kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования для детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения – важнейшая педагогическая задача современной системы образования. Программа ДНВ направлена на воспитание гражданственности, патриотизма и личных нравственных качеств учащихся начальных классов. В программе отражены основные цели, задачи, средства и механизмы, обеспечивающие практическую реализацию ДНВ на период с 2011 по 2015 годы. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм и методов педагогических воздействий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования для детей с ОНР »





Программа

духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального образования

для детей с ОНР

1 – 4 классы



















Составитель:

старший воспитатель по ВР

Минхаирова Т.А.





Обоснование программы



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее ДНВ) в центре «Логос» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, концепции УМК «Школа России» с учетом методических рекомендаций и разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации проектов и программ патриотического, экологического, нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся центра «Логос».

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения – важнейшая педагогическая задача современной системы образования. Программа ДНВ направлена на воспитание гражданственности, патриотизма и личных нравственных качеств учащихся начальных классов. В программе отражены основные цели, задачи, средства и механизмы обеспечивающие практическую реализацию ДНВ на период с 2011 по 2015 годы. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм и методов педагогических воздействий.

Программа ДНВ призвана способствовать решению ряда воспитательных и социальных проблем. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: « Выставочным залом », музеями города Кировска: диорама « Прорыв блокады г. Ленинграда » и музей « Боевой Славы »; « Домом культуры », библиотекой, общеобразовательной школой, водоканалом, отделением связи, торговыми и медицинскими учреждениями посёлка Павлово. Также каналом Ленинградского областного телевидения « ЛОТ », редакцией областной газеты « Вести », редакцией Кировского района газеты « Ладога », печатным изданием Павловского городского поселения « Вестник »; « Советом ветеранов » посёлка Павлово и ветеранами 120 Гатчинской Краснознамённой дивизии; МЧС ( пожарной частью ) города Кировска; центром « Детское творчество » и отделом по предупреждению правонарушений (детской комнаты милиции) города Отрадное; « Государственным музеем истории религии », собором « Свято – Троицкая Александро – Невская лавра », манежем « РЭСТЕК », концертными залами « Филармония », « Капелла », выставочными залами и различными музеями города Санкт – Петербурга.





  1. Цели и задачи Программы



Под духовно-нравственным воспитанием в Программе понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа России.

Под духовно-нравственным развитием понимается осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом.



Цель Программы :

- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.;

- сохранение, развитие и эффективное использование воспитательного потенциала центра.

Реализация цели сводится к постановке задач, лежащих в следующих областях человеческой активности:

1 – в области формирования личностной культуры;

2- в области формирования социальной культуры

3- в области формирования семейной культуры

Программные задачи:

- воспитывать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитывать трудолюбие, творческое отношения к учению, труду, семье и жизни;

- формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- формировать ценностное отношение к природе и окружающей среде;

- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, к эстетическим идеалам и творчеству;

- воспитывать нравственные чувства и этику поведения;



  1. Основные направления реализации программы ДНВ



Основными направлениями реализации Программы являются:

1 - создание методической базы;

2 -совершенствование деятельности педагогического состава центра и администрации в области духовно-нравственного воспитания;

  1. -координация деятельности различных организаций и центра в интересах духовно-нравственного воспитания школьников.

  2. -повышение уровня воспитанности учащихся;

5 -обобщение и распространение опыта реализации Программы ДНВ в педагогической среде;

  1. - разработка механизмов оценивания эффективности реализации программы ДНВ.

  1. Основные принципы

  1. Принцип ориентации на идеал;

  2. Аксиологический принцип;

  3. Принцип следования нравственному примеру;

  4. Принцип идентификации

  5. Принцип диалогического общения

  6. Принцип полисубъектности воспитания;

  7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.



  1. Контроль над реализацией Программы ДНВ



Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы духовно-нравственного развития и воспитания предполагается создание координационного совета, который призван обсуждать промежуточные результаты работы по Программе и уточнять механизм ее реализации. В состав совета входят:

  1. Заместитель директора по воспитательной работе.

  2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  3. Руководители МО воспитателей и учителей

  4. Библиотекарь







  1. Оценка эффективности реализации программы



В результате осуществления Программы ожидается:

- повышение эффективности воспитательной работы;

- рост уровня воспитанности и сформированности поведенческих и коммуникативных навыков учащихся;

- повышение качества мероприятий по организации и проведению духовно-нравственного воспитания;

- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;

- максимальное соответствие каждого учащегося центра «портрету ученика центра «Логос» как обобщенному результату внедрения программы ДНВ:

Портрет ученика центра «Логос»:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культуры, знающий правила вежливого общения, соблюдающий произносительные и интонационные требования ;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации досуга;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • имеющий нравственную позицию, владеющий ценностными ориентациями: ответственность, честность, милосердие, товарищеская взаимопомощь;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

  • знающий и выполняющий правила общественного поведения.

Критериями эффективности выступают результаты ежегодного тестирования, мониторинг и интервьюирование участников образовательного процесса.



  1. Содержание программы



Детский возраст является сензитивным периодом для включения ребенка в систему духовно-нравственного воспитания, т.к. это время активного развития социальных интересов, жизненных идеалов и самоутверждения. Наша рабочая программа через современные активные формы и методы работы предполагает реализацию по трём блокам. Каждый блок состоит из двух направлений, которые основаны на определенные системы базовых национальных ценностей.



1 блок – нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм;



Формы работы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, диспуты, конкурсы, посещение музеев, проектная деятельность, волонтерское движение, консультирование, тренинги, круглые столы, семейные праздники, родительский лекторий, игры, тренинги.



2 блок – трудовое и эстетическое воспитание.

Формы работы: коллективные творческие дела, конкурсы, акции, диспуты, волонтерское движение, посещение музеев и театров Санкт- Петербурга, выставки детского творчества, музыкальные и литературные вечера, беседы, просмотр кинофильмов и телепередач, представляющих художественно- культурную ценность.

З блок – экологическое воспитание, здоровье и здоровый образ жизни;



Формы работы: тематические классные часы, просмотр кинофильмов, выпуск стенгазет, устные журналы, конкурсы рисунков, викторины, интерактивные игры, соревнования, занятия- практикумы, участие в экологическом движении, озеленение, предметные недели, различные акции.





Духовно-нравственное воспитание ребенка – это процесс, характеризующийся постепенным расширением и усложнением ценностно-смысловых ориентаций, поэтому необходимо, учитывая психофизиологические особенности и закономерности развития ученика начальной школы, осуществлять постановку частных педагогических целей конкретных для каждого класса.



1 класс . Цель: подготовка воспитанников к принятию базовых духовно-нравственных ценностей на основе усвоения элементарных духовно-нравственных представлений.

Задачи по блокам:

1 блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»

  • сформировать элементарные представления об устройстве Российского государства, символах власти и праздниках;

  • сформировать элементарные представления о национальных героях России;

  • сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе и в общественных местах, к невыполнению своих обязанностей

  • сформировать первоначальные представления о добре и зле;

  • сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы;

  • сформировать первоначальные коммуникативные навыки;

  • познакомится с правилами поведения в общественных местах, нормами этикета;

  • сформировать уважительное отношение к старшим, доброжелательное – к сверстникам и младшим;



2 блок - «трудовое и эстетическое воспитание »

  • сформировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • сформировать элементарные представления об основных профессиях;

  • приучать к дисциплинированности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • приучать к порядку на рабочем и спальном месте;

  • сформировать бережное отношение к школьному имуществу и личным вещам

  • формировать эстетические идеалы и чувство прекрасного,

  • формировать интерес к занятиям художественным творчеством,

  • формировать интерес к художественной литературе и искусству,

  • формировать стремление к опрятному и аккуратному внешнему виду.

З блок - «экологическое воспитание, здоровье и здоровый образ жизни»

  • познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и здоровьесберегающим режимом дня.

  • сформировать отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и уклонению от занятий физкультурой;

  • сформировать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • организовать получение первоначального опыта природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

  • формировать навык экономии природных и энергетических ресурсов

  • формировать бережное гуманное отношение ко всему живому;





2 класс. Цель: развитие базовых духовно-нравственных ценностей

Задачи:

  1. блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»



  • сформировать представления о правах и обязанностях ребенка;

  • прививать любовь к ОУ, малой родине, России.

  • обогащать социальный опыт детей через участие в важнейших событиях жизни области, города, поселка, школы, класса;

  • сформировать представления о нравственном значении труда и творчества в жизни человека;

  • сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • познакомить с первоначальными представлениями о религиозной картине мира;

  • учить различать хорошие и плохие поступки;



  1. блок «трудовое и эстетическое воспитание»

  • сформировать элементарные представления о роли труда, знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества

  • сформировать навыки коллективной работы (в том числе и через проектную деятельность)

  • сформировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе

  • формировать представление о красоте человека, душевной и физической,

  • формировать интерес к чтению детской художественной литературы,

  • накапливать опыт эстетических переживаний.

  1. блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »

  • познакомить с представлениями о трех составляющих здоровья человека (духовное, физическое, психологическое);

  • познакомить с правилами психологической безопасности (сформировать представления о негативном влиянии на психику злоупотребления компьютерными играми, бесконтрольного просмотра рекламы, агрессивной кинопродукции);

  • сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

  • сформировать навык соблюдения санитарно-гигиенических правил и режимных моментов,

  • формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни

  • расширять опыт природоохранной деятельности

  • сформировать представления о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России



В 3 классе цель: формирование активной личной позиции воспитанников под влиянием базовых духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  1. блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»

  • формировать представления о политическом устройстве Российского государства;

  • развивать интерес к общественным явлениям;

  • сформировать уважительное отношение к защитникам Отечества;

  • накапливать опыт социализации через развитие толерантных отношений в малом социуме;

  • участвовать в социальных проектах поселка, города, края.

  • расширять представления о трех составляющих здоровья человека (духовное, физическое, психологическое);

  • расширять представления об источниках возможного негативного влияния на морально-психологическое и нравственное состояние человека;

  • вырабатывать отрицательное отношение к грубости, оскорбительным словам и действиям в жизни и в пространстве масс-медиа.



  1. блок «трудовое и эстетическое воспитание »

  • сформировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • познакомить с трудовыми достижениями достижениям России;

  • активно участвовать в трудовой деятельности в рамках школьных мероприятий;

  • формировать интерес к культурной жизни Петербурга,

  • формировать интерес к музыке,

  • формировать интерес к народному творчеству и к этнокультурным традициям народов России,

  • накапливать личный опыт эстетических переживаний.

  1. блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »

  • сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью членов своей семьи, членов малого социума

  • сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека

  • сформировать первоначальные представления о зависимостях (компьютерной, игровой, пищевой)



  • накапливать личный опыт здоровьесберегающей деятельности

  • накапливать личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;

  • развивать понимания активной роли человека в природе;







4 класс. Цель: формирование установок воспитанников на реализацию духовно-нравственных ориентаций в жизни.

Задачи:

  1. блок - «нравственное воспитание, гражданственность и патриотизм»

  • сформировать начальные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • сформировать представления об институтах гражданского общества Российского государства;

  • расширять опыт социализации, толерантности и межкультурной коммуникации;

  • прививать уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения;

  • сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • формировать способность анализировать собственные поступки;

  • сформировать представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями и этносами;

  • сформировать первоначальные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;



  1. блок «трудовое и эстетическое воспитание »

  • сформировать ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие

  • сформировать ценностное отношение к трудовым достижениям России;

  • сформировать навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • организовать опыт личного участия каждого ребенка в различных видах общественно-значимой деятельности

  • расширять представление об эстетических и культурных ценностях Отечества,

  • обобщать опыт наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,

  • способствовать самореализации детей в различных видах творческой деятельности.



  1. блок «ЗОЖ и экологическое воспитание »



  • сформировать понимание важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • расширять представления о зависимостях (никотиновой, телевизионной)

  • поддерживать интерес к занятиям спортом.

\



Программа предполагает использование как традиционных так и активных форм воспитательской работы







  1. Этапы реализации программы



Реализация программы рассчитана на 4 года

1 этап: проектный2011-2012 учебный год

Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного воспитания

Задачи:

1.Изучить нормативную базу и специальную литературу по вопросу ДНВ;

2.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы

3. Разработать, обсудить и утвердить программу ДНВ

2 этап: практический 2012-2014 учебные годы

Цель: реализация программы ДНВ

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия

  2. Обогащать содержание ДНВ

  3. Разработать методические рекомендации по ДНВ

  4. Расширять и укреплять связи центра с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями

  5. Вовлекать в систему ДНВ всех субъектов образовательной деятельности

  6. Проводить мониторинг реализации программы

3 этап: аналитический – 2014-2015 учебный год

Цель: анализ итогов реализации программы

Задачи:

  1. Обобщить результат работы школы

  2. Повести коррекцию затруднений в реализации программы

  3. Спланировать работу на следующий период.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минхаирова Татьяна Александровна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234144


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства