Программа духовно-нравственного развития коллектива
Программа духовно-нравственного развития коллектива
Программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций.Актуальность данной программы в том, что она ориентирует на коллективное сотворчество,ставит учащихся перед необходимостью прислушиваься к мнению товарищей,понимать и чувствовать их настроение, вырабатываетумение терпимо относиться к ошибкам других, выражать свое мнение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Зам. по ВР Захарова Н.М. Директор МБОУ «Средняя общеобра-
зовательная школа №10» г.Канаш __________________________20 г __________________________20 г
Автор: Чернухина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Срок реализации программы: 2013 – 2017 гг.
Год разработки программы: 2013г.
Пояснительная записка
Добрые сердца это сады, добрые мысли это корни,
добрые слова это цветы, добрые дела это фрукты,
позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,
заполните его светом добрых слов и добрых дел.
Генри Уодсворт Лонгфелло.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни- гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать. Педагог должен создавать условия, чтобы ребенок стал хорошим, нужно, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим. Воспитание есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения. Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, и лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику самого себя, собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни», где работают механизмы подражания, внушения, заражения. Не может воспитывать педагог, которого дети не любят.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания, для развития способностей детей, для закладки основ духовного, физического и нравственного здоровья. Младшие школьники очень любят творить, исследовать. В процессе творческой деятельности можно формировать в ребенке все нравственные и духовные ценности, прививать культурные навыки, всесторонне развивать личность ребенка. Мне, как педагогу и классному руководителю, хотелось бы видеть своих питомцев духовно богатыми, уважающими традиции своего народа, любящими свою Родину, родителей, семью, культурными. Все это воспитывается и приобретается не за один год и только соответствующей воспитательной среде, которая создается в союзе с родителями и учителями.
Актуальность данной программы в том, что она ориентирует на коллективное сотворчество, ставит учащихся перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций.
Цель программы: духовно–нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России
Основные задачи программы:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм
развитие трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата
формирование патриотизма и гражданской солидарности
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6 - 10 лет
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с
выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Методы психолого-педагогического сопровождения:
-диагностика, анкетирование (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- профилактика;
- беседы, технологические игры, рефлексия, тренинги и другие;
- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского коллектива и рассчитана на четыре года.
I этап: проектный. Цель:подготовка условий для создания программы Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу «Лучики добра». 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы «Лучики добра»
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по программе. 3. Расширять и укреплять сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
4. Вовлекать в систему образовательно-воспитательного процесса представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы.
2013-2014г - 1 класс «Семя добра»
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
успешная адаптация к школьной жизни
эмоциональная устойчивость обучающихся
создание предпосылок для формирования классного коллектива
активное участие родителей в жизни класса, школы
Диагностика
Диагностика изучения представлений о нравственных качествах
Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс.) Эта методика помогает выяснять соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.
2014-2015г - 2 класс «Росточки добра»
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
устойчивые положительные результаты обучения
активное участие детей в жизни класса, школы
формирование негативного отношения к вредным привычкам
создание органов классного самоуправления
развитие творческой активности
формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим
Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные.
Самоуправление в классе:
1.Распределение поручений.
2.Планирование воспитательной работы класса.
2. Классные собрания.
3. Организация дежурства по классу.
4. Работа с активом: «Оказание помощи отстающим и слабым детям».
5. Контроль посещаемости.
6. Контроль поведения.
7. Работа с классом по подготовке внеклассных мероприятий.
8. Участие в школьных мероприятиях.
Диагностика
1. Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) повторная диагностика
Сравниваются результаты диагностики 1 и 2 классов. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. (Приложение 1)
Результаты диагностики 1 и 2 класса говорят о росте уровня нравственности. Во 2 классе учащиеся дают наиболее точные содержательные ответы и процент правильных ответов выше.
2. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина) (Приложение 2)
Результаты диагностики предполагают дальнейшую работу по повышению уровня воспитанности
2015-2016г – 3 класс «Ростки добра»
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинения своих интересов его интересам.
проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия
ощущение ответственности за совершаемые поступки
воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни
2.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Результаты диагностики (Приложение 4)
3. Диагностика уровня воспитанности (в конце учебного года - повторная)
Сравниваются результаты диагностики 2 и 3 классов
2016-2017г - 4 класс «Лучики добра»
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
овладение методами самовоспитания, самоконтроля
проявление самостоятельной творческой активности
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности
готовность к самоопределению в социуме
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы
Диагностика
1.Социометрия
2.Диагностика межличностных отношений(Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
Анкета-опросник «Настоящий друг» (Приложение 5)
3. Уровень воспитанности (в конце учебного года)
Сравниваются результаты диагностики 3 и 4 классов
III этап: аналитический. Цель: анализ итогов реализации программы Задачи: 1. Обобщить результаты работы класса
2.Составить сводный лист данных изучения нравственного роста личности обучающихся 1-4 класса за 2013-2017 год. (Приложение 6)
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости
Планирование школьниками жизни в классе совместно с классным руководителем с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела
Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности
Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.
Принцип свободы участия Предоставление детям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.
Принцип обратной связи Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.
Принцип сотворчества В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности
Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и
неформальной.
Воспитательные методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.
Формы организации деятельности:
- групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);
- парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, осуществлять взаимоконтроль, учитывать темп и стиль работы каждого, учащиеся помогают друг другу разобраться в ошибках);
- фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);
- индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).
Условия успешной реализации программы:
Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их определения
высокий уровень сплоченности коллектива
активное участие родителей в делах класса
способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ
повышение уровня культуры учащихся
активизация интереса к творческим занятиям
увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
Формы подведения итогов реализации программы:
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Проверка эффективности данной программы осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, различные конкурсы. Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся, тестирования учащихся.
Методы контроля:
-анктирование;
-мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
-сбор отзывов педагогов и воспитанников
Основные направления программы:
Работа по организации коллективной творческой деят-ти
Цель: Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Задачи:
воспитание любви и уважения к коллективу, к совместному труду и творчеству
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города
Формы работы
беседы
тренинги
тестирование
игры
интеллектуальные бои;
тестирование
интеллектуальные игры внутри класса, параллели
интеллектуальные бои
конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений
празднование памятных дат в жизни учащихся
консультации – индивидуальные и коллективные.
Ожидаемые результаты:
повышение активности в творческих коллективных делах
уметь проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения разных проблем
вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ценностно-ориентационная деятельность
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание гражданственности, патриотизма
Задачи:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России
любовь к школе, своему городу, народу, России
уважение к защитникам Родины
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
умение отвечать за свои поступки
представления о правилах поведения в общественных местах, на природе
Формы работы
-тематические классные часы.
-праздники, конкурсы, ролевые игры
-празднование памятных дат календаря
-изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав
усвоить правила поведения в общественных местах
Работа в школе в социуме. Работа с родителями
Цель: Формирование активной педагогической позиции родителей
Задачи:
Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями Организация взаимодействия школы и семьи
Ожидаемые результаты:
укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребёнка
создание системы психолого-педагогической подготовки родителей
обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей
тесный контакт с родителями
Мероприятия по реализации программы 1 класс«Семя добра»
Время проведения
Работа по организации коллективной творческой деятельность
Ценностно-ориентационная деятельность
Художественно-творческая дея-тельность
Трудовая деятельность
Спортивно-патриотическая деятельность
Работа по организации мероприятий по предупреждению безопасности и правонарушений
сентябрь
Оформление классных уголков
День знаний. Игра-путешествие
« Осень, осень, в гости просим!»
Вечер творчества
Дежурство в классе
Субботники
Веселые старты
«Будь всегда здоров и ловок!»
Мой безопасный путь в школу. Внимание. Дорога
Октябрь
Тренинги общения
«Будем дружить»
Просмотр мультфильма «Серая шейка».
Беседа, посвященная
Международному дню защиты животных.
Поздравление с днем пожилых. Изготовление подарка
Генеральная уборка
Дежурство в классе
Беседа «Гигиена учебного труда и отдыха»
Режим дня
Беседа по противопожарной безопасности
Ноябрь
«Режим дня»
Тематический классный час
« Прекрасным мамам посвящается»
День именинника
Дежурство в классе
Урок Мужества «Гордимся нашими защитниками!»
Беседа « Если в дверь звонит незнакомец»
Декабрь
Беседа «Что ты знаешь о себе»
Посещение краеведческого музея воинов–интернационалистов
Изготовление новогодних игрушек
«Новогодняя сказка
Помощь птицам
Дежурство в классе
Классный час « В гостях у Айболита»
Викторина
« Светофорик»
Январь
Тренинг
«Уважай других»
Посещение детской библиотеки
Классный час
« Все цвета, кроме чёрного»
Трудовой десант
Дежурство в классе
Конкурс рисунков «Что мы знаем о войне»
Классный час «Перекрёсток. Сигналы, подаваемые водителем и
как правильно переходить улицу группой»
февраль
Беседа
«Ежели Вы вежливы»
« Им нужна твоя помощь»
«А ну-ка, мальчики?»
Конкурс смелых и отзывчивых
Сбор макулатуры.
Дежурство в классе
Единый классный час
« Свет памяти, свет скорби и любви… его в себя приносят наши дети!»
Классный час «Основные правила поведения на улицах и дорогах»
март
Анкетирование по определению уровня тревожности сплочённости
классного коллектива
Посещение детской библиотеки
«А ну-ка, девочки?»
конкурс хозяек
Дежурство в классе
Выпуск буклета «Здоровье - не все, но все без здоровья –ничего»
Экскурсия по микрорайону
« Наш микрорайон: знаки в пути»
апрель
Участие в благотворитель-ной акции «Будь милосерден»
«Мир добра». День добрых сюрпризов
Конкурс смешных шуток
Дежурство в классе
Классный час «Опасности на дороге. Их предупреждение
май
Круглый стол «Мои друзья»
«Прощание с 3 классом» творческий вечер
Дежурство в классе
Конкурс рисунков «Что мы знаем о войне»
Классный час «Подведение итогов года Правила поведения на каникулах»
2 класс «Росточки добра»
Время проведения
Работа по организации коллективной творческой дея-тельность
Ценностно-ориентационная деятельность
Художественно-творческая деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-патриотическая деятельность
Работа по организации мероприятий по предупреждению безопасности и правонарушений
сентябрь
Выбор актива класса
Игра-путешествие «Символы России»
« Богатый урожай осенью собирай!»
Дежурство в классе
Субботники
Спортивные соревнования
между параллельными классами
КВН « Внимание, пешеходы!»
Октябрь
Оформление классных уголков
« Им нужна твоя помощь»
Международный день защиты
животных.
Вечер для бабушек и дедушек.
Генеральная уборка
Дежурство в классе
Беседа «Гигиена учебного труда и отдыха»
Режим дня
Беседа по противопожарной безопасности
Ноябрь
Тренинг «Я и коллектив»
Тематический классный час
« История моего города»
День именинника
Дежурство в классе
Беседа « Встреча с незнакомцем»
Декабрь
«Зимние забавы» игры на свежем воздухе
Новогодняя мастерская
«Новогодние приключения!»
Помощь птицам
Дежурство в классе
Классный час « В гостях доктора». Встреча с школьным врачом
Беседа «Правила поведения в общественных местах»
Январь
Единый классный час «Один за всех и все за одного»
Круглый стол «Добро и зло»
Праздник масленицы
Трудовой десант
Дежурство в классе
Классный час «Перекрёсток. Сигналы, подаваемые водителем и
как правильно переходить улицу группой»
февраль
Беседа
«Волшебные слова»
Конкурс «Бравые ребята!»
Сбор макулатуры.
Дежурство в классе
Урок Мужества «С праздником наши защитники!»
Классный час «Основные правила поведения на дорогах»
март
Анкетирование по определению уровня тревожности,
сплочённости классного коллектива
Посещение детской библиотеки
Конкурс «А ну-ка, хозяюшки!»
Дежурство в классе
Выпуск стенгазеты «В память нашим героям!»
Экскурсия по городу « Знаки в пути»
апрель
Участие в благотворительной акции «Будь милосерден»
Конкурс стихов о войне
Поход в парк
Дежурство в классе
Единый кл.час «Не забудем никогда!»
Классный час «Опасности в лесу».
май
Беседа и анкетирование «Удовлетво-ренность учащихся классной и школьной жизнью»
Посещение сквера афганцев
Дежурство в классе
Посещение вечного огня, возложение цветов
Классный час
« Подведение итогов года. Правила поведения на каникулах»
3 класс
«Ростки добра»
Время проведения
Работа по организации коллективной творческой дея-тельность
Ценностно-ориентационная деятельность
Художественно-творческая дея- тельность
Трудовая деятельность
Спортивно-патриотическая дея-тельность
Работа по организации мероприятий по предупреждению безопасности и правонарушений
сентябрь
Выбор актива класса
День знаний.
« Праздник урожая»
Дежурство в классе
Субботники
Веселые старты «Быстрее, выше и сильнее!»
Беседа о правилах дорожного движения
Октябрь
Оформление классных уголков
«Защитим братьев наших меньших!»
Выпуск экологической газеты
«С днем пожилых!» Праздник для любимых
Генеральная уборка
Дежурство в классе
Игра «Правила пожарной безопасности»
Ноябрь
Тренинг « В кругу друзей»
День именинника
Дежурство в классе
Беседа «Если хочешь быть здоров…»
Беседа « Правила поведения с незнакомцем»
Декабрь
Беседа «Твой досуг»
Мозговой штурм «Мои права и обязанности»
«Новогодняя сказка»
Новогодние мастера
Помощь птицам
Дежурство в классе
Выпуск плаката «Что такое хорошо и что такое плохо!»
Январь
Единый кл. час «Правила крепкой дружбы»
Кл. час «Радуга профессий»
Игра-путешествие «По страницам детских книг»
Трудовой десант
Дежурство в классе
Конкурс рисунков «Пусть будет мир на земле!»»
Кл. ч «Вредные привычки»
февраль
Беседа «Добродетель и пороки»
Конкурс для мальчиков «Кто смелее и ловчее?»
Сбор макулатуры.
Дежурство в классе
Урок Мужества «С днем защитника Отечества!»
Классный час
« Правила пешеходов»
март
Анкетирование по определению уровня тревожности, сплочённости
классного коллектива
Посещение краеведческого музея
Конкурс «А ну, красавицы!»
Дежурство в классе
Классный час «Наша гордость!»
Беседа «Правила поведения в лесу»
апрель
Участие в благотворитель-ной акции
Дежурство в классе
Классный час «Опасность на железной дороге»
май
Беседа и анкетирование
«Удовлетворен-ность учащихся классной и школьной жизнью»
Конкурс стихов и загадок
«Знатоки литературы»
Дежурство в классе Субботник
Единый классный час «Героям войны посвящается!»
Классный час
« Подведение итогов года. Правила поведения на каникулах»
4 класс
«Лучики добра»
Время проведения
Работа по организации коллективной творческой дея-тельность
Ценностно-ориентационная деятельность
Художественно-творческая деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-патриотическая деятельность
Работа по организации мероприятий по предупреждению безопасности и правонарушений
сентябрь
Выбор актива класса
День знаний. Поход в библиотеку
Выпуск экологической газеты «В мире прекрасного!»
Дежурство в классе
Субботники
Веселые старты
Круглый стол
«О правилах дорожного движения»
Октябрь
Оформление классных уголков
Игра по станциям «Охрана животных»
Международный день защиты животных.
Встреча со страшим поколением, ко Дню пожилых
Генеральная уборка
Дежурство в классе
Беседа «Правильная осанка»
Интеллектуаль-ная игра «Пожарная безопасность»
Ноябрь
Классный час
« Наша дружная семья!»
День именинника
Дежурство в классе
Поход в «Локомотив»
Беседа «Правила поведения на незнакомом месте»
Декабрь
Классный час «Давайте жить дружно!». Просмотр отрывка из мультфильма
«Кот Леопольд»
Тематический классный час «Имею право и обязан…»
Мастерская «Новогодние игрушки: шарики и хлопушки»
«Новогодний карнавал!»
Помощь птицам
Дежурство в классе
Выпуск плаката «Будь здоров!»
Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних «Поощрение и наказание»
Январь
Создание проекта «Встреча с друзьями»
Выпуск стенгазеты «Не бойтесь делать добро!»
Игра-путешествие «В чудесный мир сказок!»
Трудовой десант
Дежурство в классе
Игра «Десять витаминов»
Классный час «Борьба с вредными привычками»
февраль
Приглашение гостей старшеклассников на беседу «Жить в коллективе»
Тренинг «Мой ответ»
Конкурс для мальчиков «Только смелым покоряются моря!»
Сбор макулатуры.
Дежурство в классе
Урок Мужества. Встреча с защитником Отечества
КВН «Замок препятствий»
март
Анкетирование по определению уровня тревожности, сплочённости классного коллектива
Посещение библиотеки
Конкурс для девочек «Лучше всех!»
Дежурство в классе
Поход в «Локомотив»
Выпуск экологической газеты «Спасите лес!»
апрель
Участие в благотворитель-ной акции
Классный час «Моя будущая профессия»
Дежурство в классе
Поход в ДДТ
Встреча с работником ЖД «Правила безопасности на ЖД»
май
Беседа и анкетирование
« Удовлетворен-ность учащихся классной и школьной жизнью»
Ярмарка-выставка «Умелые руки не знают скуки!»
Дежурство в классе Субботник
Единый классный час «Герои войны»
Классный час
« Подведение итогов года. Правила поведения на каникулах»
Совместная деятельность школы, семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Повышение педагогической культуры родителей
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
создание банка данных о семьях учащихся;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи социально-психологической службы школы;
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Наименование мероприятий
Время проведения
Ответственные
День профилактики для родителей. « Проблемы младшего возраста» (1 кл)
Индивидуальные консультации для родителей (1-4 кл)
Посещение на дому неблагополучных семей (1-4кл)
Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих детей (1-4 кл)
Анкетирование детей и родителей « Режим дня школьника» (1 кл)
Анкетирование родителей « Взаимоотношения детей и родителей» (2 кл)
Анкетирование родителей «Свободное время ребенка» (3 кл)
Анкетирование родителей «Ваше отношение к друзьям ребенка» (4 кл)
Родительские собрания
«Трудности адаптации первоклассников к школе» (1 кл)
« Режим дня школьника. Правила и обязанности учеников и родителей.
Знакомство с Уставом школы» ( 1 кл) « Профилактика заболеваний и вредных привычек» (1 кл)
«Итоги года. Правила безопасности во время каникул» (1 кл)
Родительское собрание « Трудности учебной работы. Причины слабой успеваемости» ( встреча с психологом) ( 2 кл)
«Капризы ребенка» (2 кл)
«Наказание и поощрение в семье» (2 кл)
«Итоги года. Правила безопасности во время каникул» (2 кл)
«Нравственный микроклимат в семье» (3 кл)
«Семейные праздники и их значение для ребенка» (3 кл)
«Почему дети лгут. Проблема нравственности» (3 кл)
«Итоги года. Правила безопасности во время каникул» (3 кл)
«Как научить своего ребенка жить в мире людей» (4 кл)
«Выбор дальнейшего пути: «за» и «против» (4 кл)
«Подготовка к итоговым экзаменам» (4 кл)
«Итоги года. Правила безопасности во время каникул» (4 кл)
Совместный праздник «Последний звонок» (4 кл)
Экскурсии, выезды (1-4 кл)
Поход с родителями на природу (1-4 кл)
Подготовка документации к пришкольному лагерю
( сбор заявлений, справок) (1-4 кл)
В теч.года
В теч. года
В теч. года
В теч. Года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Апрель
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Май
Октябрь
Декабрь
Февраль
Май
Октябрь
Декабрь
Февраль
Май
Октябрь
Декабрь
Февраль
Май
Май
В теч. года
Сентябрь, май
Май
Классный руководитель Психолог
Классный руководитель
Классный руководитель Соц. Педагог
Родительский комитет
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель Психолог
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Классный руководитель
Родительский комитет
С целью изучения взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся были проведены следующие мероприятия:
«Самодиагностика типового семейного воспитания» (с родителями); (Приложение8)
Результаты диагностики:
Самочувствие, в основном, в семье удовлетворительное, нервно-психическое напряжение испытывают 2% родителей, общая семейная тревога отсутствует.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы развития классного коллектива имеется библиотечка методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по воспитательной работе. Пользуюсь интернет - ресурсами. Ведется сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской. Так же ведется сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Наличие программы развития классного коллектива
План воспитательной работы класса, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Разработка мониторинга результатов и подведения итогов.
Разработки игр, внеклассных занятий
Диагностические методики
База информационных ресурсов классного руководителя
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Организационное:
Изучение социального запроса;
Определение направлений работы с классным коллективом;
Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.
3. Программно – методическое:
Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);
Программа воспитательной работы школы;
План воспитательной работы классного руководителя;
Банк методических разработок.
4. Кадровое:
Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог, педагог-организатор, библиотекарь
5. Материально – техническое:
Классный кабинет
Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, цифровая камера).
6. Информационные ресурсы
мониторинг учебных и внеучебных достижений отдельных учащихся и всего класса в целом;
наличие сайта класса;
использование возможностей социальной сети «В Контакте» для оперативной взаимосвязи с учащимися.
формирование банка данных об учащихся (профессиональная направленность, личностные характеристики, персональные данные, социальный паспорт класса и мн. др.)
Использованная литература:
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1999.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991.
Игнатьева Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», №9, 2010.
Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2001.
Краткий словарь по философии –М: 1982.
Пегеева Л.А..: «Этикет». Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003. – 108 с
Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности).- М.: Педагогическое общество России, 2007. _ 128с.
А.А. Фурсенко «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей
Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», М., «Вербум», 2001.
Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.