kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Золотое кольцо России» относится к предметам окружающий мир (раздел: история) и изобразительное искусство, дополняется вводным курсом в историю России, интегрируется с декоративно-прикладным искусством, литературой и тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, география и др.) Целью программы «Золотое кольцо России» является создание условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к русской истории, и направление образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, культурным ценностям. Курс предполагает путешествие по городам «Золотого кольца России». На знакомство и работу с историей каждого города отводится 5 часов. Сюда включены следующие темы: знакомство с историей возникновения города, его достопримечательностями, практические занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, проектная деятельность. При знакомстве с достопримечательностями городов используется не только наглядность в виде слайдов презентаций, иллюстраций книг, но и сеть интернет, которая дает возможность в режиме онлайн совершить панорамное путешествие по территории монастырей и соборов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Золотое кольцо России" »



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА











Программа внеурочной деятельности

по интегрированному курсу окружающего мира

и изобразительного искусства

«Золотое кольцо России»

для детей 9 – 10 лет

(объём программы: 68 часов)

Направление: общекультурное

Срок реализации программы: 1 год







Составители: Смирнова Раиса Владимировна,

учитель начальных классов,

Жданкина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов













Волгоград, 2014



Пояснительная записка.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, патриотизма, способности к успешной социализации в обществе. Так мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и культуре нужно считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотичном общении с историей и искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека и патриотизма. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.

Курс внеурочной деятельности «Золотое кольцо России» относится к предметам окружающий мир (раздел: история) и изобразительное искусство, дополняется вводным курсом в историю России, интегрируется с декоративно-прикладным искусством, литературой и тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, география и др.)


Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как часть национальной культуры.

В связи с этим целью программы «Золотое кольцо России» является создание условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к русской истории, и направление образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, культурным ценностям.

В связи с этим задачами внеурочной деятельности являются:

- приобщение детей к русскому историко-культурному наследию, особенностям организации русским народом окружающего природного пространства;

- формирование представлений об общечеловеческих ценностях путем знакомства с русским историческим наследием;

- знакомство с отечественным искусством, народным творчеством, историей народа;

- развития общего кругозора, знаний о жизни людей, природе, взаимосвязи человека и природы.

Занимаясь по данной программе, обучающиеся научатся находить сходство и различие в культуре русского народа; передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в географическом пространстве. Сказка и отображение в ней традиций, истории и искусства русского народа занимает в программе одно из ведущих мест, так как знакомство детей с миром русской истории развивает их кругозор, помогает расширить представление о традиционных героях, характерных занятиях наших предков и среде их проживания.

На сегодняшний момент ясно, что у современных детей оказывается невостребованным богатство русской художественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребенком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности. В связи с этим особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к миру прекрасного, созданному человеком. Среди самых важных в этом смысле - учебный предмет «Изобразительное искусство» в системе общего образования и занятия изобразительным искусством во внеурочной деятельности.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»,- писал В.А.Сухомлинский1.

Интегрированные занятия изобразительным искусством будут наиболее эффективными, если включат в себя следующие условия:

  • преподавание изобразительного искусства с опорой на окружающий мир (привязанность занятий к природному окружению, архитектуре, культурным и историческим достопримечательностям);

  • непосредственное участие детей в разных видах художественной деятельности, общение с живыми носителями культуры;

  • тематическое, блочное построение заданий.

Интегрированные занятия предполагают знакомство обучающихся со всеми видами искусств, так как только при гармоничном воздействии изобразительного искусства, музыки, танца, литературы, театра, формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству.



Программа рассчитана на 2 ч в неделю

34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность, компьютерные презентации, сеть интернет.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.







Учебно-тематический план.



№ п/п

Тема занятия

Общее количество часов

В том числе

УУД

теоретические

практические


1

Вводное занятие.

3

1

2

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов эскизов и т.д.);

  • учиться планировать практическую деятельность на занятии; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

  • моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

2

Переславль Залесский

5

2

3

3

Ростов Великий

5

2

3

Регулятивные УУД

  • учиться предлагать свои технологические приёмы и способы выполнения отдельных эскизов.

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, эскизы).

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

  • добывать новые знания: находить необходимую информации в различных источниках.

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Личностные УУД

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и выказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое).

4

Углич

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и выказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое).

5

Ярославль

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, эскизом, живописной композицией)

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

  • создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на занятии.

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.


6

Кострома

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном.

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

7

Плёс

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

8

Суздаль.

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности;

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

9

Владимир

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • анализ художественных особенностей предлагаемых заданий;

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

10

Юрьев Польский

5

2

3

Регулятивные УУД

планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности;

  • оценка результата практической деятельности.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

11

Александров

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • анализ художественных особенностей предлагаемых заданий;

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

12

Сергиев Посад

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • сравнение различных видов творческих работ

  • анализ художественных особенностей предлагаемых заданий; выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

13

Романов-Борисоглебск

5

2

3

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности.

  • оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  • анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла; поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • проектная деятельность контроль и самоконтроль.

14

Защита проектов.

5

1

4

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);

  • оценка результата практической деятельности.

Познавательные УУД

  • анализ декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

Личностные УУД

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;

  • проектная деятельность, контроль и самоконтроль.


Итого: 68часов.

26

42




Содержание изучаемого курса.

  1. Вводное занятие-3 ч.17

  2. Переславль Залесский – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения Переславля Залесского (слайды, презентации). Создание иллюстрации на тему.

  • Достопримечательности Переславля Залесского (видео, слайды, презентации). Красоты города. Озеро Плещеево. Создание иллюстрации на тему.

  • Красота города. Знакомство с природными ландшафтами. Создание живописной композиции на тему.

  1. Ростов Великий – 5 ч.

Содержание темы.

  • Возникновение и история Ростова Великого. Создание живописной композиции на тему.

  • Старинный русский город. Ростовский Кремль. Создание композиции на тему.

  • Достопримечательности Ростова. Успенский собор. Создание декоративной композиции, передача изменения настроения через цвет.

  • Монастыри Ростова. Выполнение композиции на тему.

  1. Углич – 5 ч.

Содержание темы.

  • Возникновение и история появления названия города Углича. Волга. Создание живописной композиции на тему.

  • Старинный русский город. История жизни до революции 1917г. Быт жителей. Создание композиции на тему.

  • Монастыри, церкви Углича. Выполнение композиции на тему.

  • Достопримечательности современного Углича. Создание декоративной композиции, передача изменения настроения через цвет.



  1. Ярославль – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения и развития города. Географическое положение, его значение в развитии города. Создание проекта древнего города.

  • Памятники и музеи Ярославля. Создание художественной фантазии на тему «Необычный памятник».

  • Монастыри и соборы Ярославля. Панорамное путешествие. Рисование по на тему.

  • Церковь Андрея Критского. Часовня Казанской Божьей матери. Создание живописной композиции на тему.

  1. Кострома – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения Костромы, восприятие через фотографии, видео, слайды. Создание композиции на тему.

  • Костромской Кремль или старый город. Прослушивание песен о Костроме. Создание живописной композиции.

  • Ипатьевский монастырь. Панорамное путешествие. Особенности архитектуры. Выражение ребенком в живописной композиции своего настроения.

  • Современная история Костромы. Конструирование и роспись бумажных зданий.

  1. Плёс – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Создание живописной фантазии на тему.

  • Великолепные волжские пейзажи. Выполнение композиции на тему.

  • Картины И.И.Левитана. Нежная влюбленность мастера в старинный город.

  • Старинные церкви Плёса. Архитектурная особенность. Создание аппликации на тему.

  1. Суздаль - 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Создание живописной фантазии на тему.

  • Суздальский Кремль. Выполнение эскиза из глины, цветовое исполнение.

  • Богородице-Рождественский Собор – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Создание художественной композиции на тему.

  • Памятники старины, их гармония с окружающей средой. Выполнение композиции по мотивам природы, восприятие ее через фотографии, слайды и видеофильмы.

  1. Владимир – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения названия города. Летопись города. Восприятие через слайды, видео.

  • Достопримечательности Владимира. Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Крепостные Золотые Ворота (Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО). Лепка Ворот из пластилина.

  • Храмы Владимира. Сочинение собственного храма в художественной композиции.

  • Современный Владимир.

  1. Юрьев Польский - 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины.

  • Разнообразие природы, пейзажа. Выполнение коллективного декоративного панно.

  • Монастыри Юрьева Польского. Панорамное путешествие.

  • Соборы и памятники города.

  1. Александров – 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения названия города. Александровская слобода. Иллюстрации на тему.

  • Александровский Кремль. Создание живописной композиции.

  • Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Литературное наследие.

  • Церкви и памятники Александрова. Панорамное путешествие.

  1. Сергиев Посад - 5 ч.

Содержание темы.

  • История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины.

  • Троице-Сергиева лавра. (Объект всемирного наследия ЮНЕСКО). Панорамное путешествие.

  • Гефсиманский Черниговский скит. Создание художественной композиции.

  • Аксаковский дом в селе Абрамцево. Литературное наследие.

  1. Романов-Борисоглебск – 5 ч.

Содержание темы.

  • История города. Восприятие через слайды, видео, картины.

  • Храмы и соборы Романов-Борисоглебска. Фрески соборов. Иллюстрирование своего собора.

  • Гончарное производство в Романов-Борисоглебске. Лепка из глины столовой утвари.

  • Романов-Борисоглебск в почтовых открытках. Создание своей открытки.

  1. Защита проектов – 5 ч.



ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Можно использовать следующие формы организации занятий: занятие или серия занятий-путешествий; занятие-осмысление; серия занятий, связанных одной темой; художественное событие; создание и защита проектов.

Серии занятий-путешествий могут быть посвящены изучению истории городов.

Занятия, связанные одной темой, рассчитанной на несколько занятий и основанные на доминирующих для данного возраста видах творческой деятельности (изобразительное искусство, устное слово, музыка и др.) позволят детям, занимающимся внеурочной деятельностью, наиболее полно усвоить предложенный материал и активно участвовать в художественном творчестве.

При разработке заданий был ведущим следующий методический принцип, сформулированный В.Полуниной – «триединство художественно-воспитательных целей»: «от воспитания основ эмоциональной культуры восприятия прекрасного в искусстве и окружающей нас природе, через практическое изучение отдельных сторон идейно-художественной ценности памятников искусства – к творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством»2



Наименование объектов и средств материально-технического    обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция.

Методические пособия:

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.

М.: Владос, 2004.



Мошковская М.А. 100 храмов золотого кольца России. М.: Бертельсманн, 2011.



В пособии рассмотрены особенности методики организации уроков изобразительного искусства, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



Книга приглашает в увлекательное путешествие по Золотому кольцу: в праздничный многоглавый Ярославль, Суздаль, полный удивительных колокольных звонов, Троице-Сергиеву Лавру - сердце русской святости, и в другие города; рассказывает о развитии русской церковной архитектуры, о беззаветном служении русских святых и сокровищах Православия, многие из которых были уничтожены, но сегодня возрождаются из руин. В книге представлены такие всемирно известные шедевры зодчества, как Дмитриевский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор Юрьева-Польского, храмы ростовского кремля, Переславля и Углича. Кто и когда создавал их? Память о каких событиях и людях хранят их древние стены? "100 храмов Золотого кольца России" - не только тысячелетняя история зодчества. Это образ самой России с ее победами и поражениями, трагедиями и торжествами, это ее прошлое, настоящее и будущее.

Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. М.: Белый город, 2011.














Старинные города, располагающиеся вокруг Москвы, образуют "Золотое кольцо России». История, архитектура, церковные росписи - на всем приметы величия духа русского человека, всегда готового дать отпор врагу.

Это единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории.




Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по темам курса.

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска. Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, и др. видов бумаги. Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Осознание зависимости архитектурных форм от природной среды, величия и многообразия окружающего мира; прослеживание связи характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением.

2. Развитие фантазии, воображения, и представлений об окружающем мире через изучение истории городов, нахождение в них традиций и искусства русского народа.

3. Освоение детьми русского пространства культуры во время путешествия по разным городам в настоящее и прошлое.

4. Определение взаимосвязи природы и искусства у русского народа.

5. Приобретение знаний об истории России и искусства.

7. Развитие эстетического восприятия.

8. Активная изобразительная деятельность ребенка: колористическое решение композиции, связанное с творческим замыслом; умение самостоятельно выбрать формат и изобразительные средства, освоение жанров в изобразительном творчестве.

Рекомендуемая литература.

Карпетян М.И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2004.

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Владос, 2004.

Лабунская Г.В. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. М., Просвещение, 1995.

Мошковская М.А. 100 храмов золотого кольца России. М.: Бертельсманн, 2011.

Мелентьев Ю.С. О «Золотом кольце» и связи времени. М.: Книга, 1990.

Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. М.: Белый город, 2011.

Савенкова Л.Г. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников//Из опыта работы школы-лаборатории №875 /Ред. и сост. Л.Г.Савенкова. М.: Институт художественного образования, 2001.













1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев,1972.-с.44

2 Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М., 1982.-с.77


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Золотое кольцо России"

Автор: Смирнова Раиса Владимировна, Жданкина Наталья Викторовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "как прекрасен край родной "
    ["seo_title"] => string(27) "kak-priekrasien-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "192444"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427459905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства