kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Весёлая кисточка"1-2 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  программы:

 Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.

Задачи художественного развития учащихся                                                                                                    

-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,                                      

-знакомство с историей шрифтового ис­кусства, с особенностями изображения буквиц,

- формирование  чувст­ва гармонии шрифтовой композиции,

-знакомство с именами выда­ющихся художников.                                                                                                                                      

      Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художе­ственный шрифт» нацелено на формирование культуры творче­ской личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освое­ние художественного опыта прошлого

Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знаком­ство с образным миром шрифтового искусства осуществляется че­рез буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа зна­комит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Весёлая кисточка"1-2 классы»







Рабочая программа

кружка

«Веселая кисточка»


для первого года обучения











Учитель :Охрименко Екатерина Александровна
















Пояснительная записка


Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для первого года обучения составлена на основе:


-Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы дополнительного

художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –

составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.


Цель программы:

Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.

Задачи художественного развития учащихся

-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,

-знакомство с историей шрифтового ис­кусства, с особенностями изображения буквиц,

- формирование чувст­ва гармонии шрифтовой композиции,


-знакомство с именами выда­ющихся художников.


Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художе­ственный шрифт» нацелено на формирование культуры творче­ской личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освое­ние художественного опыта прошлого

Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знаком­ство с образным миром шрифтового искусства осуществляется че­рез буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа зна­комит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

Актуальность данной программы обусловлена ее практиче­ской значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стен­газет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые зада­ния: после рассматривания изображений буквиц, созданных ху­дожниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы



Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:

- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью

пластических искусств в повседневном ок­ружении, в создании всего предметного мира;

- развитие умения видеть и ценить труд художников, создав­ших неповторимые произведения искусства;

-развитие интереса к восприятию букв.

- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художе­ственной выразительности на основе синтеза: слова и изображения (иллюстрации), дизайна .


Формирование художественно - творческой активности:                                                      

-творческое участие детей в создании эскизов букв - образов, эмблем, афиш, этикеток закладок, открыток, книжек, и др.;

-умение видеть творческий вклад художников в создание раз­личных предметов для людей, организации или художественной среды;

-активное участие в организации выставок в классе и школе;

-активное участие в беседах.

Формирование художественных знаний, умений, навыков. Учащиеся должны: -учиться понимать, что в содержании разных книг важную роль играет качество и красо­та разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций; -учиться использовать написание шрифтов при выполнении своих работ;

-владеть элементарными навыками работы карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.

, -иметь представление о творчестве художников-иллюстрато­ров детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),

- владеть элементарными приемами пространственного изо­бражения - передавать глубину пространства и величины в про­странстве;

- овладеть навыками конструирования из бумаги:

-учиться передавать элементарные пропорции фигуры чело­века и животных (в рисунке);

-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях при­кладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;

-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изо­бражения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);

-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встреча­лись на протяжении учебного года;

 -соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-расписывать готовые изделия согласно эскизу;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, ис­пользовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, кон­трастность и сближенность цветов, пользоваться смешением кра­сок на палитре;

-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится 76 часов: (2 ч. в неделю ,38 учебных недель).

Изучить содержание Рабочей программы планируется за 74 часа, в соответствии с

расписанием и в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем уроков, что отражено в календарно-тематическом планировании.


Требования к уровню подготовки обучающихся

кружка «Веселая кисточка»

В результате изучения программы кружка учащиеся должны

иметь представление

- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

- о искусстве оформления книг

-букве-образе: буква-растение, дом, человек

-о каллиграфии

-о вензеле

- о афише

-о этикетке

- о эмблеме

знать

- разнообразные виды шрифтов;

- что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,

форм, узоров, конструкций.

уметь

- работать в технике: монотипия, аппликация, коллаж;

- выразительно использовать гуашь, гелевые ручки, фломастеры;

-внимательно относится к природе;

-использовать элементарные приемы изображения пространства; -пропагандировать здоровый образ жизни;- -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

                восприятия и оценки произведений искусства;

                самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности .

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.


Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся .

Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.

Методы организации занятия:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- фронтальный,  индивидуально-групповой,  индивидуальный

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.

С учётом специфики предмета при оценивании художественной деятельности обучающихся используются:

- Викторины

- Кроссворды

-Ребусы

- Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к оформлению работ для выставки.

Выставочные   работы выполняются в любой технике, используя материал  по выбору обучающегося. Работа должна  сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества  автора,  руководителя, общеобразовательного учреждения,  города.

Размер таблички -5 x10 см,  шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.


Содержание программы учебного курса


1. Введение. Веселые буквы. 2 ч

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего кни­ги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

Практическая работа: выполнение цветными фломастерами ве­селой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.

2. Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч

Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтис­пис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.

Создание макета книги представляет собой компоновку гра­фического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

3. Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 10 ч
Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.

«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается по­верх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой компози­цией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое зна­чение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.

Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения тексто­вых элементов произведения.

Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературно­го произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстра­ции В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихо­творению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.

Практическая работа: вырезание из газет и журналов различ­ных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (об­ложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержа­ния например, книжка про снеговика может иметь форму снего­вика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).

4. Буква-образ. Буква-животное. 4 ч

Формы букв могут напоминать образы разных животных. На­пример, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.

Практическая работа: изображение буквицы, создание бук­вы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

5. Буква-образ. Буква-растение. 4 ч

Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.

Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

6. Буква-образ. Буква-дом. 4 ч Формы некоторых букв напоминают образы разных архитек

турных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — ма­як или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.

Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-до­ма, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).

7. Буква-образ. Буква-человек. 4 ч

В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных пер­сонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми нающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 4 ч Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы

разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или ра­дость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оран­жевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яр­кий, запоминающийся характер.

Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, од­но из выразительных средств в изобразительном искусстве. Кон­траст усиливает воздействие цветов на зрителя.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми­нающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные флома­стеры).

9. Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 4 ч

Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза бук­вы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч

Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство пи­сать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.

Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, от­чества, фамилии.

Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

11. Вензель. Узор из букв. 2 ч

Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фа­милии или имени и отчества, обычно переплетенные и образую­щие узор.

Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв свое­го имени и фамилии или имени и отчества; украшение компо­зиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломасте­ры или др.).

12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,

например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холод­ные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Хо­лодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль

и т. п.

К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или си­не-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-крас­ный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма бук­вицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказ­кам Г.-Х. Андерсена или др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украше­ния буквицы цвета должны отражать характер сказочной герои­ни. Для образа Снежной королевы может быть характерно соче­тание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиоле­тового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).

13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч

Цветовое оформление букв может вызывать, например, чув­ство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминаю­щие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Вырази­тельные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранже­вый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть не­обычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Гор­бунок» и др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать ха­рактер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Ко­ня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и тем­ных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Ца­ря-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, свет­ло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображе­ние иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч

В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей пла­катного пера или особым образом заточенной деревянной палоч­ки на листе остается след разного характера. Плакаты разных ху­дожников.

Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цвет­ная и черная тушь или др.).

15. Книжная закладка. 2 ч

Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Соче­тание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередо­вание изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он укра­шает. По характеру мотивов различают следующие виды орна­мента: растительный, геометрический, зооморфный, антропо­морфный, предметный, смешанный и др.

Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основан­ный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геомет­рическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).





16. Афиша. 4 ч

Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом пред­ставлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер пред­ставления.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афи­ши (пригласительного билета) циркового представления, куколь­ного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных ку­кол и показ кукольного представления для родителей.

17. Упаковка. Этикетка. 4 ч

На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, пече­нья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию про­дукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикет­ки или упаковки для мороженого, название которого дети приду­мывают сами (художественные материалы по выбору учеников).

18. Эмблема. 2 ч

Эмблема — условное или символическое изображение како­го-нибудь явления (например, буква «М»-условное обозначе­ния московского метро, «Т»-такси, «А»-автобусной останов­ки и т. п.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмб­лемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (худо­жественные материалы по выбору детей).

19. Экслибрис. 2 ч

Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указываю­щий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение мини­атюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, на­пример «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).

20. Рисованные шрифты. 2 ч Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов

(например, «Веселые картинки» и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображе-ние петуха и т. п.

Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Весела! кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбор| детей).

21. Поздравительная открытка. 2 ч Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение маке та поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).

22. Выставка детского творчества. 2 ч Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.

23. Урок- путешествие в страну «Красок» 1ч. Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий

24. Защита творческих проектов.1ч. Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года

Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.Организационная часть должна обезбечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6—10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.

Практическая часть занимает большую часть времени и явля­ется центральной частью занятия. На основе объяснений педаго­га, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети вы­полняют задание, результатом которого становится продукт твор­ческой деятельности (он может стать объектом любования, об­суждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или за­вершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.

Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конк­ретного задания материалами и пособиями. Учебно-тематический план




п/п

Темы


Общее

количество

часов

В том числе
















теоретиче­ские часы

практиче­ские часы

1

2

3

4

5

1

Введение. Веселые буквы

2

1

1

2

Искусство оформления книги.Буквица


2



1

1

3

Искусство оформления книги.

Обложка. Иллюстрация

10

1

7

4

Буква-образ. Буква-животное

4

1

3

5

Буква-образ. Буква-растение

4

1

3

6

Буква-образ. Буква-дом

4

1

3

7

Буква-образ. Буква-человек

4

1

3

8

Буква-шут (клоун, арлекин).

Цветовой контраст

4

1

3

9

Буква-царь (король).

Буква-царица (королева)

4

1

3

10

Каллиграфия. Инициал

2

1

1

11

Вензель. Узор из букв

2

1

1

12

Буква для Снежной королевы.

Холодные цвета

4

1

3

13

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

4

1

3

14

Буква-робот. Брусковый шрифт

2

1

1

15

Книжная закладка

2

1

1

16

Афиша

4

1

3

17

Упаковка. Этикетка

4

1

3

18

Эмблема

2

1

1

19

Экслибрис

2

1

1

20

Рисованные шрифты

2

1

1

21

Поздравительная открытка

2

1

1

22

Выставка детского творчества

2

1

1

23

Урок- путешествие в страну «Красок»

1

1


24

Защита творческих проектов


1

1



Итого

74

22

48

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка»


№ уро-ка

Дата проведения



Тема урока

Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, содержание учебного материала (РК)

По плану

Факти-чески

Раздел «Буквица» (76)

1

5.09


Введение.

Веселые буквы



Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего кни­ги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

Практическая работа: выполнение цветными фломастерами ве­селой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.

2

5.09



Практическая работа №1

«Выполнение веселой и грустной буквы «Я»

3

12.09






Искусство оформления книги. Буквица







Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтис­пис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.

Создание макета книги представляет собой компоновку гра­фического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

4

12.09



Практическая работа №2

«Изображение буквицы к любой русской народной сказке»

5

19.09



Искусство оформления книги.

Обложка.

Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается по­верх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой компози­цией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое зна­чение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.

Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена»)— начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения тексто­вых элементов произведения.

Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературно­го произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстра­ции В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихо­творению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.

Практическая работа: вырезание из газет и журналов различ­ных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (об­ложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержа­ния например, книжка про снеговика может иметь форму снего­вика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).

6

19.09


Искусство оформления книги.

Иллюстрация

7

26.09



Искусство оформления книги. Шрифт

8

26.09



Практическая работа №3

«Вырезание из газет различ­ных шрифтов»


9

3.10



Практическая работа №4

«Вырезание из журналов различ­ных шрифтов»


10

3.10


Практическая работа №5

« Вклеивание шрифтов в альбом»


11

10.10



Практическая работа №6

«Оформление обложки для «Альбома шрифтов».


12

10.10



Практическая работа №7

«Выполнение макета книжки-малютки. Об­ложка»


13

17.10



Практическая работа №8

«Выполнение макета книжки-малютки. Иллюстрации.»


14

17.10



Практическая работа №9 «Выполнение макета книжки-малютки. Текст»


15

24.10



Буква-образ. Буква животное

Формы букв могут напоминать образы разных животных. На­пример, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.

Практическая работа: изображение буквицы, создание бук­вы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

16

24.10



Практическая работа №10 «Изображение буквицы»

17

31.10



Практическая работа №11 «Создание бук­вы-образа, в основу которой положены фантастические животных

18

31.10



Практическая работа №12 «Создание бук­вы-образа, в основу которой положены реальные образы животных»

19

7.11



Буква-образ.

Буква-растение

Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.

Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

20

7.11



Практическая работа 13 «Выполнение буквы, напоминающей образ растения»

21

14.11



Практическая работа №14 «Выполнение буквы, напоминающей образ цветка»

22

14.11



Практическая работа №1 5 «Выполнение буквы, напоминающей образ дерева»

23

21.11



Буква-образ. Буква-дом

Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — ма­як или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.

Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-до­ма, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).


24

21.11


Практическая работа №1 6 «Изображение буквы напоминающей сказочные ворота»

25

28.11


Практическая работа №1 7 «Изображение буквы напоминающей горку на детской игровой площадке »

26

28.11



Практическая работа №1 8 «Изображение буквы-до­ма»

27

5.12



Буква-образ. Буква-человек





В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных пер­сонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.)







28

5.12


Практическая работа №19

«Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру сгорбившуюся Бабу-ягу»

29

12.12



Практическая работа №20 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру танцующего матроса»

30

12.12


Практическая работа 21 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру разных сказочных пер­сонажей»

31

19.12




Буква-шут (клоун, арлекин).

Цветовой контраст




Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы

разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или ра­дость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оран­жевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яр­кий, запоминающийся характер.

Цветовой контраст — резкая

противоположность цветов, од­но из выразительных средств в изобразительном искусстве. Кон­траст усиливает воздействие цветов на зрителя.

Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми­нающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные флома­стеры).

32

19.12




Практическая работа №22 «Изображение буквы, по форме напоми­нающей фигуру клоуна»




33

26.12




Практическая работа №23 «Изображение буквы, по форме напоми­нающей фигуру шута»




34

26.12




Практическая работа №24 «Изображение буквы, по форме напоми­нающей фокусника»


35

9.01


Буква-царь (король).

Буква-царица (королева)

Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

Практическая работа: разработка и создание эскиза бук­вы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

36

9.01


Практическая работа №25 «Разработка эскиза

бук­вы-царя (короля)

и царицы (королевы)

37

16.01


Практическая работа №26 «Создание эскиза

бук­вы-царя (короля)

38

16.01


Практическая работа №27

«Создание эскиза

бук­вы -царицы (королевы)»

39

23.01




Каллиграфия. Инициал



Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство пи­сать четким, красивым поче-рком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выпол-ненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.Инициал (от лат. «начальный»)- начальная буква имени, от­чества, фамилии.

Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

40

23.01







Практическая работа №28

«Упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком»

41

30.01



Вензель. Узор из букв



Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фа­милии или имени и отчества, обычно переплетенные и образую­щие узор.

Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв свое­го имени и фамилии или имени и отчества; украшение компо­зиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломасте­ры или др.).


42

30.01






Практическая работа №29

«Выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля»

43

6.02








Буква для Снежной королевы.

Холодные цвета



Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,

например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холод­ные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Хо­лодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль

и т. п.

К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или си­не-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-крас­ный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма бук­вицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказ­кам Г.-Х. Андерсена или др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украше­ния буквицы цвета должны отражать характер сказочной герои­ни. Для образа Снежной королевы может быть характерно соче­тание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиоле­тового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).

44

6.02







Практическая работа №30

«Изображение буквицы для сказки о Снежной королеве и Снегурочке»






45

13.02








Практическая работа №31

«Создание иллюстраций к сказке о Снежной королеве





46

13.02







Практическая работа №32

«Создание иллюстраций к сказке о Снегурочке»


47

20.02









Буква-терем для Царя-солнца.

Теплые цвета






Цветовое оформление букв может вызывать, например, чув­ство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминаю­щие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Вырази­тельные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранже­вый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть не­обычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Гор­бунок» и др.

Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать ха­рактер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Ко­ня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и тем­ных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Ца­ря-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, свет­ло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображе­ние иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

48

20.02







Практическая работа №33 «Изображение буквицы для сказки о Жар-птице»






49

27.02










Практическая работа №34 «Изображение буквицы для сказки о Царе-солнце»






50

27.02






Практическая работа №35 «Изображение буквицы для сказки Золотой рыбке»

51

6.03







Буква-робот. Брусковый шрифт





В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей пла­катного пера или особым образом заточенной деревянной палоч­ки на листе остается след разного характера. Плакаты разных ху­дожников.

Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цвет­ная и черная тушь или др.).

52

6.03






Практическая работа №36

«Создание эскиза буквы-робота»

53

13.03










Книжная закладка















Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Соче­тание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередо­вание изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он укра­шает. По характеру мотивов различают следующие виды орна­мента: растительный, геометрический, зооморфный, антропо­морфный, предметный, смешанный и др.

Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основан­ный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геомет­рическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).

54

13.03





Практическая работа №37

«Выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геомет­рическим орнаментом

55

20.03




Афиша



Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом пред­ставлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер пред­ставления.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афи­ши (пригласительного билета) циркового представления, куколь­ного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных ку­кол и показ кукольного представления для родителей

56

20.03



Практическая работа 38 «Разработка эскиза и выполнение афи­ши (пригласительного билета) циркового представления»

57

27.03




Практическая работа №39 «Разработка эскиза и выполнение афи­ши (пригласительного билета) куколь­ного спектакля»


58

27.03



Практическая работа №40 «Разработка эскиза и выполнение афи­ши (пригласительного билета) фильма-сказки «Колобок»


59

3.04




Упаковка. Этикетка


На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, пече­нья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию про­дукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).

Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикет­ки или упаковки для мороженого, название которого дети приду­мывают сами (художественные материалы по выбору учеников).


60

3.04


Практическая работа №41 «Разработка эскиза этикет­ки и упаковки для мороженого»

61

10.04


Практическая работа №42 «Выполнение эскиза этикет­ки для мороженого»

62

10.04


Практическая работа №43

«Выполнение эскиза упаковки для мороженого»

63

17.04




Эмблема



Эмблема — условное или символическое изображение како­го-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначе­ния московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной останов­ки и т. п.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмб­лемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (худо­жественные материалы по выбору детей).



64

17.04



Практическая работа №44

«Разработка эскиза и выполнение эмб­лемы команды КВН»



65

24.04



Экслибрис


Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указываю­щий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение мини­атюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, на­пример «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).


66

24.04



Практическая работа №45

«Разработка эскиза и выполнение мини­атюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки»

67

1.05




Рисованные шрифты



Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов

(например, «Веселые картинки» и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изобра-жение петуха и т. п.

Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей).


68

1.05




Практическая работа №46

«Разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа»

69

8.05



Поздравительная открытка


Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).


70

8.05



Практическая работа №47

«Разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!»


71

15.05



Выставка детского творчества



Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки.

72

15.05



Практическая работа №48

«Написание афиши школьной выставки»


73

22.05


Урок- путешествие в страну «Красок»

Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий .

74

22.05


Защита творческих проектов


Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года




Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса в кружке «Веселая кисточка» по программе «Буквица»

Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

К - полный комплект (наполняемость класса 17 человек),

Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы допол-нительного художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006

Д

1.2.

Методические пособия (рекомендации к проведению кружковой работы)

1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001

2.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. –Обнинск: Титул, 1998.

3.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. –Обнинск: Титул, 1998.

4.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996.

5.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных

терминов. –Обнинск: Титул, 1996.

6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе.–Волгоград,2007.

Д

1.3.

Методические журналы по искусству :«Юный художник»

Д

1.4.

Учебно-наглядные пособия

Ф Д

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


3.1

Гелевая ручка

К

3.2

Простой карандаш

К

3.3

Краски акварельные


3.4

Краски гуашевые

К

3.5

Тушь

К

3.6

Ручки с перьями

К

3.7

Бумага А3, А4

К

3.8

Бумага цветная

К

3.9

Фломастеры

К

3.10

Маркеры

К

3.11

Пастель

Ф

3.12

Кисти беличьи

К

3.13

Кисти щетина

К

3.14

Палочки

К

3.15

Емкости для воды

Ф

3.16

Ножницы

К

3.17

Клей

П


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Весёлая кисточка"1-2 классы

Автор: Охрименко Екатерина Александровна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства