Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по курсу «Планета игр» (Динамическая пауза) для 1 классов »
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Планета игр» (Динамическая пауза) для 1 классов разработана на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009)
Направление: спортивно-оздоровительное.
Тип программы: комплексная образовательная программа.
Программа курса «Планета игр» рассчитана на учащихся первых классов начальной школы и достижение первого уровня результатов.
Связь динамических пауз, осуществляемых во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что подвижные игры направленны на общефизическое развитие детей. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Динамические паузы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) паузы помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Количество вне аудиторных занятий:
Пассивных – 0 %
Активных -100 %
Цель воспитание у учащихся 1-х классов основ здорового образа жизни посредством подвижных игр.
Задачи:
- комфортная адаптация первоклассников в школе;
- устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости;
- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
- формирование установок здорового образа жизни;
- ведение закаливающих процедур;
- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;
- формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;
- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Результаты решения выше перечисленных задач определяются в игровой форме.
Сроки реализации программы.
Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
Содержание внеурочного курса «Динамическая пауза» направленно на воспитание таких качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также на развитие различных форм двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
По окончании изучения курса «Динамическая пауза» в первом классе начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Базовым результатом освоения интегрированного курса «Динамическая пауза» является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности и направлена на достижение первого уровня результатов - приобретение школьниками социальных знаний, установок на здоровый образ жизни, методы укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися курса «Динамическая пауза» с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Динамическая пауза»
№
Кол-во часов
Тема занятия
Формы организации познавательной
деятельности
1
1
Вводный урок. Игра с элементами ОРУ "Класс, смирно!"
Беседа о ЗОЖ, познавательная игра
2
1
Игра с элементами ОРУ: "Запрещенное движение".
Познавательная игра
3-4
2
Игры с бегом: "Конники - спортсмены", "Гуси - лебеди".
Игра-соревнование
5-6
2
Игры с прыжками "Попрыгунчики-воробушки". Разучивание и закрепление.
Игра-соревнование
7-8
2
Игры с элементами ОРУ:
"Перемена мест", "День и ночь! - разучивание.
Беседа о ЗОЖ, познавательная игра
9-10
2
Игры с прыжками:
"Попрыгунчики-воробушки" – повтор.
"Прыжки по полоскам"- разучивание.
Игра-эстафета
11-12
2
Игры с бегом: "Два мороза" – разучивание.
Национальная игра "В раю оленьих троп" разучивание.
Игровая, проектная
13-14
2
Игры с мячом: "Перемени мяч",
"Ловушки с мячом"-разучивание.
Игра-соревнование
15-16
2
Игры с обручами: "Упасть не давай", "Пролезай - убегай" – разучивание.
Сюжетно-ролевая игра
17-18
2
Игры с мячом: "Кто дальше бросит", "Метко в цель".
Игра-эстафета
19-20
2
Игры с бегом: "Салки", "К своим флажкам!",
Национальная игра "В раю оленьихтроп".
Игровая, проектная
21-22
2
Игры в снежки: "Защитники крепости",
"Нападение акулы".
Сюжетно-ролевая игра
23
1
"Быстрые упряжки".
Игра-эстафета
24-25
2
Игры на санках. "На санки", "Гонки санок".
Игра-эстафета
26-27
2
Игры на санках. "Трамвай", "Пройди и не задень".
Игра-соревнование
28-29
2
Игры у гимнастической стенки:
"Альпинисты", "Невидимки"- разучивание.
Сюжетно-ролевая игра
30
1
Эстафета с лазаньем и перелезанием.
Игра-эстафета
31-32
2
Игры у гимнастической стенки – повтор.
Беседа о ЗОЖ, игра
33-34
2
Игры с прыжками: "Удочка", "Прыгающие воробушки". "Быстрый олень": прыжки через нарты. Разучивание.
Игровая, проектная
35-36
2
Игры с лентами (веревочкой):
Поймай ленту", Удав стягивает кольцо-разучивание.
Сюжетно-ролевая игра
37-38
2
Игры с элементами прыжков в длину: "Через ручеек", "Быстрый олень": прыжки через нарты.
Игровая, проектная
39-40
2
Игры у гимнастической стенки – по выбору детей.
Игры: «Карусель», «Замри».
Беседа о ЗОЖ, познавательная игра
41-42
2
Игры с бегом: "К своим флажкам", "Пятнашки"-разучивание.
Игра-эстафета
43-44
2
Игры с бегом: "Два Мороза", "Гуси-лебеди".
Игра-соревнование
45-46
2
Игры с мячом
(с элементами футбола и пионербола): "Обведи меня", "Успей поймать"- разучивание.
Игра-соревнование
47-48
2
Игры с мячом: "Играй, играй - мяч не теряй",
"Мяч водящему".
Сюжетно-ролевая игра
49-50
2
Игры с мячом: "У кого меньше мячей",
"Мяч в корзину".
Игра-соревнование
51-52
2
Игры-эстафеты с бегом и мячом.
Игра-эстафета
53-54
2
Игры с прыжками: "Попрыгунчики-воробушки" – повтор.
"Прыжки по полоскам"- повтор.
Игра-эстафета
55-56
2
Игры с бегом: "К своим флажкам", "Пятнашки"- повтор
Игра-соревнование
57-58
2
Игры с обручами: "Упасть не давай",
"Пролезай - убегай"- повтор.
Игра-эстафета
59
1
Игра-соревнование "Веселые старты".
Игра-соревнование
60-61
2
Игры с мячом (с элементами футбола и пионербола):
"Обведи меня", "Успей поймать"- повтор.
Игра-эстафета
62-63
2
Игры с элементами прыжков в длину: "Через ручеек"- повтор.
Игра-эстафета
64-65
2
Игры с элементами ОРУ: "Совушка", "Перемена мест"- повторение.