Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов
Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов
Курс внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7-10 лет и включает 30 занятий в первом классе и 34 занятия во втором-четвертых классах.Курс относится к общеинтеллектуальному напрвлению, рассчитан на 4 года, объем часов - 132, 1 час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов »
Творческое объединение «Интеллектуальная витаминка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ориентирование на разнообразие способов решения задач;
основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление синтеза как составления целого из частей;
сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
установление аналогии;
владение общим приемом решения задач.
осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.
К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель курса
Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи
Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 35 минут.
2-4 классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
Работа с числом (способность совершать счётные операции)
Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
Системный анализ (стратегическое планирование)
Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
планирование занятий полного курса для 1 класса
1
ВЗ
A
4я неделя сентября
2
О
B
1я неделя октября
3
О
C
2я неделя октября
4
О
D
3я неделя октября
5
СМ
БЫСТРЫЙ раунд
4я неделя октября
6
О
E
1-4 неделя ноября
7
О
F
1я неделя ноября
8
С
G
2я неделя ноября
9
СР
H
3я неделя ноября
10
СР
I
4я неделя ноября
11
ОЗ
Супервитамин-1
1я неделя декабря
12
СР
J
2я неделя декабря
13
СР
L
3я неделя декабря
14
МЗ
Витамин K1
4я неделя декабря
15
С
M
1я неделя января
16
С
K
2я неделя января
17
О
N
3я неделя января
18
СР
P
4я неделя января
19
СР
Q
1я неделя февраля
20
СР
R
2я неделя февраля
21
СР
S
3я неделя февраля
22
СР
T
4я неделя февраля
23
ОЗ
Супервитамин-2
1я неделя марта
24
СР
U
2я неделя марта
25
СР
V
3я неделя марта
26
СР
W
4я неделя марта
27
ИМ
КТК
1я неделя апреля
28
ИМ
КТК
2я неделя апреля
29
ИМ
КТК
3я неделя апреля
30
СР
X
4я неделя апреля
31
СР
Y
1я неделя мая
32
СР
Z
2я неделя мая
33
МЗ
Витамин K2
3я неделя мая
34
ОЗ
Супервитамин-3
4я неделя мая
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
Предлагается 8 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.
Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.
1. (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Фронтальная работа с параллельной проверкой.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (С) Самоподготовка
Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально.
Самостоятельная работа, привлечение родителей.
6. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
Работа с эпиграфом
Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).
Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» . Ответы с рекомендациями можно найти в
7. (СМ) Стартовый мониторинг
Цель -оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок»..
.
Подготовка к конкурсу.
распечатайте задания,.
Организационный момент
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.