kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа представляет цикл занятий по изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста и разработана с учетом обновления содержания по парционным программам. В программе учитывается реализация межпредметных связей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс













Программа

художественно-эстетического воспитания

детей младшего школьного возраста.











Автор-составитель:

Воспитатель Солдатова Т.А.




Миасс

2017г.



Пояснительная записка


Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей младшего школьного возраста. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Без изобразительной деятельности невозможно представить полноценное сенсорное развитие взрослеющей личности. В результате овладения необходимыми, соответствующими возрасту навыками, происходит автоматизация умения дифференцировать цвет, форму, величину, что в свою очередь, является гармоничным дополнением в комплексной работе с младшим школьным возрастом.

Для младшего школьного возраста является актуальным развитие творческого воображения, что проблематично, когда идёт речь о детях с интеллектуальным снижением. Достаточно часто встречающаяся проблема развития мелкой моторики, корректируется за счёт совершенствования изобразительных навыков.

Как известно, изобразительная деятельность оказывает мощный коррекционный эффект в развитии речевых центров и в целом интеллектуальной деятельность младшего школьника.

Нельзя обойти вниманием роль изобразительной деятельности в развитии и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника. Особое значение данного направления в работе необходимо отметить, касаясь эмоционально-депривированных детей. Очень важен психологический аспект, предполагающий снижение психомоторного напряжения, позитивацию отношения к окружающему миру, формирование эмоциональной восприимчивости, стабилизацию эмоционального фона.

Настоящая программа представляет цикл занятий по изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста и разработана с учетом обновления содержания по парциальным программам.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. Тетрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, моделирование театральных костюмов, масок.

  2. Физическая культура. Использование физминуток на занятиях.

  3. Музыкальное воспитание. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

  4. Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

  5. Развитие речи. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.



Цель программы: формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:
  1. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов(живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства, обучать различным способам изображения предметов и явлений.

  2. Развивать изобразительные навыки, когнитивную деятельность, творческие способности детей.

  3. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности,

культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Адресат: дети младшего школьного возраста.

Частота проведения: программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня педагогом. Продолжительность занятия 40 минут в младшем школьном возрасте. Общее количество занятий в год-36.

Предполагаемый результат: овладение, совершенствование навыков изобразительной деятельности, соответствующих возрасту.

Критерии эффективности: педагогический анализ знаний умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).



Программа включает 6 самостоятельных блоков, которые, будучи взаимосвязанными, по содержанию программного материала, представляют самостоятельные блоки, которые можно использовать, как дополнительные в качестве проектной деятельности.


Структура блоков программы


№ п/п

Возраст

Блок

программы

Цель

Задачи

Количество

занятий

Младший школьный возраст

Ориентировочный

Определение уровня овладения умений и навыков в рисовании;


Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Поводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.



1

Младший школьный возраст

Конструктивно-формирующий

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов

Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.


3

Младший школьный возраст

Обобщающее-закрепляющий

Определение уровня динамики в овладении умений и навыков в рисовании;


Закрепление сформированных изобразительных умений и навыков.

Формировать умения оценивать созданные изображения

1




































Содержание программы.
Раздел программы Младшие школьники.

1. Растения, явления природы.

1.Знать новые термины изобразительного искусства: живопись, архитектура, пейзаж, портрет, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация и др.

2. Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета, контрастность, сближение цветов, пользоваться смешиванием красок на палитре.

3. Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород.

4. Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.

5.Учить делить цветовой круг на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета.

6.Применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, применять художественную выразительность акварели, гуаши, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура.

7. Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.


2. Животные.

1.Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого.

2.Соблюдать последовательность выполнения рисунка.

3.Дать представление о работе художника-скульптора.

4.Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

5.Научить воплощаться в образ формы.

6. Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева, В.Лебедева.

7. Сравнение анатомий разных птиц: общее, индивидуальное, непохожее. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций.

3. Человек.

1. Дать представление о модульном изображении человека.

2. Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, творчеством отдельных художников-портретистов.

3. Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.

4.Ознакомить с изображением человека в жанровых и исторических картинах.

5.Показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;

6.Передавать время года и суток через определенный колорит;


4. Архитектура.

1 Познакомить детей с архитектурой, русской архитектурой, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской).Ознакомить с архитектурой в ближайшем окружении.

2.Учить рисовать по представлению.

3.Формировать навыки конструирования из бумаги, картона, владение графическими материалами.

4.Систематизировать знания детей об архитектуре, музеях архитектуры под открытым небом-заповедных зонах культуры. Дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры.

5.Формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму.

5. Транспорт

1. Ознакомить с городским транспортом, машинами, учить анализировать форму сложного объекта(техники) до простейших форм, его составляющих.

2.Формировать умения рисовать или конструировать сложный объект по уменьшенной модели.

3. Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всем листе, одной линии, широкой полосе.Ознакомить с понятием «бионика».

4.Дать понятие о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера.

6. Декоративно-прикладное искусство.

1 Дать представление об элементах орнамента, его видах. Ознакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством.

2.Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы; знать и изображать элементы росписей, использовать цветосочетания, характерные для узоров.

3.Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров.


7. Уроки раскрепощения.



1 Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение

2.Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе.

3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.











Тематический план

Месяц

Наименование тем

№ блока

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент школы

Сентябрь

«Цветы мне говорят, прощай»







«Веселые игрушки- герои наших сказок»






«Красота родной земли»









«Листья летят»

1









2








1










1

Составление букетов








Изготовление поделок из природного материала





Изображение несложного сюжета








Составление композиции из засушенных листьев и цветов

Цветы, растущие в регионе.







Деревья, растущие в регионе(дуб, сосна)















Листья и цветы осенних деревьев региона

Развивать творчество, фантазию

(Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске растений)




Определение характера, настроения персонажей героев сказок

(Анализировать форму, характерные особенности предмета)


(Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета

Составление композиции с передачей настроения. Знакомство с понятием локальные цвета.





Знакомство с жанром «натюрморт»

(Знать новый термин изобразительного искусства)



Октябрь

«Рождение музыки»






Экскурсия в лес







Рисование «Осень»











Нам художник о многом рассказал

7







1







1












1



Эмоциональное раскрепощение, уход от стереотипов, обретение уверенности в себе

Отметить сезонные изменения, связанные с приходом осени



Перспектива. Заполнение всего листа изображением. Изображение кроны дерева, земли путем наложения мазков друг на друга



Беседа-диалог с художником








Осенняя природа региона





Фотографии природы региона










Иллюстрации, фотографии природы региона

Описание в речи своих чувств, эмоций






Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.



Учить передавать в рисунках колорит пейзажа разных времен года, передавать характерные особенности деревьев разных пород. (Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске листвы)




(Знакомство с новыми терминами в изобразительном искусстве. Дать понятие о разных жанрах в искусстве) Знакомство с творчеством художника, его мастерской.










Ноябрь

«Скульптура»







Лепка «Лепим животных» (спортсмена)











«Какой самый большой праздник осенью. День города»








«Как сберечь окружающую природу?»

2







2













4












1

Рассматривание скульптур






Развивать посредством осязания ощущение формы









Совмещение в работе фломастеров, карандашей, восковых мелков








Передача несложного сюжета























Набор открыток о городе, книги о Миассе

Дать представление о работе художника-скульптора





Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу

(Анализировать форму, сравнивать характерные особенности одного предмета с другим)





Закрепление навыков создания сложных композиций. (Передача цветом праздничности: оживляющий акцент в пассивном сочетании)







Создание фантастического образа средством графики. (Знание новых терминов. Композиционное объединение предметов единым содержанием)

Декабрь

Изготовление аппликации «Радость»





Рисование: «Налетели метели»








Новогодние игрушки







Уральские посиделки








1










7








7








Передача несложного зимнего сюжета








Конструирование новогодних игрушек






Вечерние посиделки








Репродукции уральских художников В. Шамкина.















Традиции и обычаи на Урале








Обучение навыкам смешивания красок с передачей тонких нюансов. Освоение навыков работы по-сырому.





Знакомство с традиционными зимними украшениями, историей их возникновения. (Овладение навыками работы со случайными материалами)


Знакомство с традициями и обычаями народного этикета

Январь

Рождественские встречи




Экскурсия в зимний лес







Наши зимние забавы








Ремесло художника







1








3









6

Украшение рождественского подарка



Отметить сезонные изменения






Композиции на темы, связанные с зимними забавами






Изделия прикладного искусства

Традиции Сочельника




Природа зимнего леса

Знакомство с традициями народа России. Соотношение декора, формы и содержания сюрпризов.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии природы зимнего леса, высказывать простейшие суждения об увиденном


Обучение способам передачи движения и частичного загораживания предметов. Закрепление навыков владения графическими материалами.


Дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. (Ознакомить с художественными промыслами: Хохлома, Дымково, ковроткачеством)

Февраль

Рождение музыки (продолжение)





Мы с тобою песенку споем







Музей декоративно-прикладного искусства Урала


Масленница-национальные обычаи

7







7








6






1

Выражение звуков музыки, настроения в красках(цвете, линиях)



Выражение своих чувств в цвете и формах






Экскурсия в музей





Самостоятельное составление композиции











Песенки о родном крае







Изделия златоустовских мастеров

Учить воспринимать звуки музыки, выражать их в красках, рисунках.

(Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение)


Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных и явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе.


Знакомство с искусством Урала и музеем декоративно-прикладного искусства



Закрепление знаний детей о народных традициях. (Умение обобщать накопленный опыт,

передавать его в рисунке)


Март

Мы-ткачи








Узор в полосе







Аппликация: «Радуга на полу»






Ноги сами рвутся в пляс

6








6







6








7

Изготовление маленького полотна













Плетение коврика из полосок цветной бумаги





Эмоциональное раскрепощение, обретение уверенности в себе

Кружевные изделия сотрудников д/дома












Домашние половики

Освоение элементарных приемов плетения. Составление простых геометрических узоров(Развитие наблюдательности, фатазии)


Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить композицию узора, знать и изображать элементы росписей


Освоение приемов плетения по мотивам русского половика. Выбор контрастных и сближенных цветов. Использование простого ритма


Продолжить знакомство с видами искусства. Учить передавать свое настроение через движения, соответствующие темпу и ритму мелодии музыки


Апрель

Волшебство театра (2 занятия)





Сказочная птица








Поговорим о литературе



6







2










2

Изготовление кукол






Изображение сказочной птицы








Изображение диковинных птиц и зверей (клаксография)

















Иллюстрации к сказкам уральских сказочников

Знакомство с театральными терминами. Создание образа в плоскости и объеме, освоение навыков работы с тканью и нитками


Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц и умение передавать в рисунке характерные особенности. (Сравнение анатомий разных птиц, определение пропорций)


Формирование умения создавать фантастические образы. Передача движений в композиции

Май

Портреты моих друзей







Сказочный город






Рисуем иллюстрации к сказке





Служебные машины








3








4







2







5

Графический портрет друга







Конструирование сказочного города из бумаги





Создание книжки в картинках






Рисование пожарной, милицейской машин, автобуса. Выделение мелких деталей, передача их в рисунке









Открытки и иллюстрации о Миассе












Наблюдения за транспортом на улицах родного города

Изображение сходства в портрете. Использование всей палитры красок. Работа по всему листу. (Показать отражение пропорций и мимике лица в портрете)


Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение навыков работы в технике «бумажная пластика»


Оказывать влияние на содержание рисунков детей, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева


Формировать умения изображать различные виды транспорта, учить композиции в сюжетном рисунке. (Формировать умения рисовать сложный объект по уменьшенной модели)






































Приложение№1


Мониторинг.


Анализ продукта деятельности.
  1. Форма: 3 балла-передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

  2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа, в соотношение по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно.

  3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

  4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.




Анализ процесса деятельности


  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.


Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.


Используемая литература:


  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.1 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.

  2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.2 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.

  3. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.3 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.

  4. Байматова В.А. Как научить рисовать цветы, ягоды, насекомых. Москва. 2007 г.

  5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Творческий центр. Москва. 2002 г.

  6. Грошенков И. А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство Просвещение. Москва.1966 г.

  7. Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. Издательство Просвещение. Москва. 1972 г.

  8. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Москва. ACADEМA. 2002 г.

  9. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся в вспомогательной школе. Москва. Педагогика. 1974 г.

  10. Секачев В. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. Институт общегуманитарных исследований. 2001 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Автор: Солдатова Татьяна Андреевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства