Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.
Задачи художественного развития учащихся
-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,
-знакомство с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц,
- формирование чувства гармонии шрифтовой композиции,
-знакомство с именами выдающихся художников.
Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого
Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Весёлая кисточка"1-2 классы»
Рабочая программа
кружка
«Веселая кисточка»
для первого года обучения
Учитель :Охрименко Екатерина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Веселая кисточка» для первого года обучения составлена на основе:
-Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы дополнительного
художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –
составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006.
Цель программы:
Развитие художественно- творческих способностей детей и подростков.
Задачи художественного развития учащихся
-расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,
-знакомство с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц,
- формирование чувства гармонии шрифтовой композиции,
-знакомство с именами выдающихся художников.
Содержание первой программы «Буквица» из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого
Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в жизни и искусстве:
- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью
пластических искусств в повседневном окружении, в создании всего предметного мира;
- развитие умения видеть и ценить труд художников, создавших неповторимые произведения искусства;
-развитие интереса к восприятию букв.
- развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза: слова и изображения (иллюстрации), дизайна .
Формирование художественно - творческой активности:
-творческое участие детей в создании эскизов букв - образов, эмблем, афиш, этикеток закладок, открыток, книжек, и др.;
-умение видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для людей, организации или художественной среды;
-активное участие в организации выставок в классе и школе;
-активное участие в беседах.
Формирование художественных знаний, умений, навыков. Учащиеся должны: -учиться понимать, что в содержании разных книг важную роль играет качество и красота разнообразных букв и иллюстраций и красота форм, узоров, конструкций; -учиться использовать написание шрифтов при выполнении своих работ;
-владеть элементарными навыками работы карандашом, фломастером, маркером, гуашевыми и акварельными красками.
, -иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (и некоторые имена: И. Билибин, Ю. Васнецов и др.),
- владеть элементарными приемами пространственного изображения - передавать глубину пространства и величины в пространстве;
- овладеть навыками конструирования из бумаги:
-учиться передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных (в рисунке);
-знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительных искусств, художественных галереях, музеях прикладного искусства и музеях под открытым небом, и ознакомиться с некоторыми из них;
-знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды принимали участие Мастера Постройки (конструкция), Изображения (создание в материале, назначение), Украшения (ее оформление);
-запомнить ряд имен мастеров, с работами которых встречались на протяжении учебного года;
-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-чувствовать и определять «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов, пользоваться смешением красок на палитре;
-навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и т. п.).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы кружка «Веселая кисточка» отводится 76 часов: (2 ч. в неделю ,38 учебных недель).
Изучить содержание Рабочей программы планируется за 74 часа, в соответствии с
расписанием и в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем уроков, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Требования к уровню подготовки обучающихся
кружка «Веселая кисточка»
В результате изучения программы кружка учащиеся должны
иметь представление
- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
- о искусстве оформления книг
-букве-образе: буква-растение, дом, человек
-о каллиграфии
-о вензеле
- о афише
-о этикетке
- о эмблеме
знать
- разнообразные виды шрифтов;
- что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов,
форм, узоров, конструкций.
уметь
- работать в технике: монотипия, аппликация, коллаж;
- выразительно использовать гуашь, гелевые ручки, фломастеры;
-внимательно относится к природе;
-использовать элементарные приемы изображения пространства; -пропагандировать здоровый образ жизни;- -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности .
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для кружка являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся .
Формы контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, практическая работа, творческая работа.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию слов-образов.
С учётом специфики предмета при оценивании художественной деятельности обучающихся используются:
- Викторины
- Кроссворды
-Ребусы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Требования к оформлению работ для выставки.
Выставочные работы выполняются в любой технике, используя материал по выбору обучающегося. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.
Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Содержание программы учебного курса
1.Введение. Веселые буквы. 2 ч
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
2.Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.
Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).
«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).
4. Буква-образ. Буква-животное. 4 ч
Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.
Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
5. Буква-образ. Буква-растение. 4 ч
Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).
6. Буква-образ. Буква-дом. 4 ч Формы некоторых букв напоминают образы разных архитек
турных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.
Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).
7. Буква-образ. Буква-человек. 4 ч
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоми нающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 4 ч Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы
разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.
Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).
10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.
Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
11. Вензель. Узор из букв. 2 ч
Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).
12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,
например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль
и т. п.
К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).
13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч
Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).
14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).
15. Книжная закладка. 2 ч
Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.
Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).
16. Афиша. 4 ч
Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.
17. Упаковка. Этикетка. 4 ч
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).
18. Эмблема. 2 ч
Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М»-условное обозначения московского метро, «Т»-такси, «А»-автобусной остановки и т. п.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).
19. Экслибрис. 2 ч
Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).
20. Рисованные шрифты. 2 ч Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов
(например, «Веселые картинки» и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображе-ние петуха и т. п.
Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Весела! кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбор| детей).
21. Поздравительная открытка. 2 ч Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение маке та поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).
22. Выставка детского творчества. 2 ч Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.
23. Урок- путешествие в страну «Красок» 1ч. Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий
24.Защита творческих проектов.1ч. Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года
Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.Организационная часть должна обезбечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6—10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями. Учебно-тематический план
Способы деятельности обучающихся, формы текущего контролязнаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, содержание учебного материала (РК)
По плану
Факти-чески
Раздел«Буквица» (76)
1
5.09
Введение.
Веселые буквы
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
2
5.09
Практическая работа №1
«Выполнение веселой и грустной буквы «Я»
3
12.09
Искусство оформления книги. Буквица
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.
Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).
4
12.09
Практическая работа №2
«Изображение буквицы к любой русской народной сказке»
5
19.09
Искусство оформления книги.
Обложка.
Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат.«сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена»)— начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову-форму совы и т.п. (простой и цветные карандаши, акварель).
Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.
Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
16
24.10
Практическая работа №10 «Изображение буквицы»
17
31.10
Практическая работа№11 «Создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические животных
18
31.10
Практическая работа№12 «Создание буквы-образа, в основу которой положены реальные образы животных»
19
7.11
Буква-образ.
Буква-растение
Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать! одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый] дуб с дуплом и т. п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).
20
7.11
Практическая работа№13 «Выполнение буквы, напоминающей образ растения»
21
14.11
Практическая работа№14 «Выполнение буквы, напоминающей образ цветка»
22
14.11
Практическая работа№1 5 «Выполнение буквы, напоминающей образ дерева»
23
21.11
Буква-образ. Буква-дом
Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых! зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Напри-1 мер, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.
Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).
24
21.11
Практическая работа№1 6 «Изображение буквы напоминающей сказочные ворота»
25
28.11
Практическая работа№1 7 «Изображение буквы напоминающей горку на детской игровой площадке »
26
28.11
Практическая работа№1 8 «Изображение буквы-дома»
27
5.12
Буква-образ. Буква-человек
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.)
28
5.12
Практическая работа№19
«Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру сгорбившуюся Бабу-ягу»
29
12.12
Практическая работа№20 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру танцующего матроса»
30
12.12
Практическая работа№21 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру разных сказочных персонажей»
31
19.12
Буква-шут (клоун, арлекин).
Цветовой контраст
Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы
разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.
Цветовой контраст — резкая
противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
32
19.12
Практическая работа№22 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна»
33
26.12
Практическая работа№23 «Изображение буквы, по форме напоминающей фигуру шута»
34
26.12
Практическая работа№24 «Изображение буквы, по форме напоминающей фокусника»
35
9.01
Буква-царь (король).
Буква-царица (королева)
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).
36
9.01
Практическая работа№25 «Разработка эскиза
буквы-царя (короля)
и царицы (королевы)
37
16.01
Практическая работа№26 «Создание эскиза
буквы-царя (короля)
38
16.01
Практическая работа№27
«Создание эскиза
буквы -царицы (королевы)»
39
23.01
Каллиграфия. Инициал
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым поче-рком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выпол-ненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.Инициал (от лат. «начальный»)- начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
40
23.01
Практическая работа№28
«Упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком»
41
30.01
Вензель. Узор из букв
Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).
42
30.01
Практическая работа№29
«Выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля»
43
6.02
Буква для Снежной королевы.
Холодные цвета
Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,
например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль
и т. п.
К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, на пример изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь акварель или др.).
44
6.02
Практическая работа№30
«Изображение буквицы для сказки о Снежной королеве и Снегурочке»
45
13.02
Практическая работа№31
«Создание иллюстраций к сказке о Снежной королеве
46
13.02
Практическая работа№32
«Создание иллюстраций к сказке о Снегурочке»
47
20.02
Буква-терем для Царя-солнца.
Теплые цвета
Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относя! оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).
48
20.02
Практическая работа№33 «Изображение буквицы для сказки о Жар-птице»
49
27.02
Практическая работа№34 «Изображение буквицы для сказки о Царе-солнце»
50
27.02
Практическая работа №35 «Изображение буквицы для сказки Золотой рыбке»
51
6.03
Буква-робот. Брусковый шрифт
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).
52
6.03
Практическая работа№36
«Создание эскиза буквы-робота»
53
13.03
Книжная закладка
Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.
Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).
54
13.03
Практическая работа№37
«Выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом
55
20.03
Афиша
Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей
56
20.03
Практическая работа№38 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления»
57
27.03
Практическая работа№39 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) кукольного спектакля»
58
27.03
Практическая работа№40 «Разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) фильма-сказки «Колобок»
59
3.04
Упаковка. Этикетка
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).
60
3.04
Практическая работа№41 «Разработка эскиза этикетки и упаковки для мороженого»
61
10.04
Практическая работа№42 «Выполнение эскиза этикетки для мороженого»
62
10.04
Практическая работа №43
«Выполнение эскиза упаковки для мороженого»
63
17.04
Эмблема
Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначения московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной остановки и т. п.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).
64
17.04
Практическая работа №44
«Разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН»
65
24.04
Экслибрис
Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).
66
24.04
Практическая работа №45
«Разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки»
67
1.05
Рисованные шрифты
Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов
(например, «Веселые картинки» и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изобра-жение петуха и т. п.
Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет на писано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей).
68
1.05
Практическая работа №46
«Разработка эскиза и выполнении шрифтовой композиции слова-образа»
69
8.05
Поздравительная открытка
Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).
70
8.05
Практическая работа№47
«Разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!»
71
15.05
Выставка детского творчества
Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки.
72
15.05
Практическая работа№48
«Написание афиши школьной выставки»
73
22.05
Урок- путешествие в страну «Красок»
Обобщение материала по теме «Буквица». Выполнение творческих заданий .
74
22.05
Защита творческих проектов
Представить и защитить свой проект. Подведение итогов года
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса в кружке «Веселая кисточка» по программе «Буквица»
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса 17 человек),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах (1-2 человека)
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1.
Программы Т.А.Копцева «Художественный шрифт». источник: Программы допол-нительного художественного образования. С краткими методическими рекомендациями. / редакторы –составители Н. И. Кучер, Е.П. Кабкова . – Москва «Просвещение» 2006
Д
1.2.
Методические пособия (рекомендации к проведению кружковой работы)
1.Покидаева Т.А.Энциклопедия рисования. – Москва «РОСМЭН», 2001
2.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы рисунка. –Обнинск: Титул, 1998.
3.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. –Обнинск: Титул, 1998.
4.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы композиции. –Обнинск:Титул 1996.
5.Соколникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных
терминов. –Обнинск: Титул, 1996.
6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе.–Волгоград,2007.
Д
1.3.
Методические журналы по искусству :«Юный художник»