Программа кружка "Смекалочка" научно-познавательного направления
Программа кружка "Смекалочка" научно-познавательного направления
Кружок для обучающихся 4 класса «Смекалочка» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Смекалочка" научно-познавательного направления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 3»
________/Ямщиков Е. А. /
Приказ № 110
от «29» августа 2016 г.
протокол № 1
педагогического совета
от «29» августа 2016 г.
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель ШМО Заместитель директора по ВР
_______/Аликбарова А. Р./ МБОУ «СОШ № 3»
Протокол № 1 от _______/Городничева Л.А./
«27» августа 2016 г. «27» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка научно-познавательного направления «Смекалочка»
для 4 классов
Составитель:
Овчарова Эльмира Маликовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Менделеевск 2016
Требования к уровню подготовки обучающихся с учетом требований
Прогнозируемые результаты:
Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
Формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;
Умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;
Умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;
Рост личностных достижений;
После изучения курса программы, обучающиеся должны уметь:
Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки информации;
Определять учебную задачу;
Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
Владеть своим вниманием;
Сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;
Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
Использовать основные приёмы мыслительной деятельности;
Самостоятельно мыслить и творчески работать;
Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Кружок для обучающихся 4 класса «Смекалочка» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учимся работать по предложенному учителем плану.
Учимся отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста)
Слушать и понимать речь других
Вырабатывать общее решение
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Анализировать и решать задачи повышенной трудности;
Решать нестандартные логические задачи;
Решать ребусы и головоломки.
Содержание учебного предмета
Название раздела
Краткое содержание
Количество часов
Языкознание
Чудесные превращения ( игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы).
Из жизни слов ( Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВН «Грамматический бой», Турнир знатоков русского языка)
Крылатые слова ( Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеолгизмы»
Выполняем олимпиады ( ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)
Работаем над устной речью. Рассказы по серии картинок, сочинение сказок, )
Учимся писать мини-сочинения ( «Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта?»)
Проектная деятельность ( изготовление книжек малышек с придуманными сказками собственного сочинения, изготовление диафильмов, презентация «Устаревшие слова», «Слова иностранцы»))
14
Математическая смекалка
Математика – это интересно. Путешествие в старину ( магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»
Страна Геометрия (математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой». Танграм.
Решение задач нестандартных задач, задач повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.
Выполнение олимпиад
Проектная деятельность «Газета любознательных»
10
Экология и окружающий мир
Экология (Что такое экология? экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения» )
Времена года на земле – 2 часа ( В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства ( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)
Наш край – 2 часа ( история и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)
Проектная деятельность – 1 час (работа над проектами, защита проектов)
10
Календарно-тематическое планирование по кружковой деятельности ФК ГОС
№п/п
Название разделов
Тема занятий
Кол-во часов
Основные формы организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения
Примечание
План
Факт
1
Языкознание
Вводное занятие
1
беседа
Чтение высказываний писателей о русском языке, знакомство с историей возникновения грамматики.
7.09
2-3
Чудесные превращения
2
Игры со словами
игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы
14.09
21.09
4-5
Из жизни слов
2
Работа с энциклопедией
Турнир знатоков
Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВГ «Грамматический бой», Турнир знатоков языка
28.09
5.10
6-7
Крылатые слова
2
Беседа
игра
Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеологизмы»
12.10
19.10
8-9
Выполняем олимпиады
2
Занятие практикум
ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)
26.10
9.11
10-11
Работаем над устной речью
2
Комбинированное тематическое занятие
Рассказы по серии картинок, сочинение сказок
16.11
23.11
12-13
Учимся писать мини-сочинения
2
Занятие практикум
«Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта
30.11
7.12
14
Проектная деятельность
1
Занятие практикум
Защита проекта
14.12
15-16
Математическая смекалка
Математика – это интересно. Путешествие в старину
Игра
Исследовательская работа
магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»
21.1211.01
17-18
Страна Геометрия
КВН
Танграм, математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой».
18.0125.01
19-20
Решение задач
Занятие практикум
решение нестандартных задач, задач повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.
1.02
8.02
21-22
Выполнение олимпиад
Занятие практикум
ЭМУ, Наука и познание, эрудит….
15.02
22.02
23
Проектная деятельность
Занятие - практикум
Защита проектов
1.03
24-25
Экология и окружающий мир
Экология
Экологическая игра
Что такое экология? Экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения»
1.03
8.03
26-27
Времена года на земле
В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства
( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)
15.03
12.04
28-29
Наш край
Занятие-практикум
Игра «Брейн-ринг»
история и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)
19.04
26.04
30-31
Проектная деятельность
Занятие практикум
Защита проектов
3.05
10.05
32-33
Наша школа
Занятие практикум
История школы
17.05
24.05
34
Заключительное занятие
Коллективная работа по составлению отчета о проделанной работе