kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7-10 лет и включает 30 занятий в первом классе и 34 занятия во втором-четвертых классах.Курс относится к общеинтеллектуальному напрвлению, рассчитан на 4 года, объем часов - 132, 1 час в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов »

Творческое объединение «Интеллектуальная витаминка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;

  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществление синтеза как составления целого из частей;

  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • установление аналогии;

  • владение общим приемом решения задач.

  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;

  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;

  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цель курса

Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.

  • Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.

  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)

  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

  • Системный анализ (стратегическое планирование)

  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)


планирование занятий полного курса для 1 класса

1

ВЗ

A

4я неделя сентября

2

О

B

1я неделя октября

3

О

C

2я неделя октября

4

О

D

3я неделя октября

5

СМ

БЫСТРЫЙ раунд

4я неделя октября

6

О

E

1-4 неделя ноября

7

О

F

1я неделя ноября

8

С

G

2я неделя ноября

9

СР

H

3я неделя ноября

10

СР

I

4я неделя ноября

11

ОЗ

Супервитамин-1

1я неделя декабря

12

СР

J

2я неделя декабря

13

СР

L

3я неделя декабря

14

МЗ

Витамин K1

4я неделя декабря

15

С

M

1я неделя января

16

С

K

2я неделя января

17

О

N

3я неделя января

18

СР

P

4я неделя января

19

СР

Q

1я неделя февраля

20

СР

R

2я неделя февраля

21

СР

S

3я неделя февраля

22

СР

T

4я неделя февраля

23

ОЗ

Супервитамин-2

1я неделя марта

24

СР

U

2я неделя марта

25

СР

V

3я неделя марта

26

СР

W

4я неделя марта

27

ИМ

КТК

1я неделя апреля

28

ИМ

КТК

2я неделя апреля

29

ИМ

КТК

3я неделя апреля

30

СР

X

4я неделя апреля

31

СР

Y

1я неделя мая

32

СР

Z

2я неделя мая

33

МЗ

Витамин K2

3я неделя мая

34

ОЗ

Супервитамин-3

4я неделя мая


Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

Предлагается 8 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.

Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.

1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?

  • Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.

  • Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Все задания выполняются в классе.


  • 2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).


5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.

  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.


6. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

  • Работа с эпиграфом

  • Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).

  • Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» . Ответы с рекомендациями можно найти в


7. (СМ) Стартовый мониторинг

Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок»..

.

  • Подготовка к конкурсу.

распечатайте задания,.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).

  • Рефлексия.

8. (ИМ) Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

распечатайте задания,.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (командная работа), привлеките родителей.

  • Рефлексия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Интеллектуальная витаминка" для учащихся 1-4 классов

Автор: Шершнева Татьяна Михайловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства