Программа внеурочной деятельности"Система классных часов в начальной школе"
Программа внеурочной деятельности"Система классных часов в начальной школе"
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование классных часов на четыре года обучения в начальной школе. В планирование также включены экскурсии для жителей Санкт-Петербурга.
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам
Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Цель программы.
Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.
Формы и содержание работы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды внеучебной деятельности (в игровую и познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую и оздоровительную деятельность).
Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности"Система классных часов в начальной школе" »
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР
______ /Бусыгина О.А.
«___» ________ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СШ №292
с углублённым изучением математики
________ /М.В.Пятышева
Приказ №______от
«___» ________ 201_г.
Государственное образовательное учреждение средняя школа №292 с углублённым
изучением математики
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
«Система классных часов»
Составитель рабочей программы учитель начальных классов первой категории ПалунинаЮ.А.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №__ от «____» сентября 2015г.
Санкт-Петербург
2015 г
Пояснительная записка.
Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой
точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным;
все потеряно лишь тогда, когда Душа отказывается от усилий.
Шри Ауробиндо
Актуальность работы по данному направлению.
Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам
Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.
Цель программы.
Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.
Задачи программы.
1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.
2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.
3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.
4. Формирование объективной , адекватной самооценки.
5. Содействие выполнению правил здорового и безопасного образа жизни.
6. Развитие самосознания и самовоспитания.
7. Гармонизация отношений в коллективе класса, формирование общественного мнения.
8. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.
Ожидаемые результаты.
1. Приобретение социальных знаний.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
3. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
4. Повышение культурного уровня.
Формы и содержание работы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды внеучебной деятельности (в игровую и познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую и оздоровительную деятельность).
Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.
Формы работы.
Программа предполагает использование различных форм воспитательного воздействия:
- викторины, конкурсы;
- анкетирование;
- беседы, дискуссии;
- игры по станциям, ролевые игры;
- праздники;
- выставки;
- презентации;
- изготовление газет и журналов;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии (очные и заочные);
- КТД,
- тренинги,
- инсценирование.
Сроки реализации программы.
Данная программа расчитана на 4 года (1-4 класс). 34 занятия в год (1 раз в неделю).
Продолжительность занятия зависит от возраста детей. ( От 20 мин до 1часа).
16 занятий (по 4 в год) отводится на проведение автобусных экскурсий (1 раз в четверть), поэтому их продолжительность может быть значительно больше.
Педагогические принципы и подходы.
1. Учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.
2. Соответствие воспитания жизни.
3. Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: семьи, школы, ребёнка и т.д.
4. Принцип общественной направленности.
5. Принцип взаимодействия личности и коллектива.
6. Принцип культуросообразности воспитания.
7. Побуждение детей к активной самостоятельной деятельности.
8. Принцип диалогичности социального воспитания.
Тематическое планирование.
1 класс (33 занятия)
№
Тема
Форма проведения
УУД
1
Школа — это хорошо!
беседа
Нравственно-этическая ориентация
2
Правила поведения на уроке и на перемене.
беседа
Нравственно-этическая ориентация
3
Знакомство с дорожными знаками.
игра
Постановка вопросов
4
Волшебные слова.
ролевые игры
Управление поведением партнёра
5
В гостях у сказки.
викторина
Постановка вопросов, смысловое чтение.
6
Моя семья.
изготовление коллажа
Разрешение конфликтов.
7
Животные рядом с нами.
конкурс рисунков
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
8
Моя любимая игрушка.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
9
«Наши старые знакомые — игрушки».
экскурсия
10
Покормите птиц зимой!
КТД
Управление поведением партнёра
11
Наш класс- единая команда.
коллаж
Управление поведением партнёра,самостоя-
тельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
12
Профессия моей мамы.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
13
Зачем человеку вода?
викторина
Смыслообразование.
14
Мастерская Деда Мороза.
КТД
Умение работать в группе.
15
Новогодний утренник.
праздник
Разрешение конфликтов.
16
«Музей воды»
экскурсия
17
Что такое дружба, или учимся дружить.
анкетирование
Самоопределение.
18
Мои права и обязанности.
презентация
Нравственно-этическая ориентация
19
Что такое режим дня?
беседа
Самоопределение.
20
Парад дорожных знаков.
праздник
Разрешение конфликтов.
21
Кто я? Какие мы?
анкетирование
Самоопределение.
22
Опасный огонь
Беседа (чтение и обсуждение историй).
Смысловое чтение.
23
Музыка природы.
конкурс чтецов
Развитие эстетических чувств.
24
Правила поведения за столом.
беседа-игра
Развитие самостоятельности и личной ответственности.
25
Широкая Масленица
праздник
Понимание значимости позитивного стиля общения.
26
О пожарах и пожарных.
экскурсия
27
Прощание с Азбукой
праздник
Управление поведением партнёра.
28
Правила пользования библиотекой.
беседа
Нравственно-этическая ориентация.
29
Мои увлечения.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
30
Мы — пассажиры.
беседа-игра
Самоопределение.
31
Я иду на день рождения.
ролевая игра
Понимание значимости позитивного стиля общения.
32
Наш Петербург.
заочная экскурсия по городу
Поиск и выделение необходимой информации.
33
Здесь будет город заложен!
автобусная экскурсия
2 класс (34 занятия)
№
Тема
Форма
УУД
1
А нужны ли правила?
беседа
Самоопределение, смыслообразование.
2
Учимся общаться.
ролевые игры
Понимание значимости позитивного стиля общения.
3
Мы - граждане России.
беседа
Постановка вопросов.
4
Славная осень!
праздник
Развитие эстетических чувств.
5
Безопасные подходы к школе, правила безопасного перехода улиц и дорог.
беседа
Смыслообразование.
6
Зависть. Что это такое и как с ней бороться?
Анкетирование, ролевые игры.
Смыслообразование, разрешение конфликтов.
7
Поведение в общественных местах.
Ролевые игры
Нравственно-этическая ориентация
8
Хлеб — всему голова.
беседа
Нравственно-этическая ориентация
9
Музей хлеба.
экскурсия
10
Ты и твои друзья.
КТД
Умение работать в группе.
11
Мой дом.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
12
Всемирный день памяти жертв ДТП.
беседа
Нравственно-этическая ориентация
13
Умение вежливо слушать.
тренинг
Нравственно-этическая ориентация
14
Украшение класса.
КТД
Умение работать в группе.
15
Новогодний утренник.
праздник
Развитие эстетических чувств.
16
Львы стерегут город.
экскурсия
17
Снятие блокады Ленинграда.
беседа
Нравственно-этическая ориентация
18
Как можно всё успеть?
беседа-игра
Целеполагание, планирование, прогнозирование.
19
По страницам любимых книг.
игра по станциям
Развитие самостоятельности и личной ответственности.
20
Как вести себя в гостях.
ролевые игры
Понимание значимости позитивного стиля общения.
21
Мы - грамотные пассажиры.
тренинг
Нравственно-этическая ориентация
22
Как правильно питаться?
беседа
Самоопределение, смыслобразование.
23
Деревенские посиделки.
инсценирование
Развитие эстетических чувств.
24
Мужские профессии.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
25
Женские профессии.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.
26
Зимний дворец
заочная экскурсия
Поиск и выделение необходимой информации, развитие эстетических чувств.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Классный руководитель должен создавать условия для саморазвития и самовоспитания каждого ребёнка. Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!
Нормативные документы.
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г
Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы
Устав ОУ
Образовательная программа ОУ
Литература
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.- сост. Н.Н.Бобкова.- Волгоград: Учитель, 2006.
Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – Псков,1998.
Классные часы в 1-4 классах /авт.- сост.: И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2006.
Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.:Ю.В.Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009
Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.г.
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
Энциклопедия хороших манер/ Составитель В.Пивовар – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.