное воскресенье. Добрые дела этого дня.

При рассказе об этом дне, говорим детям о том, что из-за множества дел и забот мы часто бываем невнимательны к людям. Вот и возник обычай: в последний день Масленицы просить у людей прощения за своё невнимание, за свои ошибки или неправильные поступки, за свои невольные обиды, доставленные другому человеку. Поэтому и день называется Прощённым воскресеньем.

Собираем «красивый букет», состоящий из слов благодарности и прощенья.

Собираем коллаж, подходящий к настроению этого дня.


  1. «Музыкальные занятия»: разучивание и исполнение игровых, хороводных, обрядовых и не обрядовых песен.

Добавляем элементы театрализации при исполнении песен.

Пословицы и поговорки о песне: «Песня – душа народа», «Жизнь без песни неинтересна», «Обиды калечат – песни лечат».


  1. «Семейный котёл всегда кипит!»

Праздники моей семьи. Традиции. Возможно присутствие родителей.


Урожай в «лукошках», собранный за 3 четверть, пополнился следующими видами фольклора:

- закличками;

- рождественскими колядками;

- приговорками;

- поговорками;

- обрядовыми песнями;

- задачами с подвохом;

- замысловатыми вопросами.


Радость в доме – дети.

  1. «Дети – благодать божья».

Сказка «Три мальчика, а сын один» - чтение, обсуждение. Очень важен ответ на главный вопрос: «Как бы вы поступили во всех тех ситуациях, о которых прочитали?»

Пословица: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает» - учимся высказывать своё предположение на основе работы с текстом пословицы.


  1. «Спи, младенец мой прекрасный» -

колыбельные песни, потягушки, пестушки, потешки (игровое занятие).

Занимаемся в группах, добиваемся выразительного, характерного исполнения каждого жанра.


  1. «Твоя фамилия, твоё имя».

Этапы в истории личных русских имён.

Дохристианский этап. Как могли дать предки имя своему ребёнку?

- по числовому ряду от одного до десяти;

- по цвету волос и кожи;

- по росту и телосложению;

- по характеру и поведению;

- по времени рождения;

- имена, связанные с животным и растительным миром, которые впоследствии стали фамилиями.

Игра. По каждой позиции придумываем возможные имена (учимся высказывать своё предположение на основе работы с информацией)


  1. Прозвища, дразнилки, поддёвки, мирилки как виды народной поэзии.

Знакомство с новыми жанрами детского фольклора, напрямую связанными с периодом дохристианского этапа в развитии личных имён.


  1. Христианский этап в истории личных русских имён.

Календарные имена. Святцы.

Крестины. Именины. Каравай.

Отгадывание загадок, в которых есть русские имена.


  1. Дорожи своим именем.

Что значит моё имя?

В честь кого меня назвали? – исследование корней своего имени.

Рассказы детей о своём имени. Ищем общие черты характера у детей с одинаковыми именами.

Поисковый материал по жанрам детского фольклора, в которых встретилось имя конкретного ученика. Представление этого материала.


  1. Итоговое занятие года. Проводится в свободной форме на школьном дворе или в парке.



Урожай в «лукошках», собранный за 4 четверть, пополнился следующими видами фольклора:

- потягушками;

- поддёвками;

- дразнилками;

- мирилками;

- частушками;

- новыми словами.






  1. Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводные занятия

2

2.

Все дороги ведут к дому

5

3.

Кто друг мой самый? Мама

2

4.

Без хозяина дом – сирота.

3

5.

Жили – были дед да баба…

3

6.

Брат и сестра

2

7.

Семья и семейные праздники.

9

8.

Радость в доме – дети.

7

итого

33




Литература:

  1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.

2.Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

3. Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М., 1991.
6. Жигалова С. Русская народная живопись. - М., 1984.
7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.

8. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.

9. А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.
10. Лукашевич К.В. Литературно-музыкальная хрестоматия. - М., 1915.
11.Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.

12. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин – тов – М: Просвещение, 1987 год.
13. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.

14.Можаева Е.М., Хейвиц А. Матрешка. - М., 1976.
15. Обрядовая поэзия. - М., 1989.
16. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
17. Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М.,1989.
18. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
19. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
20. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.

21.Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Копилка народной мудрости"

Автор: Кушнир Людмила Николаевна

Дата: 05.08.2016

Номер свидетельства: 338665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства