Программа внеурочной деятельности "Увлекательные шахматы"
Программа внеурочной деятельности "Увлекательные шахматы"
Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.
Задачи:
- образовательные: познакомить обучающихся с шахматными терминами, сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход, умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
-развивающие: развивать внимание, воображение, мышление, умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника; формировать мотивацию к познанию и творчеству.
-воспитательные: воспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Увлекательные шахматы"»
МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по УВР: Директор МБОУ
«Акбашевская ООШ»
________А. М. Кучукбаева __________Н. М. Садыева
« »2013 года « »2013 года
Программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
для 3 класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Садыева Илсуяр Аминовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение кружка " Увлекательные шахматы " позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся младшего школьного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Актуальность программы - способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Шахматы– это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Обучение младших школьников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс , позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.
Задачи:
- образовательные:познакомить обучающихся с шахматными терминами, сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход, умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
-развивающие: развивать внимание, воображение, мышление, умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника; формировать мотивацию к познанию и творчеству.
-воспитательные: воспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Новизна Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы-школе" И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.
Место предмета в учебном плане:программа рассчитана на 1 год: 3 класс-68 часов. Периодичность проведения занятий -2 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
Второй год обучения:учебный курс включает в себя семь тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества шахматной фигуры .
Планируемые результаты
В процессе изучения программы обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:
личностных
-способность к организации собственной деятельности,
-уважительное отношение к иному мнению,
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
-умение сотрудничать со сверстниками,
-мотивация к работе на результат.
РегулятивныеУУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. ПознавательныеУУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов ; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простыелогические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательств.)
КоммуникативныеУУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентации: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении .
Основные результаты реализации программыоцениваются через:
• анкетирование родителей и обучающихся;
• мониторинг результатов обучения и личностного развития;
• тесты на определение уровня сформированности УУД.
Итогиреализации программы будут представлены: промежуточная аттестация (конкурс), итоговая аттестация (шахматный турнир).
№
Наименование тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Введение. Шахматная доска.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
2.
Шахматные фигуры.
2 ч.
3 ч
5 ч.
3.
Начальная расстановка фигур.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
4.
Ходы и взятие фигур.
4 ч.
20 ч.
24 ч.
5.
Цель шахматной партии.
2 ч.
8 ч.
10 ч.
6.
Игра всеми фигурами из начального положения.
4 ч.
6 ч.
10 ч.
всего
16 ч.
42 ч.
68 ч.
Учебный план.
Содержание программы (68 ч.)
Введение. Шахматная доска (5 ч.)
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Игра «Вертикаль.Горизонталь».
Теория-2 ч.
Практика-3 ч.
Всего-5 ч.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (5 ч.)
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Игра «Секретная фигура», «Что общего?», «Угадайка».
Теория-2 ч.
Практика-3 ч.
Всего-5 ч.
3.Начальная расстановка фигур (4 ч.)
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Игра «Мешочек», «Да-нет».
Теория-2 ч.
Практика-2 ч.
Всего-4 ч.
4. Ходы и взятие фигур (24 ч.) ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактическая игра «Лабиринт».
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Игра «Перехитри часовых».
ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".
ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности". КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Теория-4 ч.
Практика-20 ч.
Всего-24 ч.
5. Цель шахматной партии (10 ч.)
ШАХ.Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Теория-2 ч.
Практика-8 ч.
Всего-10 ч.
6.Игра со всеми фигурами из начального положения(10 ч.)
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория-4 ч.
Практика-6 ч.
Всего-10 ч
Учебно-тематический план.
№
Наименование тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Введение. Шахматная доска.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
1.1.
Введение. Шахматная доска.
1 ч.
1ч.
1.2.
Введение. Шахматная доска.
1 ч.
1ч.
1.3.
Шахматная доска.
1ч.
1ч.
1.4.
Шахматная доска.
1ч.
1ч.
1.5.
Шахматная доска.
1ч.
1ч.
2.
Шахматные фигуры.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
2.1.
Шахматные фигуры.
1 ч.
1ч.
2.2.
Шахматные фигуры.
1 ч.
1ч.
2.3.
Шахматные фигуры.
1ч.
1ч.
2.4.
Шахматные фигуры.
1ч.
1ч.
2.5.
Шахматные фигуры.
1ч.
1ч.
3.
Начальная расстановка фигур.
2 ч.
2 ч.
4ч.
3.1.
Начальное положение фигур.
1ч.
1ч.
3.2.
Начальное положение фигур.
1ч.
1ч.
3.3.
Начальное положение фигур.
1ч.
1ч.
3.4.
Начальное положение фигур.
1ч.
1ч.
4.
Ходы и взятие фигур.
4 ч.
20 ч.
24 ч.
4.1.- 4.2.
Ладья.
1ч.
1 ч.
2ч.
4.3.- 4.5.
Слон.
1ч.
2 ч.
3ч.
4.6.
Ладья против слона.
1 ч.
1ч.
4.7- 4.9.
Ферзь.
1ч.
2 ч.
3ч.
4.10.- 4.11.
Ферзь против ладьи и слона.
2 ч.
2ч.
4.12 - 4.14.
Конь.
1ч.
2 ч.
3ч.
4.15.- 4.16.
Конь против ферзя, ладьи, слона.
2 ч.
2ч.
4.17.- 4.18.
Пешка.
2 ч.
2ч.
4.19.- 4.20.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
2 ч.
2ч.
4.21.- 4.22.
Король.
2 ч.
2ч.
4.23.- 4.24.
Король против других фигур.
2 ч.
2ч.
5.
Цель шахматной партии.
2 ч.
8 ч.
10 ч.
5.1.-5.3.
Шах.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
5.4.-5.6.
Мат.
1ч.
2 ч.
3 ч.
5.7.- 5.8.
Ничья, пат.
2 ч.
2 ч.
5.9.-5.10.
Рокировка.
2 ч.
2 ч.
6.
Игра всеми фигурами из начального положения.
4ч.
6 ч.
10ч.
6.1.-6.10.
Шахматная партия.
4 ч.
6 ч.
10 ч.
Итого
16 ч.
42 ч.
68 ч.
К концу года
Ученик научится:
- использовать в игре шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-употреблять в речи названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- применять правила хода и взятия каждой фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;