Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Копилка народной мудрости"»
Приложение №
к Основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Копилка народной мудрости»
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развивается из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор…»
Г.С. Виноградов
Учитель:
Кушнир Людмила Николаевна
1. Планируемые результаты.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатамиизучения предмета являются следующие умения и качества:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к семье, обществу;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
Метапредметнымирезультатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать тему и цель занятия с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, сведений Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
высказывать свою точку зрения;
слушать и слышать других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2. Содержание курса.
Вводные занятия:
Что такое «народная мудрость». Понятие фольклора.
Фольклор – народная мудрость. Основные жанры (виды) детского фольклора.
Игра «Снежный ком».
Разучивание русской народной песни «Как у наших у ворот».
Сооружаем «лукошко-копилку». Первый «урожай».
Лукошко – маленькая корзина для сбора ягод и грибов. Наше «лукошко» будет выполнять роль копилки народной мудрости.
Оформляем тетрадь (у каждого на обложке – своё лукошко, выполненное в технике «аппликация»).
Вклеиваем новые слова: народ, обычай, традиция, фольклор.
Все дороги ведут к дому:
«Чур меня!» Детские игры в дом. Русская народная песня «Ах вы, сени».
Рассказ об языческом боге по имени Чур, охраняющем человека от разных бед. Связь образа с понятием Дом. Дом – это место, где тебя никто не тронет, это твоя защита.
Игры: «Волк и зайчики», «Гуси-лебеди, домой».
Песня «Ах вы, сени» - разучивание.
Новые слова: дом, изба, хата, хатка, терем, сени.
Слово «ДОМ». «Дом – это добро». Пословицы о доме.
Разбираем, из каких букв состоит слово «дом», и почему они появились в этом слове.
Беседа о доме. Дом – это целый мир, это очень, очень большое добро.
Пословицы о доме: «Своя хатка – родная матка», «Дома и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Все дороги идут к дому» - разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод. Рисунок к одной из пословиц, можно к любой другой.
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» (театр-экспромт).
Представления-экспромты – это театральные спектакли, в которых принимают участие все дети класса (группы) и делают всё легко, весело и успешно.
После прочтения сказки дети получают «роли» и начинается весёлая игра-экспромт. Через игру закрепляется значение слова «дом».
Новые слова: лубяная изба, кринка (крынка)
«Без чего дом не бывает?» Загадки о доме.
Игры: «Без чего дом не бывает?», «Без чего дом не построить?».
Загадки о доме.
Учимся придумывать свои загадки.
Новые слова: конёк, косяк, матица, полати, ставни, чердак.
«Дом без посиделок, что церковь без народа». Капустные вечёрки: розыгрыши, скороговорки, частушки.
Посиделки – это вечера отдыха, сочетавшиеся с каким-нибудь полезным трудом.
Вечёрки – просто вечера отдыха.
Проводим капустник (соревнования по группам), в ходе которого звучат загадки, розыгрыши, скороговорки, хороводные песни, частушки. Всё посвящено капусте.
Новые слова: посиделки, вечёрки, капустник.
Кто друг мой самый? Мама.
Слово «МАМА». Мама – главный защитник и «оберегатель» детей.
Разбираем, из каких букв состоит слово «мама», и почему они появились в этом слове. Мама – такое дорогое, золотое слово!
Пословицы о маме: «Нет дороже дружка, чем родная матушка», «Другой матери не будет», «Материнская молитва со дна моря поднимет» и др.
Разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод.
Составляем словесный портрет мамы.
Русская народная сказка «Пуночка». Игры: «Коршун», «Волк и матка».
Игровое занятие.
Главная мысль: «мама – работница, мама – заботница, она накормит, напоит и, если надо, защитит!»
Урожай в «лукошках», собранный за 1 четверть (жанры детского фольклора, с которыми познакомились на занятиях):
- загадки;
- пословицы;
- народные игры;
- игровые песни;
- хороводные песни;
- русские народные сказки;
- новые слова.
Без хозяина дом – сирота.
Слово «ПАПА». Папа – это покой. Пословицы об отце.
Разбираем, из каких букв состоит слово «папа», и почему они появились в этом слове. Отец – всегда молодец!
Пословицы об отце: «С отцом вместе трудиться – счастьем насладиться», «Каков отец – таков и сын», «Отец помучит, но научит», «Сын молодой, пока отец живой» и др.
Разбираем смысл, проводим анализ, делаем вывод.
Составляем словесный портрет отца.
Русская народная сказка «Как отец учил сына бесстрашию».
Творческая мастерская: сочиняем продолжение сказки; рисуем героев сказки и иллюстрации к ней (работа в группах)
«Отца завет на тысячу лет!»
Игровое занятие. Игра «У дядюшки Трифона»; игровая песня «Три вопроса».
Главная мысль: каждый настоящий отец учит своих детей быть, как и он, сильными, ловкими, умными.
«Жили – были дед да баба…»
Слово «ДЕД». Слово «БАБА». Дед и баба – основа всей нашей жизни. Они наш корень. Сказочка с песенкой «Медведь и старик со старухой».
Разбираем, из каких букв состоят слова «дед» и «баба», и почему они появились в этом слове. Дед и баба – основа всей нашей жизни. Они наш корень.
Дед и баба, хоть и уважаемые, но старенькие, слабые, беспомощные. Их легко обидеть, обмануть. Об этом говорится в сказочках с песенкой «Медведь и старик со старухой», «Пыхтелка».
Новые слова: лычка, кутюшка, колода, кожух.
Песни и забавы бабушки Ульяны для внуков. Пестушки, потешки, прибаутки.
Бабушка Ульяна (собранный образ бабушек) похожа на всех бабушек – она знает много игр и развлечений, о которых узнала от своей бабушки, а та, в свою очередь, от своей. Так что песням и забавам бабушки Ульяны тысяча лет!
Игровое занятие, построенное на знакомстве с новыми жанрами детского фольклора: пестушками, потешками, прибаутками.
Игровое занятие. Разучиваем игры и скороговорки.
Игровое занятие. Разучиваем игры: «Прячу, прячу ремешок», «Заинька по сеничкам».
Разучиваем скороговорку с напевом «Раз дрова, два дрова».
Конкурс «скороговорщиков».
Брат и сестра.
Брат и сестра – очень близкие родственники. Старинная сказка «Про Авдотью-рязаночку».
Рассказы детей о своих братьях и сестрах. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» или другого, в котором есть образ брата и сестры Чтение сказки «Про Авдотью-рязаночку». Анализируем, учимся составить вопросы к сказке, связанные с темой занятия.
Пословицы: «Живут, как брат с сестрой», «Братская любовь пуще (крепче) каменных стен», «Один брат, один свет милый»
Семейный праздник Новый год.
Итоговое занятие за 1 полугодие. Соревнование между группами на лучшего знатока жанров детского фольклора. Сказочная викторина.
Урожай в «лукошках», собранный за 2 четверть, пополнился следующими видами фольклора:
- колыбельными песнями;
- пестушками;
- потешками;
- прибаутками;
- считалками;
- скороговорками;
- новыми словами.
Семья и семейные праздники.
Бабушка Ульяна рассказывает о рождественских колядках. Разучивание колядок.
Рождество – семейный праздник. Краткий рассказ о празднике и его традициях. Сочельник. Святки. Колядки. Светлые вечера.
Чтение рождественской истории «На ёлке у дедушки Митрича».
Разучивание и исполнение колядок.
Новые слова: сочельник, святки, колядки, коврига, осьмина.
Игровое занятие. Исполняем колядки в действии.
Творческая мастерская в группах.
Моя семья.
Рассматриваем семейные фотографии, принесённые детьми из дома.
Пословицы о семье: «Семейный котёл всегда кипит», «На что и клад, коли в семье лад», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и др. Конкурс «Собери пословицу».
Семейный праздник – Масленица. Готовимся к встрече Масленицы.
Разучиваем песни-заклички Масленицы.
Делаем «чучело» Масленицы. Узнаём рецепты блинов.
Игровое занятие: Встречаем Масленицу.
Застолье: шуточные загадки, задачи с подвохом, замысловатые вопросы.
Играем в ярмарку («широкий четверг»).
Сочиняем заклички коробейников и исполняем их.
Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов на тему занятия.
Прощеное воскресенье. Добрые дела этого дня.
При рассказе об этом дне, говорим детям о том, что из-за множества дел и забот мы часто бываем невнимательны к людям. Вот и возник обычай: в последний день Масленицы просить у людей прощения за своё невнимание, за свои ошибки или неправильные поступки, за свои невольные обиды, доставленные другому человеку. Поэтому и день называется Прощённым воскресеньем.
Собираем «красивый букет», состоящий из слов благодарности и прощенья.
Собираем коллаж, подходящий к настроению этого дня.
«Музыкальные занятия»: разучивание и исполнение игровых, хороводных, обрядовых и не обрядовых песен.
Добавляем элементы театрализации при исполнении песен.
Пословицы и поговорки о песне: «Песня – душа народа», «Жизнь без песни неинтересна», «Обиды калечат – песни лечат».
«Семейный котёл всегда кипит!»
Праздники моей семьи. Традиции. Возможно присутствие родителей.
Урожай в «лукошках», собранный за 3 четверть, пополнился следующими видами фольклора:
- закличками;
- рождественскими колядками;
- приговорками;
- поговорками;
- обрядовыми песнями;
- задачами с подвохом;
- замысловатыми вопросами.
Радость в доме – дети.
«Дети – благодать божья».
Сказка «Три мальчика, а сын один» - чтение, обсуждение. Очень важен ответ на главный вопрос: «Как бы вы поступили во всех тех ситуациях, о которых прочитали?»
Пословица: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает» - учимся высказывать своё предположение на основе работы с текстом пословицы.
«Спи, младенец мой прекрасный» -
колыбельные песни, потягушки, пестушки, потешки (игровое занятие).
Занимаемся в группах, добиваемся выразительного, характерного исполнения каждого жанра.
«Твоя фамилия, твоё имя».
Этапы в истории личных русских имён.
Дохристианский этап. Как могли дать предки имя своему ребёнку?
- по числовому ряду от одного до десяти;
- по цвету волос и кожи;
- по росту и телосложению;
- по характеру и поведению;
- по времени рождения;
- имена, связанные с животным и растительным миром, которые впоследствии стали фамилиями.
Игра. По каждой позиции придумываем возможные имена (учимся высказывать своё предположение на основе работы с информацией)
Прозвища, дразнилки, поддёвки, мирилки как виды народной поэзии.
Знакомство с новыми жанрами детского фольклора, напрямую связанными с периодом дохристианского этапа в развитии личных имён.
Христианский этап в истории личных русских имён.
Календарные имена. Святцы.
Крестины. Именины. Каравай.
Отгадывание загадок, в которых есть русские имена.
Дорожи своим именем.
Что значит моё имя?
В честь кого меня назвали? – исследование корней своего имени.
Рассказы детей о своём имени. Ищем общие черты характера у детей с одинаковыми именами.
Поисковый материал по жанрам детского фольклора, в которых встретилось имя конкретного ученика. Представление этого материала.
Итоговое занятие года. Проводится в свободной форме на школьном дворе или в парке.
Урожай в «лукошках», собранный за 4 четверть, пополнился следующими видами фольклора:
- потягушками;
- поддёвками;
- дразнилками;
- мирилками;
- частушками;
- новыми словами.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1.
Вводные занятия
2
2.
Все дороги ведут к дому
5
3.
Кто друг мой самый? Мама
2
4.
Без хозяина дом – сирота.
3
5.
Жили – были дед да баба…
3
6.
Брат и сестра
2
7.
Семья и семейные праздники.
9
8.
Радость в доме – дети.
7
итого
33
Литература:
Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
3. Библиотека русского фольклора. - М., 1990. 4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975. 5. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М., 1991. 6. Жигалова С. Русская народная живопись. - М., 1984. 7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.
8. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
9. А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г. 10. Лукашевич К.В. Литературно-музыкальная хрестоматия. - М., 1915. 11.Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.
12. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин – тов – М: Просвещение, 1987 год. 13. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
14.Можаева Е.М., Хейвиц А. Матрешка. - М., 1976. 15. Обрядовая поэзия. - М., 1989. 16. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г. 17. Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М.,1989. 18. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990. 19. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993. 20. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
21.Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.