Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Пифагорик"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
«Утверждено»
Приказ № ____от_______2015 года
Директор МАОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
________________ С.К. Печникова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Пифагорик»
возраст детей 7-8 лет
срок реализации 2 года
Составитель: Ефанова Вера Александровна
педагог дополнительного образования
г.Боровичи
Новгородской области
2015 год.
Пояснительная записка
В настоящее время в России увеличивается интерес к внедрению инновационных технологий развивающего обучения. Анализ эффективности их позволяет сделать вывод, что одной из результативных технологий является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов: научным работникам и милицейским следователям, для всех остальных они – ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую, творческую активность.
Теория решения изобретательских задач начала создаваться в нашей стране как наука изобретения. С ее помощью можно научить изобретать каждого, кто захочет этому научиться. Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.
Эффективность ТРИЗ основана на использовании универсальных законов развития систем (технических, экономических, социальных и др.) являющихся фактически конкретизацией законов диалектики, сформулированных Гегелем. Поэтому ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит в каждом предмете или явлении видеть положительные и отрицательные стороны, противоречия развития, связь с надсистемой и подсистемами. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.
Применение элементов ТРИЗ в обучении предполагает не только усвоение (изменения в сфере знаний), но и развитие (изменение в сфере способов деятельности).
В программу включены элементы исследовательской деятельности, формирующие исследовательскую компетентность обучающихся, а также элементы моделирования и конструирования на основе полученных знаний, умений и навыков. Это и является актуальностью данной программы.
Курс «Пифагорик» рассчитан на 144 часа для учащихся 7-8 лет и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи, развивать навыки конструирования и моделирования.
Цель программы.
Главной целью процесса реализации программы является развитие системно- логического мышления обучающихся для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний в учёбе и жизни.
Задачи курса:
- познакомить с теорией решения изобретательских задач;
- познакомить с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;
- научить применять теоретические знания при решении практическихзадач; - формирование и развитие у обучающихся умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
- развивать навыки моделирования и конструирования;
- воспитывать интерес к процессу обучения, и приобретения новых знаний.
Ожидаемые результаты.
После изучения курса учащиеся должны:
-понимать структуру окружающего мира;
-этапы и законы развития;
-историю человеческой цивилизации как историю создания изобретений и предметов искусства;
-что движущей силой прогресса является творчество людей;
-что крупные изобретения и шедевры искусства есть результат разрешения противоречий, заключенных в изобретательских задачах, которые в истории науки, культуры и искусства решались разными способами;
- владетьосновными способами решения изобретательских задач;основы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) как основного метода ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
-уметь разъяснять смысл методов изобретательства: проб и ошибок, мозгового штурма (брейнсторминга), синектики, морфологического анализа Ф. Цвикки; эмпатии; ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Альтшуллера);
-пользоваться приёмами и методами АРИЗ для получения оптимального результата согласно поставленной в задаче, проблеме;
- владеть навыками конструирования и моделирования, уметь создавать объёмные модели.
Способы проверки и формы подведения итогов.
Каждое занятие предполагает решение учащимися изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) результаты деятельности изучаются и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности учащихся.
Оценивание результатов, осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу, оценивание работ). Так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решённых проблем; награждение грамотами, дипломами; участие в конкурсах) занятиях.
Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, контрольно-зачётные работы с выполнением проектов.
Возраст детей.
Данная программа ориентирована на младший школьный возраст (7-8 лет), так как одной из своих задач ставит мотивационный аспект учебной деятельности и, исходя из критериев уровней творчества, предполагает сформировать понятие о том, что изобретения, использующие глубокие знания основ наук, практически всегда являются изобретениями высокого уровня. Практически на каждом занятии присутствует мысль о значении знаний школьных дисциплин для решения изобретательских задач.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.Изучение курса позволяет обучающимся повторять пройденный материал, расширять и систематизировать новые знания, создавать собственный фонд изобретательских задач, а возможно и сделать изобретение с помощью освоенных знаний конструирования и моделирования.
Методическое обеспечение программы.
Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую.
Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством педагога.
Вторая - самостоятельную работу каждого ученика.
Третья - совместную работу всех учащихся под руководством педагога.
Многообразие форм реализуют основное содержание курса - процесс поисковой, изобретательской, конструкторской деятельности, что способствует проявлению у ребенка стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1ч. 30 мин., т.е. – 144учебных часа в год.
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы занятий
теория
практика
Всего
часов
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Знакомство с теорией решения изобретательских задач. Начальное моделирование.
4
6
10
3.
Конструирование из картона. Решение задач на основе ТРИЗ.
3
7
10
4.
Решение задач на основе ИКР. Объёмное моделирование из картона.
6
10
16
5.
Объёмное моделирование из различных материалов.
4
12
16
6.
Решение задач на основе разрешения противоречий.
7
7
14
7.
Решение задач. Метод моделирования маленькими человечками.
2
4
6
8.
«Лжезагадки».
2
6
8
9.
Практикум решения задач.
0
6
6
10.
«Изобрети задачу».
1
3
4
11.
«Логические задачи»
2
10
12
12.
Краткая запись условий задачи. Конструирование.
4
10
14
13
История изобретений. Конструирование и моделирование.
4
10
14
14
Повторение и обобщение материала.
2
7
9
15
Итоговое занятие.
1
1
2
ИТОГО:
45
99
144
Содержание программы
Вводное занятие (2 час).
Теория: 2 часа. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в учебном учреждении. Знакомство с темами занятий. Презентация «Теория решения изобретательских задач».
Знакомство с теорией решения изобретательских задач. Начальное моделирование (10 часов).
Теория: 4 час.Знакомство с теорией решения изобретательских задач. Решение задач. Алгоритм решения.
Практика: 6 час. Начальное моделирование. Аппликация «Корабль» с вырезанием внутреннего контура. Аппликация «Космическая ракета» с подвижными элементами. Аппликация с подвижными элементами «Пожарная машина», «Подводная лодка». Решение задач с элементами ТРИЗ.
Конструирование из картона. Решение задач на основе ТРИЗ.(10 часов)
Теория: 3 часов.Основы конструирования. Этапы и формы конструирования. Особенности работы с картоном.
Практика:7 часов. Конструирование игрушечной мебели из картона с использованием шаблона – «Стол», «Шкаф», «Тумба», «Кровать», «Диван», «Табурет». Решение задач на основе ТРИЗ.
Решение задач на основе ИКР. Объёмное моделирование из картона. (16 часов)
Теория: 6 часов.Основы решения задач ИКР. Методы и способы. Основы работы с линейкой. Измерение. Теория составления чертежей на основе измерений.
Практика: 10 час.«Рукотворный город». Моделирование макета деревни. Работа с картоном и пластилином. Измерение с помощью линейки. Решение задач на основе ИКР.
Объёмное моделирование из различных материалов. (16 часов)
Теория: 4 часа. Основы объёмного моделирования.
Практика: 12 часов. «Мастерская Деда Мороза». Изготовление гирлянд, ёлочных украшений, карнавальных масок, символа года, новогодней открытки, на основе знаний по объёмному моделированию. Измерение по линейке. Решение задач на основе ИКР (повторение).
Решение задач на основе разрешения противоречий. (14 часов)
Теория: 7 часов.Теория решения задач на основе разрешения противоречий. Составление структурно-логической схемы задачи. Способы решения задач.
Практика: 7 часов. Решение задач на основе разрешения противоречий (практикум). Составление краткой записи к задачам различного типа. Объёмное моделирование.
Решение задач. Метод моделирования маленькими человечками. (6 часов)
Теория: 2 часа. Теория метода моделирования маленькими человечками.
Практика: 4 часа.Решение задач на основе изученного метода. Конструирование из картона.
«Лжезагадки» (8 часа)
Теория: 2 часа.Понятие «Лжезагадки». Методы решения лжезагадок.
Практика: 6 часов. Решение и составление лжезагадок. Конструирование из бросового материала.
Практикум решения задач. (6 часов).
Практика 6 часов. Решение задач на основе пройденного материала. Составление и решение задач. Конструирование и объёмное моделирование. Занятия практикумы.
«Изобрети задачу» (4 часа)
Теория 1 час. Создание задач. Условие и вопрос задачи.
Практика 3 часа. Составление и решение задач. Моделирование и конструирование.
«Логические задачи» (12 часов)
Теория 2 часа. Понятие «логические задачи». Структура и способы решения логических задач. Отличительные стороны логических задач от задач с неизвестными.
Практика 10 часов. Создание и решение логических задач. Конструирование.
Краткая запись условий задачи. Конструирование (14 часов)
Теория 4 часа. Основы составления краткой записи к задачам различного вида.
Практика 10 часов. Решение задач с составлением краткой записи. Конструирование. Работа с конструкторами «Лего».
История изобретений. Конструирование и моделирование (14 часов)
Теория 4 часа. История изобретения часов, бытовой техники, фотоаппарата, компьютера, и др. «Как работают приборы?» Электричество. Законы физики.
Практика 10 часов. Конструирование моделей мебели, машин, домов, телевизоров и др. изобретений будущего. Создание изобретений.
Повторение и обобщение материала (9 часов)
Теория 2 часа. Обобщение изученного материала. Повторение.
Практика 7 часов. Решение задач. Конструирование. Моделирование. Измерение по линейке.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория 1 час. Тестирование по изученному материалу.
Практика 1 час. Макет комнаты. Объёмное моделирование. Самостоятельная работа.
Список литературы
для учителя:
Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: “Наука”, 1986.
Викентьев И.Л. Лестница идей. – М.: Просвещение, 1990.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.
Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. –М.: Генезис, 2005.
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977.
Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.
Материалы Internet
для обучающихся:
Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.: Генезис, 2005.
Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.
Методическое обеспечение
На занятиях большое внимание уделено решению изобретательских задач, так как они способствуют развитию логического мышления, и введению основных математических понятий (терминов) для того, чтобы ребенок знал и активно использовал в своей деятельности математическую терминологию, которая в дальнейшем ему пригодится.
Основная форма проведения занятий – игровая деятельность, через которую дети знакомятся с новым материалом. Основной метод при реализации данной программы: словесно-иллюстрированный, который наиболее подходит для младших школьников и даёт возможность задействовать во время занятия все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную).
Привить любовь к решению задач, научить самостоятельно выполнять задания в тетради, логически и нестандартно мыслить – вот основная задача педагога на занятиях. Также педагог должен помочь детям в полной мере проявить свои способности, развивать их творческий потенциал.
При проведении занятий целесообразно использовать различные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, преобразующую, контролирующую и поисковую.
Важное значение на занятиях уделено игровым заданиям:
задачи на смекалку,
различные дидактические игры,
ребусы, загадки,
викторины.
Целесообразно при проведении занятий использовать элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности.
Игра – движущая сила учебного процесса, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки.
Дидактическая игра является формой усвоения знаний, способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. В данную программу включены не только математические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. Народные загадки, задачи-смекалки, являются ценным средством для занятий.
Занимательные занятия продолжаются 35-40 минут.
При реализации данной программы используются следующие материалы и оборудование: