г. Миасс
Воспитатель Солдатова Т.А.
2017г.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей младшего школьного возраста. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Без изобразительной деятельности невозможно представить полноценное сенсорное развитие взрослеющей личности. В результате овладения необходимыми, соответствующими возрасту навыками, происходит автоматизация умения дифференцировать цвет, форму, величину, что в свою очередь, является гармоничным дополнением в комплексной работе с младшим школьным возрастом.
Для младшего школьного возраста является актуальным развитие творческого воображения, что проблематично, когда идёт речь о детях с интеллектуальным снижением. Достаточно часто встречающаяся проблема развития мелкой моторики, корректируется за счёт совершенствования изобразительных навыков.
Как известно, изобразительная деятельность оказывает мощный коррекционный эффект в развитии речевых центров и в целом интеллектуальной деятельность младшего школьника.
Нельзя обойти вниманием роль изобразительной деятельности в развитии и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника. Особое значение данного направления в работе необходимо отметить, касаясь эмоционально-депривированных детей. Очень важен психологический аспект, предполагающий снижение психомоторного напряжения, позитивацию отношения к окружающему миру, формирование эмоциональной восприимчивости, стабилизацию эмоционального фона.
Настоящая программа представляет цикл занятий по изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста и разработана с учетом обновления содержания по парциальным программам.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа включает 6 самостоятельных блоков, которые, будучи взаимосвязанными, по содержанию программного материала, представляют самостоятельные блоки, которые можно использовать, как дополнительные в качестве проектной деятельности.
№ п/п | Возраст | Блок программы | Цель | Задачи | Количество занятий |
-
| Младший школьный возраст | Ориентировочный | Определение уровня овладения умений и навыков в рисовании; | Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений. Поводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности. | 1 |
-
| Младший школьный возраст | Конструктивно-формирующий | Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов | Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора. | 3 |
-
| Младший школьный возраст | Обобщающее-закрепляющий | Определение уровня динамики в овладении умений и навыков в рисовании; | Закрепление сформированных изобразительных умений и навыков. Формировать умения оценивать созданные изображения | 1 |
Содержание программы.
Раздел программы | Младшие школьники. |
1. Растения, явления природы. | 1.Знать новые термины изобразительного искусства: живопись, архитектура, пейзаж, портрет, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация и др. 2. Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета, контрастность, сближение цветов, пользоваться смешиванием красок на палитре. 3. Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород. 4. Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний. 5.Учить делить цветовой круг на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета. 6.Применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, применять художественную выразительность акварели, гуаши, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура. 7. Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему. |
2. Животные. | 1.Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого. 2.Соблюдать последовательность выполнения рисунка. 3.Дать представление о работе художника-скульптора. 4.Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). 5.Научить воплощаться в образ формы. 6. Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева, В.Лебедева. 7. Сравнение анатомий разных птиц: общее, индивидуальное, непохожее. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций. |
3. Человек. | 1. Дать представление о модульном изображении человека. 2. Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, творчеством отдельных художников-портретистов. 3. Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете. 4.Ознакомить с изображением человека в жанровых и исторических картинах. 5.Показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений; 6.Передавать время года и суток через определенный колорит; |
4. Архитектура. | 1 Познакомить детей с архитектурой, русской архитектурой, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской).Ознакомить с архитектурой в ближайшем окружении. 2.Учить рисовать по представлению. 3.Формировать навыки конструирования из бумаги, картона, владение графическими материалами. 4.Систематизировать знания детей об архитектуре, музеях архитектуры под открытым небом-заповедных зонах культуры. Дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры. 5.Формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму. |
5. Транспорт | 1. Ознакомить с городским транспортом, машинами, учить анализировать форму сложного объекта(техники) до простейших форм, его составляющих. 2.Формировать умения рисовать или конструировать сложный объект по уменьшенной модели. 3. Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всем листе, одной линии, широкой полосе.Ознакомить с понятием «бионика». 4.Дать понятие о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера. |
6. Декоративно-прикладное искусство. | 1 Дать представление об элементах орнамента, его видах. Ознакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством. 2.Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы; знать и изображать элементы росписей, использовать цветосочетания, характерные для узоров. 3.Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров. |
7. Уроки раскрепощения. | 1 Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение 2.Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе. 3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках. |
|
Месяц | Наименование тем | № блока | Содержание занятия |
Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент школы |
Сентябрь | «Цветы мне говорят, прощай» «Веселые игрушки- герои наших сказок» «Красота родной земли» «Листья летят» | 1 2 1 1 | Составление букетов Изготовление поделок из природного материала Изображение несложного сюжета Составление композиции из засушенных листьев и цветов | Цветы, растущие в регионе. Деревья, растущие в регионе(дуб, сосна) Листья и цветы осенних деревьев региона | Развивать творчество, фантазию (Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске растений) Определение характера, настроения персонажей героев сказок (Анализировать форму, характерные особенности предмета) (Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета Составление композиции с передачей настроения. Знакомство с понятием локальные цвета. Знакомство с жанром «натюрморт» (Знать новый термин изобразительного искусства) |
Октябрь | «Рождение музыки» Экскурсия в лес Рисование «Осень» Нам художник о многом рассказал | 7 1 1 1 | Эмоциональное раскрепощение, уход от стереотипов, обретение уверенности в себе Отметить сезонные изменения, связанные с приходом осени Перспектива. Заполнение всего листа изображением. Изображение кроны дерева, земли путем наложения мазков друг на друга Беседа-диалог с художником | Осенняя природа региона Фотографии природы региона Иллюстрации, фотографии природы региона | Описание в речи своих чувств, эмоций Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний. Учить передавать в рисунках колорит пейзажа разных времен года, передавать характерные особенности деревьев разных пород. (Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске листвы) (Знакомство с новыми терминами в изобразительном искусстве. Дать понятие о разных жанрах в искусстве) Знакомство с творчеством художника, его мастерской. |
Ноябрь | «Скульптура» Лепка «Лепим животных» (спортсмена) «Какой самый большой праздник осенью. День города» «Как сберечь окружающую природу?» | 2 2 4 1 | Рассматривание скульптур Развивать посредством осязания ощущение формы Совмещение в работе фломастеров, карандашей, восковых мелков Передача несложного сюжета | Набор открыток о городе, книги о Миассе | Дать представление о работе художника-скульптора Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу (Анализировать форму, сравнивать характерные особенности одного предмета с другим) Закрепление навыков создания сложных композиций. (Передача цветом праздничности: оживляющий акцент в пассивном сочетании) Создание фантастического образа средством графики. (Знание новых терминов. Композиционное объединение предметов единым содержанием) |
Декабрь | Изготовление аппликации «Радость» Рисование: «Налетели метели» Новогодние игрушки Уральские посиделки | 1 7 7 | Передача несложного зимнего сюжета Конструирование новогодних игрушек Вечерние посиделки | Репродукции уральских художников В. Шамкина. Традиции и обычаи на Урале | Обучение навыкам смешивания красок с передачей тонких нюансов. Освоение навыков работы по-сырому. Знакомство с традиционными зимними украшениями, историей их возникновения. (Овладение навыками работы со случайными материалами) Знакомство с традициями и обычаями народного этикета |
Январь | Рождественские встречи Экскурсия в зимний лес Наши зимние забавы Ремесло художника | 1 3 6 | Украшение рождественского подарка Отметить сезонные изменения Композиции на темы, связанные с зимними забавами Изделия прикладного искусства | Традиции Сочельника Природа зимнего леса | Знакомство с традициями народа России. Соотношение декора, формы и содержания сюрпризов. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии природы зимнего леса, высказывать простейшие суждения об увиденном Обучение способам передачи движения и частичного загораживания предметов. Закрепление навыков владения графическими материалами. Дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. (Ознакомить с художественными промыслами: Хохлома, Дымково, ковроткачеством) |
Февраль | Рождение музыки (продолжение) Мы с тобою песенку споем Музей декоративно-прикладного искусства Урала Масленница-национальные обычаи | 7 7 6 1 | Выражение звуков музыки, настроения в красках(цвете, линиях) Выражение своих чувств в цвете и формах Экскурсия в музей Самостоятельное составление композиции | Песенки о родном крае Изделия златоустовских мастеров | Учить воспринимать звуки музыки, выражать их в красках, рисунках. (Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение) Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных и явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе. Знакомство с искусством Урала и музеем декоративно-прикладного искусства Закрепление знаний детей о народных традициях. (Умение обобщать накопленный опыт, передавать его в рисунке) |
Март | Мы-ткачи Узор в полосе Аппликация: «Радуга на полу» Ноги сами рвутся в пляс | 6 6 6 7 | Изготовление маленького полотна Плетение коврика из полосок цветной бумаги Эмоциональное раскрепощение, обретение уверенности в себе | Кружевные изделия сотрудников д/дома Домашние половики | Освоение элементарных приемов плетения. Составление простых геометрических узоров(Развитие наблюдательности, фатазии) Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить композицию узора, знать и изображать элементы росписей Освоение приемов плетения по мотивам русского половика. Выбор контрастных и сближенных цветов. Использование простого ритма Продолжить знакомство с видами искусства. Учить передавать свое настроение через движения, соответствующие темпу и ритму мелодии музыки |
Апрель | Волшебство театра (2 занятия) Сказочная птица Поговорим о литературе | 6 2 2 | Изготовление кукол Изображение сказочной птицы Изображение диковинных птиц и зверей (клаксография) | Иллюстрации к сказкам уральских сказочников | Знакомство с театральными терминами. Создание образа в плоскости и объеме, освоение навыков работы с тканью и нитками Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц и умение передавать в рисунке характерные особенности. (Сравнение анатомий разных птиц, определение пропорций) Формирование умения создавать фантастические образы. Передача движений в композиции |
Май | Портреты моих друзей Сказочный город Рисуем иллюстрации к сказке Служебные машины | 3 4 2 5 | Графический портрет друга Конструирование сказочного города из бумаги Создание книжки в картинках Рисование пожарной, милицейской машин, автобуса. Выделение мелких деталей, передача их в рисунке | Открытки и иллюстрации о Миассе Наблюдения за транспортом на улицах родного города | Изображение сходства в портрете. Использование всей палитры красок. Работа по всему листу. (Показать отражение пропорций и мимике лица в портрете) Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение навыков работы в технике «бумажная пластика» Оказывать влияние на содержание рисунков детей, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева Формировать умения изображать различные виды транспорта, учить композиции в сюжетном рисунке. (Формировать умения рисовать сложный объект по уменьшенной модели) |
Мониторинг.
Анализ продукта деятельности.