kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Удивительный мир грамматики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
  • развитию его коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности обучающегося;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • творческому использованию жизненного опыта ребенка;
  • профессиональному самоопределению обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Удивительный мир грамматики" »

Пояснительная записка.

Направленность программы курса «Удивительный мир грамматики» - интеллектуально-познавательная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразователь­ной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обуче­ния в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство рус­ского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь прихо­дит программа «Удивительный мир грамматики», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для за­нятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игро­вых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитываю­щей роли занятий по программе «Удивительный мир грамматики».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на свя­зи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообра­зен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое зна­чение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Уроки занимательной грамматики» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по рус­скому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая по­знавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Удивительный мир грамматики» следует обращать на задания, направленные на разви­тие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.

Педагогическая целесообразность занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Цель и задачи программы.

Цель:

формирование основ предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

образовательные:

- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

развивающие:

- способствовать развитию смекалки и сообразительности;

- развивать творчество и обогащать словарный запас;

- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе


воспитывающие:

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- воспитание культуры обращения с книгой;

Отличительные особенности программы «Удивительный мир грамматики». Отличительными особенностями программы являются использование ин­формационных технологий, стимулирующих познавательную и образова­тельную деятельность, развитие активности и инициативности младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основыва­ется на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьник) с учётом его способностей, более полно удов­летворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 9-10 лет.

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Формы и режим занятий

В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;

практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;

работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.

Общий объём учебного времени в 3 классе - 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится тест, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

Ожидаемые результаты обучающихся:

- применение полученных знаний и умений на практике;

-участие в школьных и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;

-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.



Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия.


Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

Главные члены предложения.

Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать предложения по членам предложения.

Обозначать на письме интонацию перечисления.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке.


Формы подведения итогов:

КВН;

Урок-праздник;

Анкетирование;

Коллективный выпуск классной газеты.










Учебно-тематические план.


п./п.

Тема

Количество часов

Всего


Теория


Практика


1

Дружим с грамматикой и орфографией

30

10

20

2

В стране «Слов»

14

7

7

3

Изучаем части страны «Речь»

28

8

20


Итого

72

25

47


Содержание программы 3 класс (72 часа)


Дружим с грамматикой и орфографией (30 часов) Рассказ – беседа. Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Как корень слова учил окончания уму – разуму. Приставки. Суффиксы. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). А все – таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Беседа о мягком знаке – букве-помощнице и подсказчице. О, Е, Е после шипящих. Мягкий знак после шипящих.

Практика

Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).


В стране «Слов» (14 часов) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. Секреты родного языка. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке.

Практика

Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. КВН.


Изучаем части страны «Речь» (28 часов) Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Склонение имен существительных. Род имен существительных. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! Безличные глаголы. Правописание приставок с глаголами. Местоимение.

Практика

Тренировочные упражнения. Работа со словарем. Группировка слов, подбор слов на определенные правила. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. Выпуск классной газеты. Праздник «Путешествие не заканчивается».









Методическое обеспечение программы


Наименование раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1. Дружим с грамматикой

Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятель-

ная работа).

Игры, головоломкисловесный, частично-поисковый, проблемный.

Карточки с играми и заданиями, тесты, печатные издания и материалы СМИ, интернет, ТСО.

.

Сочинение сказки, выполнение тестов.

2.В стране «Слов»

Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, ролевая игра, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятель-

ная работа).

Игры, загадки, словесный, частично-поисковый, проблемный

Словари, занимательный языковой материал (скороговорки, загадки, шутливые стихотворения, сказки), карточки с заданиями, тексты, DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

компьютер

Выполнение тестов.

3.Изучаем части страны «Речь»

Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, в группах), индивидуальная работа (самостоятель-

ная работа).

Объяснительно-иллюстратив-

ный метод, проблемный метод, частично-поисковый. Упражнения: анализ образцовых текстов; составление, редактирование и восстановление деформированных предложений и текстов

Печатные издания и материалы СМИ, Интернет. ТСО. Работа со словарями.

Карточки

с заданиями, тесты.

Игра-путешествие, КВН, анкетировние



Список используемой литературы.

Для учителя:

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

3. Журналы: “Начальная школа”.

4. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

6. Орфографический и толковый словарь школьника. Сост. Т. Давыдова, Е. Позина, Москва «Стрекоза», 2012 г.

7. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012 г.

8. Голубь В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ООО «Метода», 2013 г.


Для обучающихся:

1. Голубь В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ООО «Метода», 2013 г.

2. Лингвистические словари.
























Календарно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту


1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

1

1.09



2

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка.

1

2.09



3

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказов по картинке)

1

8.09



4

Незаменимый мягкий знак.

1

9.09



5

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

1

15.09



6

Игры, головоломки по теме «Удвоенные согласные»

1

16.09



7

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

1

22.09



8

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

23.09



9

Новые слова в русском языке.

1

29.09



10

Волшебник “Ударение”.

1

30.09



11

Зачем надо знать ударение?

1

6.10



12

Из чего же, из чего же состоят слова?

1

7.10



13

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

1

13.10



14

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

1

14.10



15

Трудные случаи правописания корней.

1

20.10



16

В стране парных звонких и глухих согласных.

1

21.10



17

В стране одиноких согласных.

1

27.10



18

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

28.10



19

Путешествие в страну «Ошибию»

1

10.11



20

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

1

11.11



21

Иногда согласные играют с нами в прятки.

1

17.11



22

Они не произносятся, но в тетрадку просятся. (Непроизносимые согласные).

1

18.11



23

Игра “Лишнее слово”.

1

24.11



24

Новые друзья корней – приставки.

1

25.11



25

Редкие приставки

1

1.12



26

Работа суффиксов

1

2.12



27

Редкие суффиксы

1

8.12



28

Сказка про уменьшительно-насмешливые ИК, ИШК, ИЩ.

1

9.12



29

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.

1

15.12



30

Беседа о мягком знаке – букве-помощнице и подсказчице.

1

16.12



31

Капризные шипящие

1

22.12



32

Мягкий знак после шипящих.

1

23.12



33




Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).

1

29.12



34

Учимся работать со словарями

1

30.12



35


Викторины, кроссворды.

1

12.01




36

Игры, ребусы, загадки.

1

13.01



37

Слова – части речи.

1

19.01



38

Имя существительное – часть страны Речь

1

20.01



39

Имена существительные изменяются по падежам

1

26.01



40

Как у существительных род появился.

1

27.01



41

Беседа о роде имени существительном как о мудрой нелепости

1

2.02



42

Откуда пошли названия падежей

1

3.02



43


Из истории слов

1

9.02



44

Трудные случаи правописания существительных

1

10.02



45

Доброе утро, имя прилагательное!

1

16.02



46

Имя прилагательное – часть страны Речь.

1

17.02



47




Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).

1

24.02



48



Первый заместитель сущесчтвительного – местоимение.

1



2.03






49

Умные спорщики

(об отрицательных и неопределенных местоимениях).

1

3.03



50

Глагол – часть страны Речь.

1

10.03



51

Глагол и его друзья.

1

16.03



52

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма гаголов).

1

17.03



53

Как мама Глаголиха учила глагольчиков.

(Времена глаголов).

1

23.03



54-55

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола).

2

24.03-27.03



56


Откуда появились глаголы-исключения

1


28.03




57

С глаголами раздельно частиц НЕ пиши!

1



30.03



58


Правописание приставок с глаголами

1

31.03



59

Грамматическая сказка «В стране Ошибии»

1

6.04



60

Безличные глаголы

1

7.04



61

Из истории слов

1

13.04



62


А все–таки она хорошая!

(О роли орфографии).

1


14.04



63

Рассказ – беседа о роли орфографии.

1

20.04



64

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

1

21.04



65

КВН

1

27.04



66

Крылатые слова и выражения.

1


28.04




67

Учимся работать с фразеологическим словарем.

1

5.05



68

Викторины, кроссворды

1


12.05




69

Игры, ребусы, загадки.

1

18.05



70

Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…»

1

19.05



71


Анкетирование. Выпуск классной газеты

1


25.05




72

Итоговое занятие. Секреты родного языка.

1

26.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Максимова Ирина Владимировна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства