Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования для детей с ОНР
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования для детей с ОНР
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения – важнейшая педагогическая задача современной системы образования. Программа ДНВ направлена на воспитание гражданственности, патриотизма и личных нравственных качеств учащихся начальных классов. В программе отражены основные цели, задачи, средства и механизмы, обеспечивающие практическую реализацию ДНВ на период с 2011 по 2015 годы. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм и методов педагогических воздействий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования для детей с ОНР »
Программа
духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального образования
для детей с ОНР
1 – 4 классы
Составитель:
старший воспитатель по ВР
Минхаирова Т.А.
Обоснование программы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее ДНВ) в центре «Логос» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, концепции УМК «Школа России» с учетом методических рекомендаций и разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации проектов и программ патриотического, экологического, нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся центра «Логос».
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения – важнейшая педагогическая задача современной системы образования. Программа ДНВ направлена на воспитание гражданственности, патриотизма и личных нравственных качеств учащихся начальных классов. В программе отражены основные цели, задачи, средства и механизмы обеспечивающие практическую реализацию ДНВ на период с 2011 по 2015 годы. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм и методов педагогических воздействий.
Программа ДНВ призвана способствовать решению ряда воспитательных и социальных проблем. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: « Выставочным залом », музеями города Кировска: диорама « Прорыв блокады г. Ленинграда » и музей « Боевой Славы »; « Домом культуры », библиотекой, общеобразовательной школой, водоканалом, отделением связи, торговыми и медицинскими учреждениями посёлка Павлово. Также каналом Ленинградского областного телевидения « ЛОТ », редакцией областной газеты « Вести », редакцией Кировского района газеты « Ладога », печатным изданием Павловского городского поселения « Вестник »; « Советом ветеранов » посёлка Павлово и ветеранами 120 Гатчинской Краснознамённой дивизии; МЧС ( пожарной частью ) города Кировска; центром « Детское творчество » и отделом по предупреждению правонарушений (детской комнаты милиции) города Отрадное; « Государственным музеем истории религии », собором « Свято – Троицкая Александро – Невская лавра », манежем « РЭСТЕК », концертными залами « Филармония », « Капелла », выставочными залами и различными музеями города Санкт – Петербурга.
Цели и задачи Программы
Под духовно-нравственным воспитанием в Программе понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа России.
Под духовно-нравственным развитием понимается осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом.
Цель Программы :
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.;
- сохранение, развитие и эффективное использование воспитательного потенциала центра.
Реализация цели сводится к постановке задач, лежащих в следующих областях человеческой активности:
1 – в области формирования личностной культуры;
2- в области формирования социальной культуры
3- в области формирования семейной культуры
Программные задачи:
- воспитывать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитывать трудолюбие, творческое отношения к учению, труду, семье и жизни;
- формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать ценностное отношение к природе и окружающей среде;
- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, к эстетическим идеалам и творчеству;
- воспитывать нравственные чувства и этику поведения;
Основные направления реализации программы ДНВ
Основными направлениями реализации Программы являются:
1 - создание методической базы;
2 -совершенствование деятельности педагогического состава центра и администрации в области духовно-нравственного воспитания;
-координация деятельности различных организаций и центра в интересах духовно-нравственного воспитания школьников.
-повышение уровня воспитанности учащихся;
5 -обобщение и распространение опыта реализации Программы ДНВ в педагогической среде;
- разработка механизмов оценивания эффективности реализации программы ДНВ.
Основные принципы
Принцип ориентации на идеал;
Аксиологический принцип;
Принцип следования нравственному примеру;
Принцип идентификации
Принцип диалогического общения
Принцип полисубъектности воспитания;
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Контроль над реализацией Программы ДНВ
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы духовно-нравственного развития и воспитания предполагается создание координационного совета, который призван обсуждать промежуточные результаты работы по Программе и уточнять механизм ее реализации. В состав совета входят:
Заместитель директора по воспитательной работе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Руководители МО воспитателей и учителей
Библиотекарь
Оценка эффективности реализации программы
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности воспитательной работы;
- рост уровня воспитанности и сформированности поведенческих и коммуникативных навыков учащихся;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению духовно-нравственного воспитания;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- максимальное соответствие каждого учащегося центра «портрету ученикацентра «Логос» как обобщенному результату внедрения программы ДНВ:
Портрет ученика центра «Логос»:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культуры, знающий правила вежливого общения, соблюдающий произносительные и интонационные требования ;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации досуга;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
знающий и выполняющий правила общественного поведения.
Критериями эффективности выступают результаты ежегодного тестирования, мониторинг и интервьюирование участников образовательного процесса.
Содержание программы
Детский возраст является сензитивным периодом для включения ребенка в систему духовно-нравственного воспитания, т.к. это время активного развития социальных интересов, жизненных идеалов и самоутверждения. Наша рабочая программа через современные активные формы и методы работы предполагает реализацию по трём блокам. Каждый блок состоит из двух направлений, которые основаны на определенные системы базовых национальных ценностей.
1 блок – нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм;
Формы работы: коллективные творческие дела, конкурсы, акции, диспуты, волонтерское движение, посещение музеев и театров Санкт- Петербурга, выставки детского творчества, музыкальные и литературные вечера, беседы, просмотр кинофильмов и телепередач, представляющих художественно- культурную ценность.
З блок – экологическое воспитание, здоровье и здоровый образ жизни;
Формы работы: тематические классные часы, просмотр кинофильмов, выпуск стенгазет, устные журналы, конкурсы рисунков, викторины, интерактивные игры, соревнования, занятия- практикумы, участие в экологическом движении, озеленение, предметные недели, различные акции.
Духовно-нравственное воспитание ребенка – это процесс, характеризующийся постепенным расширением и усложнением ценностно-смысловых ориентаций, поэтому необходимо, учитывая психофизиологические особенности и закономерности развития ученика начальной школы, осуществлять постановку частных педагогических целей конкретных для каждого класса.
1 класс . Цель:подготовка воспитанников к принятию базовых духовно-нравственных ценностей на основе усвоения элементарных духовно-нравственных представлений.
Задачи по блокам:
1 блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»
сформировать элементарные представления об устройстве Российского государства, символах власти и праздниках;
сформировать элементарные представления о национальных героях России;
сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе и в общественных местах, к невыполнению своих обязанностей
сформировать первоначальные представления о добре и зле;
сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы;
блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»
сформировать представления о правах и обязанностях ребенка;
прививать любовь к ОУ, малой родине, России.
обогащать социальный опыт детей через участие в важнейших событиях жизни области, города, поселка, школы, класса;
сформировать представления о нравственном значении труда и творчества в жизни человека;
сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
познакомить с первоначальными представлениями о религиозной картине мира;
учить различать хорошие и плохие поступки;
блок «трудовое и эстетическое воспитание»
сформировать элементарные представления о роли труда, знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества
сформировать навыки коллективной работы (в том числе и через проектную деятельность)
сформировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе
формировать представление о красоте человека, душевной и физической,
формировать интерес к чтению детской художественной литературы,
накапливать опыт эстетических переживаний.
блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »
познакомить с представлениями о трех составляющих здоровья человека (духовное, физическое, психологическое);
познакомить с правилами психологической безопасности (сформировать представления о негативном влиянии на психику злоупотребления компьютерными играми, бесконтрольного просмотра рекламы, агрессивной кинопродукции);
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;
сформировать навык соблюдения санитарно-гигиенических правил и режимных моментов,
формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни
расширять опыт природоохранной деятельности
сформировать представления о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России
В 3 классе цель: формирование активной личной позиции воспитанников под влиянием базовых духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»
формировать представления о политическом устройстве Российского государства;
развивать интерес к общественным явлениям;
сформировать уважительное отношение к защитникам Отечества;
накапливать опыт социализации через развитие толерантных отношений в малом социуме;
участвовать в социальных проектах поселка, города, края.
расширять представления о трех составляющих здоровья человека (духовное, физическое, психологическое);
расширять представления об источниках возможного негативного влияния на морально-психологическое и нравственное состояние человека;
вырабатывать отрицательное отношение к грубости, оскорбительным словам и действиям в жизни и в пространстве масс-медиа.
блок «трудовое и эстетическое воспитание »
сформировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
познакомить с трудовыми достижениями достижениям России;
активно участвовать в трудовой деятельности в рамках школьных мероприятий;
формировать интерес к культурной жизни Петербурга,
формировать интерес к музыке,
формировать интерес к народному творчеству и к этнокультурным традициям народов России,
накапливать личный опыт эстетических переживаний.
блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »
сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью членов своей семьи, членов малого социума
сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека
сформировать первоначальные представления о зависимостях (компьютерной, игровой, пищевой)
накапливать личный опыт здоровьесберегающей деятельности
накапливать личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
развивать понимания активной роли человека в природе;
4 класс. Цель:формирование установок воспитанников на реализацию духовно-нравственных ориентаций в жизни.
Задачи:
блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»
сформировать начальные представления о правах и обязанностях гражданина России;
сформировать представления об институтах гражданского общества Российского государства;
расширять опыт социализации, толерантности и межкультурной коммуникации;
прививать уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения;
сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
формировать способность анализировать собственные поступки;
сформировать представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями и этносами;
сформировать первоначальные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
блок «трудовое и эстетическое воспитание »
сформировать ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие
сформировать ценностное отношение к трудовым достижениям России;
сформировать навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
организовать опыт личного участия каждого ребенка в различных видах общественно-значимой деятельности
расширять представление об эстетических и культурных ценностях Отечества,
обобщать опыт наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
способствовать самореализации детей в различных видах творческой деятельности.
блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »
сформировать понимание важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
расширять представления о зависимостях (никотиновой, телевизионной)
поддерживать интерес к занятиям спортом.
\
Программа предполагает использование как традиционных так и активных форм воспитательской работы
Этапы реализации программы
Реализация программы рассчитана на 4 года
1 этап: проектный – 2011-2012 учебный год
Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного воспитания
Задачи:
1.Изучить нормативную базу и специальную литературу по вопросу ДНВ;
2.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы
3. Разработать, обсудить и утвердить программу ДНВ
2 этап: практический 2012-2014 учебные годы
Цель: реализация программы ДНВ
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия
Обогащать содержание ДНВ
Разработать методические рекомендации по ДНВ
Расширять и укреплять связи центра с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями
Вовлекать в систему ДНВ всех субъектов образовательной деятельности
Проводить мониторинг реализации программы
3 этап: аналитический – 2014-2015 учебный год
Цель: анализ итогов реализации программы
Задачи:
Обобщить результат работы школы
Повести коррекцию затруднений в реализации программы