kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса "Я - исследователь" 1-4 классы (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования. Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоя­тельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в учебном процессе существенно ог­раничены действующими образовательно-культурными тради­циями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Я - исследователь" 1-4 классы (система развивающего обучения Л.В. Занкова) »

ПРОГРАММА КУРСА

«Я - исследователь»

(1 -4 классы)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоя­тельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в учебном процессе существенно ог­раничены действующими образовательно-культурными тради­циями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка ин­тенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

■ развивать познавательные потребности младших школь­ников;

■ развивать познавательные способности младших школь­ников;

■ обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных ис­следований;

■ формировать и развивать у детей умения и навыки иссле­довательского поиска;

■ формировать представления об исследовательском обуче­нии как ведущем способе учебной деятельности.

Основные разделы программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убежда­ет в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные тех­нологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство пе­дагогов начальной, средней школ и тем более высших учеб­ных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащего­ся задачей проведения собственного исследования или выпол­нения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собствен­ные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной сред­ней школы, ни старшеклассник никакого исследования про­вести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса ис­следовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследо­вательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся включает три относительно самостоятель­ные подпрограммы:

■ тренинг исследовательских способностей;

■ самостоятельная исследовательская практика;

■ мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществ­ляется по принципу «концентрических кругов». Занятия груп­пируются в относительно цельные блоки, представляющие со­бой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вер­нутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих проек­тов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, цент­ральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе иссле­довательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает ме­роприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конферен­ции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы инте­ресны другим и он обязательно будет услышан. Ему необхо­димо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собствен­ные суждения.

Объем курса и виды учебной работы

Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Предложен­ное распределение часов следует квалифицировать как при­мерное. Часы поделены между тремя вышеназванными под­программами. Коррективы обязательно потребуются в зависи­мости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необхо­дим элемент импровизации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего - 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы.

Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сде­лать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих час­тей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.

Все дети во втором классе готовы и должны быть включе­ны в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного иссле­дования, и начинает работу.

Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллек­тивные исследовательские работы и проекты, часть детей ори­ентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следу­ет проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной ра­боты, можно принять решение и кому-то предложить порабо­тать в коллективе, а кому-то - индивидуально.

Результаты собственной исследовательской работы второ­классники впервые будут представлять на специально органи­зованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

В первом классе они уже побывали на защитах работ дру­гих ребят, поэтому в основном представляют, с чем им пред­стоит иметь дело.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темперамен­тов и характеров, особенностей когнитивного развития и спе­цифики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороть­ся с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встре­чается).

Планировать сроки проведения защиты следует по мере го­товности детских работ (преимущественно в третьей и четвер­той четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защи­тить. При правильной организации защита шести работ зай­мет около полутора часов - это максимум, что могут выдер­жать дети.

Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследова­тельских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вто­рые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно авто­номно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содер­жит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об ис­следовании и исследователях. Коллективное обсуждение воп­роса о том, какие науки и какие области исследований им из­вестны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заин­тересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможнос­тях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические за­дания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать но­вое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на про­дуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что та­кое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Прак­тические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определе­нием понятий. Загадки как определения понятий. Составле­ние кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспе­риментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план рабо­ты». Практическая работа «Планируем и проводим собствен­ные наблюдения». Практическая работа «Планируем и прово­дим собственные эксперименты».


Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, класси­фицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими быва­ют гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические заня­тия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и вто­ростепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практичес­кая работа «Выявление логической структуры текста». Прак­тические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированнос-ти и развитие ассоциативного мышления. Коллективная бесе­да «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитек­тура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умо­заключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследо­вательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как дока­зывать идеи» и т.п.


Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодичес­ки, в течение учебного года. На самостоятельную работу уча­щиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно­го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (мето­дика и правила выбора темы подробно описаны в методичес­ких рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методи­ческих рекомендациях. Предлагается выбрать любой из опи­санных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.


Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу -присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов

  • ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА


Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли­тература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2011. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2011. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издатель­ство «Учебная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная ли­тература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стратович Марина Ивановна

Дата: 12.07.2014

Номер свидетельства: 109886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства