Программа факультативного курса «Исследуем и издаём» для 1 класса
Программа факультативного курса «Исследуем и издаём» для 1 класса
Для реализации проектной деятельности составлена программа факультативного курса "Исследуем и издаём". Курс составлен с учётом положений государственных документов Республики Казахстан. Рассчитан на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Особенностью занятий является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Исследуем и издаём» для 1 класса »
Программа факультативного курса
«Исследуем и издаём»
1 «А» класс
Составитель:
учитель начальных классов
Соловей Т.Ю.
Программа факультативного курса
«Исследуем и издаём».
Пояснительная записка
«Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»
(Н.А.Умов)
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная деятельность.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Для реализации проектной деятельности составлена программа факультативного курса «Исследуем и издаём». Курс составлен с учетом положений государственных документов Республики Казахстан и исходя из требований Закона «Об образовании» Республики Казахстан. Факультативный курс рассчитан на учащихся 1 классов общеобразовательной школы. Программа факультативного курса рассчитана на 33 часа. (1 раз в неделю)
Специфической особенностью занятий является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Цель: создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности детей;
познакомить учащихся с методом исследования, его применением в собственном исследовании
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи
Формы проведения занятий многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, работа в группах, экскурсии, индивидуальная работа.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, наглядные пособия, плакат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, сувенир-поделка, фотоальбом, экскурсия.
В результате изучения курса, учащиеся должны
знать/понимать:
понятие проекта;
типы проектов;
понятие презентация проекта, ее назначение;
этапы выполнения проекта.
уметь:
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях;
работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью;
оформлять результаты проектной деятельности;
работать в парах и в группах.
Планируемые результаты:
Уровень сформированности коммуникативной компетентности:
-- устная презентация;
-- продуктивная коммуникация (работа в группе).
Уровень сформированности информационной компетентности:
-- поиск информации;
-- обработка информации;
--расширение кругозора;
Уровень сформированности компетентности решения проблем:
-- постановка проблемы;
--целеполагание и планирование;
-- оценка результата.
.
Учебно-тематический план.
№
Тема проекта
Кол-во часов
Наша школа
2
Наша безопасность.
2
Краски осени
3
Наши любимые животные.
2
Наш дом
2
Наши имена.
2
Ёлочки
2
Птицы зимой
3
Правильное питание
2
Сувенир в подарок
2
Алфавит
3
Кто такой Петрушка?
2
Откуда пришли комнатные растения.
2
День моей фамилии
2
Праздники в Казахстане
2
Итого: 33 часа
Содержание программы курса.
Наша школа.
Экскурсия по территории школы. Конкурс рисунков «Моя школа».
Наша безопасность.
Беседа о правилах дорожного движения. Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее».
Краски осени.
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. Выставка работ.
Наши любимые животные.
Экскурсия в краеведческий музей. Составление рассказа «Моё домашнее животное».
Наш дом.
Беседа «Мой дом – моя крепость». Конкурс рисунков «Дом моей мечты».
Наши имена.
Беседа «Что значит моё имя?». Рассказы детей о своих именах.
Ёлочки.
Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Выставка работ.
Птицы зимой.
Беседа «Как помочь птицам зимой?». Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице.
Правильное питание
Беседа «Как надо правильно питаться?». Изготовление коллажа на тему «Правильное питание».
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
А. И. Зиновьева «Проектная деятельность в начальной школе Тека: /СавенковА.И. – Самара: Учебная литература, 2008 г, 119 с
Календарно-тематическое планирование и содержание курса
№
Тема проекта
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата
Наша школа
Экскурсия по территории школы.
2
сентябрь
Конкурс рисунков «Моя школа».
Наша безопасность.
Беседа о правилах дорожного движения.
2
сентябрь
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее».
Краски осени
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала.
3
октябрь
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала.