— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Вводный урок по курсу литературного чтения – 1 час |
1 | Знакомство с учебником. | 01.09-04.09 | |
Самое великое чудо на свете – 4 часа |
2 | Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете» | 01.09-04.09 | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. | 01.09-04.09 | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров | 01.09-04.09 | |
5 | Урок-путешествия в прошлое. Оценка достижений. | 05.09-09.09 | |
Устное народное творчество-14 часов |
6 | Знакомство с названием раздела. | 05.09-09.09 | |
7 | Русские народные песни. | 05.09-09.09 | |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 05.09-09.09 | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 12.09-16.09 | |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 12.09-16.09 | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев | 12.09-16.09 | |
12 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | 12.09-16.09 | |
13 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | 19.09-23.09 | |
14 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» Деление текста на части. | 19.09-23.09 | |
15 | Русская народная сказка «Сивка – бурка» | 19.09-23.09 | |
16 | Русская народная сказка «Сивка – бурка». Составление плана сказки. | 19.09-23.09 | |
17 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». | 26.09-30.09 | |
18 | Художники –иллюстраторы: В.Васнецов и И.Билибин. | 26.09-30.09 | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» Входная проверка техники чтения | 26.09-30.09 | |
Поэтическая тетрадь 1 – 11часов |
20 | Знакомство с названием раздела | 26.09-30.09 | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского» | 03.10-07.10 | |
22 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | 03.10-07.10 | |
23 | Ф.И. Тютчев«Листья».Сочинение-миниатюра « О чём рассказывают осенние листья» | 03.10-07.10 | |
24 | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 03.10-07.10 | |
25 | И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 17.10-21.10 | |
26 | И С. Никитин. «Встреча зимы» | 17.10-21.10 | |
27 | И.З. Суриков. «Детство» | 17.10-21.10 | |
28 | И.З. Суриков«Зима» Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 17.10-21.10 | |
29 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 24.10-28.10 | |
30 | Оценка достижений. | 24.10-28.10 | |
Великие русские писатели – 24 часа |
31 | Знакомство с названием раздела. | 24.10-28.10 | |
32 | Детские годы А.С. Пушкина. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…» | 24.10-28.10 | |
33 | А.Пушкин. Лирические стихотворения | 31.10-03.11 | |
34 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро», | 31.10-03.11 | |
35 | А.С. Пушкин«Зимний вечер | 31.10-03.11 | |
36 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне лебеди» | 31.10-03.11 | |
37 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне лебеди» | 07.11-11.11 | |
38 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. | 07.11-11.11 | |
39 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Деление сказки на части | 07.11-11.11 | |
40 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотношение рисунков с художественным текстом. | 07.11-11.11 | |
41 | И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи из учебника, книг о Крылове. | 14.11-18.11 | |
42 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки» | 14.11-18.11 | |
43 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна» | 14.11-18.11 | |
44 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица» | 14.11-18.11 | |
45 | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 28.11-02.12 | |
46 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 28.11-02.12 | |
47 | М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень» | 28.11-02.12 | |
48 | Л. Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого | 28.11-02.12 | |
49 | Л. Н. Толстой. «Акула» | 05.12-09.12 | |
50 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | 05.12-09.12 | |
51 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | 05.12-09.12 | |
52 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 05.12-09.12 | |
53 | Сравнение рассказов Л. Толстого. | 12.12-16.12 | |
54 | Обобщение. Великие русские писатели. Проверим себя | 12.12-16.12 | |
Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов |
55 | Знакомство с названием раздела. | 12.12-16.12 | |
56 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 12.12-16.12 | |
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 19.12-23.12 | |
58 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово» | 19.12-23.12 | |
59 | И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 19.12-23.12 | |
60 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Проверь себя. Проверка техники чтения | 19.12-23.12 | |
Литературные сказки – 8 часов |
61 | Знакомство с названием раздела | 26.12-29.12 | |
62 | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкины сказки» | 26.12-29.12 | |
63 | Д. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца,длинные уши,Косые злаза,Короткий Хвост» | 26.12-29.12 | |
64 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 26.12-29.12 | |
65 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» Деление произведения на части | 09.01-13. 01 | |
66 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | 09.01-13.01 | |
67 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Характеристика героев | 09.01-13.01 | |
68 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверим себя | 09.01-13.01 | |
Были – небылицы – 10 часов |
69 | Знакомство с названием раздела. | 16.01-20.01 | |
70 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 16.01-20.01 | |
71 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» Анализ произведения | 16.01-20.01 | |
72 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | 16.01-20.01 | |
73 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | 23.01-27.01 | |
74 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» Характеристика героев | 23.01-27.01 | |
75 | А. Куприн. «Слон» | 23.01-27.01 | |
76 | А. Куприн. «Слон» Составление плана | 23.01-27.01 | |
77 | А. Куприн. «Слон» | 30.01-03.02 | |
78 | Обобщающий урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Проверим себя | 30.01-03.02 | |
Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов |
79 | Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..» | 30.01-03.02 | |
80 | Саша Чёрный. «Воробей», «Слон» | 30.01-03.02 | |
81 | А. Блок. «Ветхая избушка | 06.02-10.02 | |
82 | А. Блок«Сны», «Ворона» | 06.02-10.02 | |
83 | С. Есенин. «Черёмуха» | 06.02-10.02 | |
84 | Урок-викторина по разделу Поэтическая тетрадь-1.Оценка достижений. | 06.02-10.02 | |
Люби живое – 16 часов |
85 | Знакомство с названием раздела. | 13.02-17.02 | |
86 | М. Пришвин. «Моя Родина» | 13.02-17.02 | |
87 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 13.02-17.02 | |
88 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 13.02-17.02 | |
89 | В. И. Белов. «Малька провинилась» | 27.02-03.03 | |
90 | В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку» | 27.02-03.03 | |
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик» | 27.02-03.03 | |
92 | В. Бианки. «Мышонок Пик» Характеристика героев | 27.02-03.03 | |
93 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | 06.03-10.03 | |
94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» Анализ произведения | 06.03-10.03 | |
95 | Б. С. Житков. «Про обезьянку» Составление плана | 06.03-10.02 | |
96 | В. П. Астафьев. «Капалуха» | 06.03-10.02 | |
97 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» | 13.03-17.03 | |
98 | Урок-конференция «Земля-наш дом родной» | 13.03-17.03 | |
99 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | 13.03-17.03 | |
100 | Проверим себя. Проверка техники чтения | 13.03-17.03 | |
Поэтическая тетрадь 2 – 8 часов |
101 | Знакомство с названием раздела. | 20.03-24-03 | |
102 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 20.03-24-03 | |
103 | А. Барто. «Разлука» | 20.03-24-03 | |
104 | А. Барто. «В театре» | 20.03-24-03 | |
105 | С. В. Михалков. «Если» | 27.03-31.03 | |
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии» | 27.03-31. 03 | |
107 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 27.03-31.03 | |
108 | Оценка достижений. | 27.03-31.03 | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов |
109 | Знакомство с названием раздела. | 03.04-07.04 | |
110 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 03.04-07.04 | |
111 | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | 03.04-07.04 | |
112 | А. П. Платонов. «Ещё мама» | 03.04-07.04 | |
113 | М. Зощенко «Золотые слова» | 17.04-21.04 | |
114 | М. Зощенко «Золотые слова» Анализ произведения | 17.04-21.04 | |
115 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 17.04-21. 04 | |
116 | М. Зощенко «Великие путешественники» Характеристика героев | 17.04-21. 04 | |
117 | Н. Носов. «Федина задача» | 24.04-28.04 | |
118 | Н. Носов. «Телефон» | 24.04-28.04 | |
119 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 24.04-28.04 | |
120 | Оценка достижений. | 24.04-28.04 | |
По страницам детских журналов – 8 часов |
121 | Знакомство с названием раздела. | 02.05-10.05 | |
122 | Л. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» | 02.05-10.05 | |
123 | Ю. Ермолаев. «Проговорился» | 02.05-10.05 | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 02.05-10.05 | |
125 | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 10.05-12.05 | |
126 | Р. Сеф. «Весёлые стихи» | 10.05-12.05 | |
127 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | 10.05-12.05 | |
128 | Проверим себя | 10.05-12.05 | |
Зарубежная литература – 8 часов |
129 | Знакомство с названием раздела. | 15.05-19.05 | |
130 | Мифы Древней Греции | 15.05-19.05 | |
131 | Мифы Древней Греции | 15.05-19.05 | |
132 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 15.05-19.05 | |
133 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 22.05-26.05 | |
134 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература» | 22.05-26.05 | |
135 | Повторение.Проверка техники чтения | 22.05-26.05 | |
136 | Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса) | 22.05-26.05 | |
ИТОГО 136 ч. |