Программа самообразования.Технология групповой работы в начальной школе.
Программа самообразования.Технология групповой работы в начальной школе.
Тема: «Технология групповой работы в начальной школе»
Разработчик программы учитель начальных классов Ульянова Наталья Валерьевна.
Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.
Задачи программы:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования.Технология групповой работы в начальной школе. »
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
Паспорт программы.
Тема: «Технология групповой работы в начальной школе»
Разработчик программы учитель начальных классов Ульянова Наталья Валерьевна.
Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.
Задачи программы:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
Пояснительная записка
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельностью. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы и внеурочной деятельности широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные так и групповые.
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Групповое обучение — это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы
Цель использования:
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно — семинарскую систему
- дидактические игры
- метод проектов
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Технологический процесс групповой работы:
Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам. Групповая работа. г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. д) Распределение заданий внутри группы. е) Индивидуальное выполнение задания. ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). и) Подведение итогов группового задания. Заключительная часть. к) Сообщение о результатах работы в группах. л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу. Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на занятиях творчеством. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение группы на подгруппы. Например: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, интегрированный урок и др. В результате использования групповых технологии открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.
Разновидности групповых технологий
Групповой опрос. Проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика дополняют, комментируют и оценивают все члены группы. Вопросы составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Эта форма деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Учебная встреча. Обычно проводится при повторении учебного материала как на уроке, так и во внеурочное время. Может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи назначает учитель или актив класса. Ведет встречу учитель следующим образом: задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Члены этой же команды могут дополнить его. Если ответ недостаточен, то отвечает другая сторона. Можно задавать дополнительные вопросы. Несколько учеников могут выполнять письменную работу у доски. Учебная встреча это по существу текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и главное, выводы, к которым ученики должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Цель диспута - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать ученикам истинность той или иной позиции. Правила ведения дискуссии. Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого участника к обсуждению. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям относятся нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на группы: Урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
- Использование групповой формы работы имеет свои преимущества: - Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а при работе в группе учащиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно. Или все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю. - Учащиеся сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения. - У учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. - Учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания. - Ученики общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.
План реализации программы.
№ п/п
Мероприятия
Сроки реализации
1.
2.
3.
Создание и обобщение собственного опыта
Открытые уроки на методическом объединении начальных классов.
Разработать методику групповой работы учащихся.
Применение компьютерных технологий на уроках.
Участие в конкурсах.
Участие детей в олимпиадах разного уровня.
Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Проведение внеклассных мероприятий.
Актуализация знаний учащихся.
Межпредметные связи на уроках.
Сотрудничество с другими учителями
Работа с родителями.
2014г.
Регулярно.
По необходимости
Постоянно
Постоянно
Постоянно
По мере необходимости
Регулярно
Результатом реализации программы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения.