Программадополнительного образовательного курса по развитию речи" Речь,словесность, письменность"
Программадополнительного образовательного курса по развитию речи" Речь,словесность, письменность"
Программа данного курса направлена на развитие у детей способности переводить информацию из одной модальности в другую. Особое внимание направлено на развитие визуального восприятия, так как качество чтения и грамотность во многом зависит от способности ребенка к визуализации. Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами игры в непринуждённой обстановке, создающей положительный эмоциональный фон (это различные, необычные, весёлые упражнения со словами и текстами) – всё это обеспечивает формирование целого ряда персептивных и мыслительных операций и способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программадополнительного образовательного курса по развитию речи" Речь,словесность, письменность" »
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 97
С углубленным изучениемотдельных предметов
Дзержинского района г. Волгограда
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС
зам. директора по УВР
Директор МОУСОШ № 97
протокол №1
____________Г.В. Шугалей
______________C.А.Казин
«28» августа 2014 г.
«___» августа 2014 г.
«__» августа 2014 г.
_______/О.В. Новикова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса
« Речь, словесность, письменность »
для 3 Акласса
Составитель: Анохина Е.Ф.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
"Речь - это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания"
Н.И. Жинкин.
Свободное владение языком является необходимым компонентом общей культуры человека, способствует успешной реализации личности в современном обществе.
Фраза Д. Оруэлла «Кто контролирует язык, тот контролирует сознание» - является как никогда актуальной. К сожалению, в последнее время все большее количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности при обучении чтению и письму.
Хроническая неуспешность отрицательно сказывается на здоровье ребенка: возрастает тревожность, могут формироваться разного рода фобии, неврозы. Учителю необходимо излагать материал в трех модальностях, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную.
Кроме того, особенностью русского языка является расхождение между звучанием слова и его написанием, что делает невозможным правильное написание слова только на основе слухового восприятия. В русском языке много словарных слов, написание которых не подчиняется никаким правилам, поэтому их написание нужно просто зрительно запомнить. Способность к визуализации и способность создавать внутренние образы является источником продуктивного мышления, а иногда и основой творческих процессов.
Программа данного курса направлена на развитие у детей способности переводить информацию из одной модальности в другую. Особое внимание направлено на развитие визуального восприятия, так как качество чтения и грамотность во многом зависит от способности ребенка к визуализации.
Обучение детей стратегиям «грамотного письма» и «осмысленного чтения» поможет детям развить свои способности, повысить грамотность письма, скорость чтения и переработки информации, что в конечном итоге положительно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.
Для достижения наилучших результатов, в основу положены следующие
принципы:
принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка – это ориентация содержания на эмоциональное и интеллектуальное развитие, и саморазвитие каждого ребёнка;
принцип целостности картины мира – это отбор такого содержания, которое поможет школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание ребёнком связей между его объектами и явлениями;
принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей ребёнка – это постоянное педагогическое сопровождение всех обучающихся;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип прочности и наглядности – это реализуется через рассмотрение частного к пониманию общего и наоборот;
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип развивающего обучения – это формирование умения работать с различными источниками информации, умения доказывать точку зрения, согласовывать на соответствие внешней стратегии представления результата с внутренним размышлением, чтобы она была как бы продолжением внутренней стратегии, умение переносить полученные знания и навыки непосредственно на другие виды деятельности и в жизненные ситуации;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (изобразительное искусство и технология);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности
охраны и укрепления психического и физического здоровья детей – это формирование привычки к чистоте, порядку, аккуратности;
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами игры в непринуждённой обстановке, создающей положительный эмоциональный фон (это различные, необычные, весёлые упражнения со словами и текстами) – всё это обеспечивает формирование целого ряда персептивных и мыслительных операций и способностей.
Ценностные ориентиры:
Важной педагогической задачей является формирование психологических условий развития обучающегося, кооперация сотрудничества, готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Овладение полной системой ориентиров, позволяет ими пользоваться не только при решении задач, но и в других областях деятельности, что способствует безошибочному выполнению умственных действий в разнообразных жизненных ситуациях. Построение полной системы ориентиров не только сведёт к минимуму количество ошибок, но и обеспечит возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.
Программа прививает:
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
УУД - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
Цель:
развитие и коррекция общеучебных навыков – чтения и письма, обучающихся начальной школы с помощью многосенсорного предоставления информации. Создать условия, которые будут способствовать эффективному обучению .
Задачи:
1. Развитие умения обучающихся переводить информацию из одной модальности в другую.
2. Развитие навыков «быстрого» чтения и понимания текста.
3. Повышение грамотности при написании словарных слов.
4. Обучение детей элементарным приемам релаксации.
Обеспечение реализации требований и содержания ФГОС в начальной школе;
Обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию УУД в рамках данной программы
Развитие и коррекция общеучебных навыков - чтения и письма, обучающихся начальной школы с помощью технологий многосенсорного предоставления информации.
развивать навыки чтения и пересказа;
научить осмысленно и эмоционально выражать свое отношение к прочитанному и переживаемому;
воспитывать умение работать дружно в паре, команде, коллективе, самостоятельно договариваться о совместной деятельности;
обучать использованию приемов релаксации с учетом индивидуальных потребностей.
Перечень учебно – методического обеспечения:
1.демонстрационная магнитная доска с набором креплений;
2. наборы картинок по разным темам
таблицы по определённым темам;
алфавит;
ноотбук;
мультимедийный проектор;
рабочие тетради;
картинки со сказочными персонажами;
1http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы.
2 ..http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
3. .http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы
Формирование слухового образа себя, слуховая информация, перевод ее в зрительную
Умение играть, работать в группе.
2.
Кто я?
1ч
Приобретение навыка использования зрительной информации
Согласовывать свои рассуждения и действия с другими
3.
Мы пишем сочинение
1ч
Удержание темы, работа по составленному с помощью учителя плану.
Формирование лидерских качеств, умения выражать собственные мысли и суждения
4.
Мы пишем рассказ. Слово в тексте
1ч
Перевод зрительной информации в слуховую
Формирование лидерских качеств, умения выражать собственные мысли и суждения
5.
Выразительная речь – это искусство. Сочинение о книгах
1ч
Аналитическая работа со слуховой информацией, выделение основных признаков и ориентиров для идентификации полученной информации.
Согласовывать свои рассуждения и действия с другими, Умение играть, работать в группе.
6.
Маленькие хитрости- загадки и отгадки.
1ч
Строить последовательно
Выступление,
Умение ставить проблему, описывать ее
7.
Логика учит рассуждать и доказывать
1ч
Формирование навыков соотнесения слуховой и зрительной информации
Умение ставить проблему, описывать ее
8.
Необычные темы сочинений.
1ч
Формирование навыка слухового конструирования
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
9.
Иллюстрация сказки, рассказа, стихотворения.
1 ч
Придумывание несуществующего животного
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
10.
Необычная контрольная работа. Игра « Угадай»
1ч
Придерживаться правилам игры,
Умение играть, работать в группе.
11.
Изобретаем свой способ письма
1ч
Рисование букв , придумывание своего способа рассказывания о них.
Согласовывать свои рассуждения и действия с другими, Умение играть, работать в парах.
12.
Изобретаем знаки препинания и правила их использования
1ч
Навыки фантазирования и придумывания.
Формирование лидерских качеств, умения выражать собственные мысли и суждения
13.
Составляем словарь рифм. Мои стихи.
1ч
Письмо под диктовку. Составление рифмованных цепочек
умение выражать собственные мысли и суждения
14.
Поиски единственного слова.
1ч
Письмо под диктовку. Составление рифмованных цепочек, подбор нужных рифм по значению
Расширение словарного запаса, умение работать в паре, в группе, договариваться с напарником
15.
Придумаем мультфильм или комикс.
1ч
Тренировка в приобретении навыка зрительного конструирования, разгадывание спец.подобранных загадок
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
16.
Сочиним сказку.
1ч
Придерживаться правил игры, придумывание своих правил, выполнение слуховой модальности
Умение слушать других и выражать свои мысли, планирование действий во время игры.
17.
Конкурс собственных загадок.
1ч
Самопроверка за собственным письмом и контроль за работой соседа по парте, работа с тестом загадок. Придумывание собственных загадок, используя заданные признаки и темы.
Проявление толлерантности, умение работать в команде.
18.
Сочиняю только для себя.
1ч
Чтение « расколдованных и заколдованных» стихов
Умение составлять план ответов на вопросы.
19.
Речевой этикет.
1ч
Знакомство с вежливыми словами и обращениями к окруж. Людям . Чтение произведений о вежливых словах
Планирование деятельности
Согласовывать свои рассуждения и действия с другими, Умение играть, работать в группе.
20.
Необычная контрольная работа. Игра « Расколдуй-заколдуй»
1ч
Работа по индивидуальным карточкам
21.
22.
Мои мечты.
2ч
Выстраивание фигур , слов из риса, фасоли с закрытыми глазами, рисование букв и слов.
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
23.
Слово и образ.
1ч
Письмо под
Умение
24
25.
Исследование значения слова
2 ч
Диктовку, письмо по памяти, зрительный диктант.
Слушать , рассуждать, задавать вопросы, отстаивать свою т очку зрения.
26-27
Игры на развитие наблюдательности, сообразительности. Шарады,ребусы…
2ч
Составление словесного плана квартиры, дома по памяти, воспроизведение текста по памяти.
Планирование деятельности
Согласовывать свои рассуждения и действия с другими, Умение играть, работать в группе.
28-29
Исследовательские задания. Материалы для викторин и олимпиад.
2 ч
Составление загадок и загадочных маршрутов для сказочных героев.
Уметь работать в микро-группе
30
Необычная контрольная работа. Конструирование на бумаге.
1 ч
Составление рассказа о городе, о дороге по улице в школу, по памяти
Работать в команде, определение предметов на ощупь, работа по плану
31.
Урок-эстафета « Что это могло быть?»
1ч
Переработка информации, выделение главного и второстепенного.
Умение играть ,анализировать свои ошибки
32
Изобретаем правила орфографии.
1ч
Упражнение на развитие памяти, внимания, работа по индивидуальным карточкам.
Умение
Слушать , рассуждать, задавать вопросы, отстаивать свою т очку зрения.
33
Исследуем, как построен язык. Сочинение.Мини-сочинение.
1ч
Изложение своих мыслей на бумаге, описание соседа по парте, составление плана текста.
Уметь работать в микро-группе, умение излагать свои мысли и слушать соседа.