Просмотр содержимого документа
«Программа"Формирование потребности в получении и расширении знаний о Москве на уроках и во внеурочное время с обучающимися 4 класса"»
РАСТИМ ДЕТЕЙ ПАТРИОТАМИ
Программа
Тема: Формирование потребности в получении и расширении знаний о Москве на уроках и во внеурочное время с обучающимися 4 класса
Составила: учитель начальных классов
Гребнева В.Н.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач педагогов является воспитание патриотических, гражданских чувств у подрастающего поколения. Это можно сделать путём развития интереса к своему городу, воспитания уважения к великим достижениям москвичей в прошлом и настоящем, гражданских качеств, гордости за красоту и достоинство города, где родился и вырос. Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Младший школьник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свое родное село, дружить со сверстниками, гордиться своей малой родиной. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, я учитываю все особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений. Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и своей стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей младшего школьного возраста? Как он может эти чувства выразить? К чему должен стремиться учитель? Учитель должен помнить, что младший школьник воспринимает окружающую его среду эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, своей стране и т.д. проявляются у него в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, здесь необходимо длительное систематическое воздействие на ученика. Учителю необходимо систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в одно целое все задачи всестороннего обучения детей младшего школьного возраста: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Знакомство обучающихся с Москвой – процесс длительный и довольно сложный. Он не может поводиться от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проводиться в урочное и во внеурочное время.
Цель программы:
Формирование у обучающихся представления о Москве как о главном городе России путём ознакомления с её достопримечательностями .
Задачи программы:
- Ознакомление учащихся с историей и современной жизнью Москвы как столицы России, одного из крупнейших мегаполисов мира, многофункционального города, значительного центра мировой культуры.
- Ознакомление учащихся с достопримечательностями Москвы.
- Формирование у учащихся представления о различных сторонах жизни Москвы и москвичей, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на столицу с вычленением отдельных деталей повседневности города.
- Развитие у школьников стремления знать Москву, понять ее умом и сердцем, формирование личностного отношения учащихся к своему городу.
- Развитие гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к России, ее столице.
- Изучение проблем развития Москвы, формирование у школьников видения своего места в настоящее время и в будущем в решении этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни столицы.
Формирование компетенций обучающихся:
Личностные:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
б) познавательные универсальные учебные действия:
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
умение высказывать своё отношение к получаемой информации ;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
Формы проведения мероприятий:
- экскурсии;
- проектная деятельность;
- игры;
- конкурс «А знаете ли вы Москву?»;
- оформление стенда « Мы любим тебя, Москва»;
- выставка детских рисунков о Москве;
- оформление стенда «Досуг в семье по Москве»;
Материально-техническое сопровождение:
- ТСО;
- методическая литература;
- художественная литература;
- дидактические и наглядные пособия.
Мероприятия реализации программы:
№
Название мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Расширение знаний и развитие интереса у детей к городу на уроках окружающего мира и во внеурочное время.
Москва родной город.
сентябрь
учитель
История Москвы.
октябрь
учитель
Флаг, герб, гимн Москвы.
ноябрь
учитель
75годовщина битвы под Москвой.
декабрь
учитель
Музеи и театры Москвы.
январь
учитель
Памятники Москвы.
февраль
учитель
Москва-город герой.
апрель-май
учитель
Праздничная Москва
апрель-май
учитель
2.
Закрепление названий улиц, скверов, площадей и т.д. на уроках русского языка .
Собственные и нарицательные имена.
в течение года
учитель
Составление предложений о Москве.
в течение года
учитель
3.
Чтение художественной литературы на уроках литературного чтения и во внеурочное время.
Федор Глинка «Москва»
сентябрь
учитель
А.С.Пушкин «Москва…как много в этом звуке…»
октябрь
учитель
Конкурс чтецов к 75гоговщине битвы под Москвой.
декабрь
учитель
воспитатель
М.Ю.Лермонтов «Москва! Москва! Люблю тебя как сын…»
ноябрь
учитель
И.Токмакова «Красная площадь»
январь
учитель
Вл.Борисов «Москва»
февраль
учитель
С. Михалков А что у вас?»
март
учитель
Поговорки, пословицы о Москве.
апрель
учитель
воспитатель
4.
Художественно-эстетическое направление в изучении города через экскурсии по городу.
Пушкинская площадь.
октябрь
учитель
воспитатель
родители
Красная площадь
ноябрь
учитель
воспитатель
родители
Александровский сад
май
учитель
воспитатель
родители
Храм Христа Спасителя
декабрь
учитель
воспитатель
родители
Музей по выбору
февраль
учитель
воспитатель
родители
Музей по выбору
март
учитель
воспитатель
родители
5.
Художественно-эстетическое направление через изобразительную деятельность.
Презентация «Москва в работах художников».
январь
учитель
Выставка «Москва в рисунках детей».
апрель
учитель
воспитатель
родители
6.
Закрепление полученных знаний о Москве в игровой деятельности (настольно-печатные игры, кроссворды, дидактические игры, пазлы).
Подбери название.
октябрь
учитель
воспитатель
Я знаю в Москве…
март
учитель
воспитатель
Расшифруй надпись.
ноябрь
учитель
воспитатель
Мы гуляем по Москве(наст.-печ.)
в течение года
учитель
воспитатель
7.
Оформление стенда.
«75-я годовщина битвы под Москвой».
ноябрь
учитель
воспитатель
родители
«Досуг в семье по Москве»
март
учитель
родители
8.
Проектная деятельность детей.
Моя улица или улица Москвы.
декабрь
все ученики
учитель
родители
Памятники Москвы.
апрель
ученик
родители
учитель
Театры Москвы.
апрель
ученик
родители
учитель
Музеи Москвы.
апрель
ученик
родители
учитель
Вокзалы Москвы.
апрель
ученик
родители
учитель
Метро Москвы.
апрель
ученик
родители
учитель
Москва раньше и теперь…
апрель
ученик
родители
учитель
9.
Конкурс.
«Знаете ли вы Москву?»
конец марта
учитель
воспитатель
10.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Как знакомить детей с Москвой?»
сентябрь
учитель
воспитатель
Составить кроссворд вместе с детьми о Москве.
конец марта
учитель
воспитатель
Участие в оформлении стенда «Досуг в семье по Москве».
март
учитель
Помощь в работе над проектом.
в течение года
учитель
Помощь в организации экскурсий.
в течение года
учитель
Планируемые результаты программы:
- Дети получат большой объем ознакомительных сведений о Москве, ее значении как столицы; о достопримечательностях города; об истории Москвы в общем и возникновении названий улиц и площадей.
- Данное направление работы должно оказать большое влияние на воспитание гуманных чувств , патриотических и чувство гордости как за свой город, так и за свою страну в целом.
- Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств каждого ребенка, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.