kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения и ФГОС ОВЗ НОО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект согласно фгос. Взаимодействие детей и учителей.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения и ФГОС ОВЗ НОО».»





Доклад

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения и ФГОС ОВЗ НОО».













Учитель 3 «Б» класса

Берёзина Е.Н.

















2019 год

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разно направленной мотивацией.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

На практике необходимо применяя игровые технологии, научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Рассмотрим общую характеристику познавательной сферы. Термин «познавательная сфера» вышел из философского и психологического представления о познании. Данный процесс связан с получением, переработкой, хранением и использованием информации.

Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками и выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.

 В познавательной сфере исследователями выделяются:

- ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и т.д.);

- восприятие (зрительное, слуховое, осязательное);

- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

- внимание (произвольное, непроизвольное);

- память (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная);

- воображение (активно, пассивное, продуктивное, репродуктивное);

- речь (внешняя, внутренняя, письменная, устная).

В младшем школьном возрасте продолжают развиваться основные познавательные свойства и процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Этому способствуют основные виды деятельности ребенка этого возраста: игровая, учебная.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Конечно, следует отметить, что у младших школьников и младших школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы младших школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, которые затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. В педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал выделение различных приемов по активизации познавательной деятельности:

Задачи и задания проблемного характера.

Решение задач и заданий проблемного характера мобилизует и развивает умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение).

Проблемные вопросы.

Проблемные вопросы направлены на актуализацию знаний. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся, направить на определение сходства и различия, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений.

Сталкивание мнений

Учитель высказывает личное мнение по данному вопросу, обосновывает правильность или неточность того или иного подхода, оставляет этот вопрос для самостоятельного обсуждения учащимися. Вывод могут сделать сами младшие школьники с ОВЗ с опорой на наводящие вопросы: «Откуда получилось...?», «Почему...?», «Каким именно образом...» и т. д.

Лженеумение, лжезатруднение.

При решении учебной проблемы, задачи, учитель создает ситуацию, в которой он как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения. Умелое использование пауз, которые не должны превышать 7—10 с., дают возможность учащимся анализировать полученные сведения.

Также познавательная сфера и учебная мотивация младших школьников с ОВЗ активно развиваются в творческой деятельности:

- «вопросы к автору», когда младшим школьникам с ОВЗ предлагается домашнее задание в виде интервью с автором произведения, открытия и т.д.

- «урок самоуправления», когда ученикам предлагается представить себя учителем и подготовить самостоятельно изложение нового материала в классе другим ученикам.

- «коллективная дискуссия», когда класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою точку зрения по изучаемой проблеме.

- разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, шарад при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения.

Для активизации познавательной сферы младших школьников с ОВЗ важно проводить уроки в необычной форме: урок- сказка, урок- путешествие, урок- экскурсия, презентация. При подготовке к урокам данных форм важно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Такая работа вызывает у детей усиление интереса и мотивации обучения, развивает познавательную сферу.

Одной из наиболее удобных форм представления учебного материала относится создание мультимедийных презентаций, которые сочетают движение, звук и изображение, что помогает удерживать внимание младшего школьника. Осуществляется воздействие на слуховое и зрительное восприятие, что позволяет достичь наибольшего эффекта.

Итак, развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ учитель может осуществлять во время:

Занятий по внеурочной деятельности.

В группе продленного дня.

В режимные моменты.

Как известно, с введением ФГОС НОО в школах появились часы на внеурочную деятельность. Учителя начальных классов могут пользоваться уже готовыми программами или составить их самостоятельно. Познакомьтесь с курсом «Развивай-ка», который был апробирован на учащихся класса компенсирующего обучения.

Курс «Развивай-ка»

При реализации курса внеурочной деятельности «Развивай-ка» решались следующие задачи:

1. Формирование устойчивой учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ.

2. Выработка концентрированного и устойчивого внимания, увеличение объёма внимания, усиление способности к распределению и переключению внимания.

3. Компенсация и развитие объёма, точности, мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.

4. Развитие волевой сферы, саморегуляции.

5. Развитие видов, форм и операций мышления.

6. Развитие воображения с целью привлечения его свойств к решению задач учебной деятельности.

7. Формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

Разработанный курс развивающих занятий, включает в себя 2 блока:

1. Развитие мотивационной сферы, обеспечивающее формирование и усиление действенности внешних и внутренних побудителей учебной деятельности.

2. Развитие познавательной сферы, нацеленное на совершенствование слаборазвитых свойств познавательных процессов или компенсацию их действия.

Перспективное планирование курса «Развивай-ка», примерные игры и упражнения представлены в папке.

Приложение.

 Игры на развитие и компенсацию познавательных процессов

Восприятие:

«Чудесный мешочек».

Оборудование: тканевый непрозрачный мешочек, объемные игрушки или предметы от 1 до 5 см.

Ход игры. Педагог игрушки (предметы) складывает в мешочек и предлагает ребенку узнать их на «ощупь». Ребенок опускает руку в мешок, берет одну игрушку (предмет) и, не вынимая ее, дает ей название. Достает игрушку (предмет), проверяет правильность своего ответа.

2.«Двойная картинка».

Оборудование: лист бумаги с двойным изображением предмета. Например «утка-заяц».


Ход игры. Педагог предлагает ребенку назвать изображение. Если ребенок называет один предмет, то педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку, сказав, что на ней «спрятались два предмета».

«Узнай предмет по силуэту»

Оборудование: лист бумаги с изображением силуэтов предметов.


Ход игры. Педагог предлагает по силуэту определить название предмета. В случае затруднений педагог предлагает дорисовать мелкие детали (глаза, крылья и т.п.) и вновь постараться назвать предмет.

Внимание:

«Слушай и выполняй».

Оборудование: перечень движений для выполнения.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку выполнять только те движения, которые он ему будет говорить. При этом педагог будет показывать другие движения, которые выполнять не надо. Если ребенок ошибается, то игра начинается сначала. На первых порах игра проводится в медленном темпе, постепенно темп увеличивается.

«Кто внимательнее?».

Оборудование: лист с геометрическими фигурами, цветные карандаши.
















Ход игры. Педагог предлагает ребенку раскрасить фигуры в соответствии с инструкцией «Треугольники – красным цветом, квадраты – синим цветом». В конце игры проводится самопроверка и проверка.

3. «Дорисуй узор».

Оборудование: лист с начатым симметричным узором, цветные карандаши.




Ход игры. Педагог предлагает ребенку закончить узор. В конце игры проводится самопроверка и проверка.

Память:

«Повтори слова».

Оборудование: карточка с 10-ю словами.

Ход игры. Педагог читает ребенку слова, которые он должен запомнить и воспроизвести. Игра проводится 3 раза. В конце занятия можно снова попросить ребенка вспомнить данные слова.

2. «Запомни и нарисуй».

Оборудование: лист с изображением цветных и силуэтных предметов.

Ход игры. Педагог в течение 10 сек. предъявляет лист и изображениями, которые ребенку нужно запомнить. Лист убирается и ребенок называет увиденные предметы.

3. «Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: один лист с изображением 7 предметов, второй лист с изображением меньшего количества этих же предметов.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть (в течение 10 сек) первый лист и запомнить все изображенные на нем предметы. Лист убирается и предъявляется второй лист. Ребенку предлагается назвать отсутствующие предметы.

Мышление:

«Что внутри?»

Оборудование: непрозрачная коробка, предметы.

Ход игры. Педагог описывает предмет, который находится в коробке. Ребенку нужно по описанию узнать спрятанный предмет, после чего педагог предъявляет его, оценивается правильность ответа.

2. «Продолжи ряд»

Оборудование: карточка с рядами чисел или фигур, ручка.

Ход игры. Педагог предъявляет карточку, предлагает ребенку установить закономерность построения ряда и продолжить его.

3. «Кто лишний?»

Оборудование: карточка с рядами слов (одно слово в ряду является лишним).

Ход игры. Педагог читает ребенку ряд слов, предлагает назвать лишнее и объяснить свой выбор.

В целях формирования устойчивой мотивации в 1 классе применяется метод сказкотерапии (используются сказки из пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа»). Данные сказки способствуют снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учат первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивают самостоятельность и аккуратность. Также с помощью лесных героев у ребят развивается стремление к успеху, преодолению трудностей, происходит обогащение положительного эмоционального опыта и, как следствие, осуществляется усиление учебной мотивации. Но в тоже время в них встречаются слова и словосочетания сложные для восприятия и усвоения младшими школьниками с ОВЗ (например: чувство удовлетворения, свой личный опыт, мимика, отражают свое отношение, утвердительно качают головой, результат усвоенных знаний и умений), поэтому отдельные фрагменты данных сказок нами были адаптированы.

Все сказки объединены в четыре основные темы:

- cказки для школьной адаптации («Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила»);

- сказки об отношении учеников к вещам («Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко (воровство)», «Подарки в день рождения»);

- сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям («Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка», «Сказки о здоровье и о том, как стать большим», «Режим», «Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг»);

- сказки о школьных конфликтах («Ябеда», «Шапка-невидимка. (демонстративное поведение)», «Задача для Лисенка (ложь)», «Спорщик», «Обида», «Хвосты (межгрупповые конфликты)», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)», «Гордость школы»).

В целях развития и усиления мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ 2 – 4 классов применяется проблемный метод, специально подобранные игры и упражнения занимательного и развивающего характера, что обеспечивает внедрение стратегии «Усиление занимательности учебного материала».

На каждом занятии реализовываются стратегии по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ.

Осуществляется стратегия «Обучение в ситуации успеха» за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Упражнения, предлагаемые младшим школьникам с ОВЗ, были выстроены в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Стратегия «устранение монотонности учебной деятельности» осуществлялась посредством смены видов деятельности на занятиях и игровой направленности заданий и упражнений, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой. Также использовались игры-соревнования как эффективное средство, обеспечивающее повышение мотивации учебной деятельности.

В целях обеспечения внедрения стратегии «Ориентация на эмоциональное благополучие». Эмоции являются одним из механизмов регуляции внешний и внутренней деятельности. Каждое высказывание обсуждалось, поддерживалось, одобрялось или тактично и безлично отклонялось. Не должно быть обсуждения прошлых неудач, внимание младших школьников с ОВЗ концентрируется на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводится сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности.

 При работе нужно использовать оборудования предметно-развивающей среды - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

 Рассмотрим направления:

Использование компьютерных

технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

Проектная деятельность












Легооборудование

«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующаятрехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Применение «Лего» способствует:

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, так как присутствует: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Песочный стол Dusyma

Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:

Пропедевтический период обучения грамоте:

На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:

тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);

зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);

игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);

игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)

графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);

бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);

Добукварный период обучения грамоте:

рисование стрелок и линий разной направленности;

рисование чередующихся линий;

рисование пересекающихся линий;

рисование орнамента-заборчика из элементов букв.


Букварный период обучения грамоте:

выкладывание букв;

письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);

узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);

написание буквы с помощью зеркала;

письмо слогов, слов, коротких предложений.

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка.

Также учителю важно в процессе формирования устойчивой мотивации учебной деятельности и познавательной сферы младших школьников с ОВЗ проводить работу с родителями.

Работа педагога с родителями

Данное направление работы осуществляется в формах:

- выступлений на родительских собраниях с целью разъяснения родителям младших школьников с ОВЗ важности развития и поддержания познавательной мотивации не только внешними, а, по преимуществу, внутренними стимулами;

- индивидуальных консультаций родителей по проблемам формирования мотивации учебной деятельности и познавательной сферы их детей; определение путей решения данных проблем;

- подбор для родителей специальной литературы по особенностям развития, обучения и воспитания детей, обучающихся с ОВЗ;

- организации и ведении Интернет-форума, адресной тематической рассылки информации по электронной почте. Проводимая работа по данным направлениям помогает оценить родителям их значимость в становлении ребенка-ученика как субъекта учебной деятельности.

Перво Лого. Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией. Обучение азам языка программирования происходит неформально, в ходе создания маленьких творческих работ. Занятия развивают познавательные способности учащихся, логическое и творческое мышление. В ходе уроков с использованием среды Лого речь учащихся обогащается специальным словарём, необходимым для общения в классе информатики. Важный аспект работы с творческой средой Перво Лого – её предметно-практическая направленность, что отвечает требованиям организации учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха и будет полезной для детей со сложной структурой дефекта. Обучение происходит в деятельности, только не реальной, а виртуальной. Базовый словарь занятий с компьютером очень похож на словарь уроков ППО (предметно-практического обучения): открой-закрой, возьми-положи, нарисуй столько же, раскрась больше, слева, справа и т.д.

На уроках математики при помощи компьютера и среды Лого можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Перво Лого.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старостина Елена Геннадьевна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 522993

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства