Программа подготовки первоклассников к обучению в школе АБВГДейка
Программа подготовки первоклассников к обучению в школе АБВГДейка
Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки первоклассников к обучению в школе АБВГДейка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район.
Автор: учитель начальных классов Журавлева Альбина Вячеславовна
2010г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
«Школа будущего первоклассника АБВГДейка»
2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
3
Основные разработчики программы
Учитель начальных классов 1 квалификационной категории Журавлёва АВ.
4
Основная цель программы
создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе.
5
Задачи программы
формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
формирование учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики;
развитие творчески активной личности;
развитие координации движений.
6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов в специализированных кабинетах
7
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
9
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что необходимо вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
В ходе подготовки детей дошкольного возраста к обучению в 1 классе предстоит решать сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоениямира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Основополагающие идеи программы:
создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
формирование психологической готовности к школе.
Цель программы:
создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
мотивационный;
интеллектуальный;
произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Основныезадачи программы:
формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
формирование учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики;
развитие творчески активной личности;
развитие координации движений.
Принципы организации обучения:
Принцип деятельностного подхода (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)
Принцип интегрированного характера занятий
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
Вариативность содержания и форм проведения занятий
Систематичность и последовательность занятий
Сознательность и творческая активность
Наглядность.
Доступность и достаточность.
Обязательные условия проведения занятий:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
использование ЗСТ
использование технологии непрерывного образования(дошкольное-начальное)
положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
отсутствие каких-либо отметок.
Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без излишнего физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе.
Второе условие – организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетическиедействия. Среди задач, стоящих передшколой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Третье условие – открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.
Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:
активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;
развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Целевая группа:
Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся ксистематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей
Порядок организацииработы «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»:
группы формируются из детей 6-7-летнего возраста;
продолжительность обучения - октябрь – апрель;
режим занятий: 2 раза в неделю по 30 мин.
(Содержание программыпредусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Развитие элементов логического мышления и математических представлений
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Развитие речи.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Знакомство с окружающим миром.
Развитие мелкой моторики.
Формы и методы организации деятельности:
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Ожидаемый результат:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
формирование его готовности к систематическому обучению.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10;
сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе
Критерии оценки эффективности:
• Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
• Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
• Включенность родителей в образовательный процесс.
Мониторинг результатов:
Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.
В период зачисления ребенка в «Школу будущих первоклассников АБВГДейка» проводится первичная диагностика развития ребенка.
Отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний.
Учебный план:
№
Наименование курса
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов год
1.
Развитие речи.
1
12
2.
Развитие элементов логического мышления и математических представлений
1
12
3.
Развитие мелкой моторики.
1
10
4.
Знакомство с окружающим миром
1
10
Итого:
84
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
Развитие речи
Развитие мелкой моторики
Математика
Окружающий мир
1
Введение в школьную жизнь
1 час
1 час
2
Игрушки.
1 час
1 час
3
Человек. Части тела.
1 час
1 час
4
Осень. Овощи. Фрукты.
1 час
1 час
5
Дом, мебель.
1 час
1 час
6
Электроприборы.
1 час
1 час
7
Семья.
1 час
1 час
8
Посуда. Продукты питания
1 час
1 час
1час
9
Материалы и инструменты
1 час
1 час
10
Зима. Зимняя одежда.
1 час
1 час
11
Дикие животные.
1 час
1 час
12
Дикие животные готовятся к зиме.
1 час
1 час
13
Домашние животные и птицы, и их детеныши.
1 час
1 час
14
Птицы.
1 час
1 час
15
Транспорт. Правила дорожного движения.
1 час
1 час
16
Наш город, улица.
1 час
1 час
17
Весна. Лес. Деревья.
1 час
1 час
18
Профессии. Строительство.
1 час
1 час
19
Грибы
1 час
1 час
20
Лето. Цветы травы.
1 час
1 час
21
Насекомые.
1 час
1 час
22
Ягоды.
1 час
1 час
Всего
12 час
10 час
12час
10 час
Содержание работы
1. Игрушки.
Беседа об игрушках. Развитие интеллекта, памяти, воображения, внимания, пространственной ориентации. Игры «Самый зоркий», «Идем в магазин», «Телефончик», «Предмет в мешочке» и др. Чтение стихов. Заучивание. Рисование фантастических животных. Знакомство с органами артикуляции. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
2. Человек, части тела.
Беседа о частях тела человека. Работа со звуками. Работа с пословицами. Игра «Найди отличия». Беседа – режим дня. Счет предметов. Логические задачи. Обведение руки. Раскрашивание (штриховка).
3. Осень.
Заучивание стихов. Беседа об осени. Счет листочков (дерево). Отношение: часть – целое. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Понятие звук. Игры «Что пропало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?».
Распознавание овощей. Отгадывание загадок. Заучивание стихов. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту, пересказ. Слова антонимы (без введения понятий). Упражнения для дыхания. Понятие «предложение». Развитие слуха. Лепка овощей. Рисование узора из овощей. Сравнение предметов по форме, цвету. Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева.
Распознавание фруктов. Сравнение по цвету, форме. Составление рассказа по картинке «Сбор урожая». Пространственная ориентировка. Подбор слов признаков. Понятие «слово». Заучивание гимна для пальцев со стихами. Рисование фрукта по желанию. Раскрашивание. Штриховка. Пространственные отношения.
4. Дом, мебель.
Словообразование и словоизменение. Образование однокоренных слов. Беседа о домах, мебели. Знакомство с понятием «Гласные звуки». Раскрашивание. Штриховка. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
5. Электроприборы.
Беседа об электроприборах и их назначениях. Материалы, из которых они сделаны. Отгадывание загадок. Составление рассказа по серии картинок. Рисование узоров. Письмо элементов. Счет предметов. Число 1 и цифра 1.
6. Семья.
Знакомство с понятием «согласные звуки». Различие гласных и согласных звуков. Беседа о семье. Заучивание стихов, песен. Чтение, пересказ текста «Женский день». Аппликация для мамы. Счет предметов. Число 2 и цифра 2.
7. Посуда. Продукты питания.
Развитие мелкой моторики. Работа над развитием речи. Игры на внимание. Раскрашивание посуды. Подбор прилагательных – антонимов (без введения понятий). Представление о точке и линии. Представление об отрезке и луче.
8. Материалы и инструменты.
Развитие мелкой моторики. Беседа об инструментах. Составление рассказа по картинкам (серия). Игры «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Письмо элементов. Счет предметов. Число 3 и цифра 3.
9. Зима. Зимняя одежда.
Беседа о природе зимой. Работа с пословицами. Работа со словами антонимами, подбор признаков к предметам, предметов к действиям. Составление предложений, рассказа по картинке. Рисование на тему «Зима». Штриховка. Представление о замкнутой и незамкнутой линиях, о ломаной и многоугольнике.
10. Дикие животные.
Знакомство с животными. Отгадывание загадок. Сравнение животных, подбор подходящих слов для животных. Счет предметов до 10 и обратно. Число 4 и цифра 4. Письмо элементов букв. Штриховка.
11. Дикие животные готовятся к зиме.
Игра с пальчиками. Игры на внимание. Чтение и пересказ текста. Беседа о том, как готовятся животные к зиме. Игра «Чей дом?». Понятие «слог». Письмо элементов букв и узора. Представления об углах и видах углов, о числовом отрезке.
12. Домашние животные.
Беседа о домашних животных. Отгадывание загадок. Распознавание звуков. Игры «Кто как разговаривает», «Кто чем защищается». Заучивание рифмовки. Упражнения для пальцев. Лепка животных.
Развитие силы голоса. Работа со звуками. Расширение словаря. Составление по картинке предложений. Развитие мелкой моторики. Раскрашивание рисунков. Письмо элементов букв. Счет предметов. Сравнения. Число 5 и цифра 5.
13. Птицы.
Игра с пальчиками. Собираем палочки (спички). Упражнения для дыхания. Беседа о перелетных птицах и зимующих, их причинах. Игры «Исправь ошибку», «Чьи крылья?». Ответы на вопросы. Счет до 10. Штриховка. Письмо элементов. Узор из геометрических фигур. Сравнение предметов.
14. Транспорт.Правила дорожного движения.
Игра с пальчиками. Заучивание стихов. Беседа о транспорте. Беседа о правилах дорожного движения. Виды транспорта. Составление рассказа по картинке. Чистоговорки. Работа с текстом. Раскрашивание машин. Письмо элементов. Понятия «вправо, влево».
15. Наш город. Улица.
Беседа о городе. Беседа об улицах, на которых живут дети. Адрес ребенка.
Звуковой анализ. Письмо элементов букв. Пространственные отношения длиннее, короче. Временные отношения раньше, позже.
16. Весна.
Запоминание месяцев. Слова-антонимы (без введения понятий). Беседа о погоде весной. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Рисование на тему «Весна». Упражнения для развития пальцев. Работа со звуками. Деление слов на слоги. Письмо узоров. Число 6 и цифра 6.
Беседа о лесе, деревья. Счет листочков (дерево). Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Игры «Что пропало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?». Запоминание деревьев не менее 10. Отношения: тяжелее, легче.
17. Профессии. Строительство.
Работа над развитием словарного запаса. Узнай звук в словах. Беседа о профессиях. Счет предметов. Логические задачи. Заучивание стихов. Рисование узоров. Число 7 и цифра 7.
18. Грибы.
Знакомство с грибами. Понятие съедобные и несъедобные грибы. Развитие речи. Составление представлений по картинке. Заучивание стихотворения для массажа пальцев. Развитие дыхания. Работа по определению звуков. Понятие «речь». Игры «Один – много», «Ласковое словечко». Рисование по шаблону гриба. Штриховка. Число 8 и цифра 8.
19. Лето. Цветы, травы.
Игра – путешествие «В стране цветов». Рисование цветов по воображению. Решение логических задач. Письмо элементов букв. Число 9 и цифра 9.
20. Насекомые.
Беседа, чтение рассказа, пересказ о насекомых. Игра «Какие насекомые спрятались?» Письмо элементов. Рисование узоров. Число 0 и цифра 0.
21. Ягоды.
Развитие речевого дыхания. Беседа о ягодах, о заготовках. Игра «Ласковое словечко», «Дополни предложение», «Что лишнее?». Повторение стихов. Чтение текста, ответы на вопросы, пересказ. Работа со счетными палочками. Понятия «объем, площадь». Работа в тетрадях. Письмо элементов. Число 10.
Диагностика: (возможные методики)(приложение 1)
Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
Методика Джекобсона по определению объема памяти.
Методика по определению концентрации и распределения внимания
Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
Методика для выявления уровня развития образных представлений
Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)
Работа с родителями будущих первоклассников:
Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс лекций: (приложение 2)
Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.
Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению. (приложение 3)
Волевая готовность ребёнка к школе.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
Развитие мышления детей дошкольного возраста.
«Хорошо ли запоминает ваш ребенок».
Цель лектория: рассказать родителям о возрастных особенностях детей 6-7 лет, а так же о развитии таких познавательных процессах как, внимание, восприятие, мышление и память.
Анкетирование, тестирование:
Какие мы родители?
Готов ли ребёнок к школе?
Литература:
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. (ч. 1, 2).
В.В. Волина Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
С.Е. Гаврина Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Л.Г. Горькова Л.А. Обухова Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников, - М.: ВАКО, 2005
Н.А. Завьялова и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2005.
Н.Г. Кувашова Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2003.
Е.И. Соколова Развиваем моторику руки. – Ярославль: Академия развития, 2004.