Просмотр содержимого документа
«Планирование внеурочной деятельности кружок "В мире этикета"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2020 г.№1
Введено приказом
от 1.09.2020 г. № 92
Директор МБОУ «СОШ№ 20»
___________ Галанина С.Л.
Рабочая программа
внеурочной деятельности общекультурной направленности
«В мире этикета»
(9 лет, 1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Якупова Ф.Р.
(учитель начальных классов первой квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора________ Рыжикова Л.Н. от 29.08.2020 г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29.08.2020 г. №1
Руководитель МО ________ Ризатдинова Л.Д.. от 29.08.2020 г.
Подпись Ф.И.О.
Альметьевск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «В мире этикета» составлена в соответствии с:
- Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании»;
-Типовым положением об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196);
- Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Законом РТ от 19.10.1993 №1982 – XII (ред. от 09.07.2012) «Об образовании»;
- ООП НОО НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2011 – 2015 г. (с изменениями).
Назначение программы.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время. Актуальность программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культурыи базовых национальных ценностей.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа кружка «В мире этикета» рассчитана на детей 7 – 11 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Цель внеурочной деятельности в начальной школе:создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:
Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. - Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Задачи:
-Закрепление основных этических понятий и норм речевого поведения.
-Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
- Профилактика вредных привычек.
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
-Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Структура модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения
Личностные и метапредметные результаты.
Раздел I. Я среди людей (7час.) Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь». Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-Учится организовывать свое рабочее место.
- Учится слушать и понимать речь других.
-Учится работать в паре.
Раздел II. Речевой этикет (7 час.) Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
Раздел III. Культура поведения (14 час.) Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома. УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Раздел IV. В мире сказок (3 час.) Добро и зло, правда и ложь.
УУД:
- Учится умению оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
-Учится работать в паре.
Личностные УУД:
-Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Уметь чувствовать уважение к своей семье, к своим родственникам.
-Уметь оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учится организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД:
- Умение анализировать предлагаемую информацию.
-Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
-Учится подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
Календарно-тематическое планирование курса во 2 классе
№
пп.
Наименование темы раздела занятия
Кол-во часов
Элементы содержание
Дата по плану
Дата факт.
1.
Я среди людей
7
1.1.
Кто я и как выгляжу?
1
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
02.09
1.2.
Что в нашем имени?
1
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
9.09
1.3.
Плохо одному
1
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
16.09
1.4.
Товарищи и друзья
1
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
23.09
1.5.
Как завоевывать друзей
1
Правила общения с товарищами и друзьями.
30.09
1.6.
Бескорыстие в дружбе
1
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
7.10
1.7.
Верность слову
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
14.10
2.
Речевой этикет
7
2.1.
Что такое этика и этикет
1
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
21.10
2.2.
Роль мимики, жестов и позы в общении
1
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
28.11
2.3.
О вежливых словах и их применении.
1
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
11.11
2.4
Правила знакомства, представления и обращения
1
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
18.11
2.5.
Правила приветствия и прощания
1
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
25.11
2.6.
Правила извинения и просьбы
1
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
02.12
2.7.
Правила благодарности и отказа
1.
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
9.12
3.
Культура
поведения
14
3.1.
Отношение к старшим
1
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
16.12
3.2.
Отношение к учителю
1
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
23.12
3.3.
Отношение к малышам
1
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
13.01
3.4.
Как вести себя в школе, на переменах
1
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
20.01
3.5.
Правила поведения в столовой, за столом
1
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
27.01
3.6.
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
1
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
03.02
3.7.
Искусство делать подарки
1
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
10.02
3.8.
Как правильно разговаривать по телефону
1
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
17.02
3.9.
Правила поведения в общественном транспорте
1
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
24.02
3.10.
Как вести себя в общественных местах
1
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
2.03
3.11
Правила поведения в театре и кино
1
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
9.03
3.12
Поведение в библиотеке и музее
1
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
16.03
3.13
Как вести себя в кафе
1
Знакомство с правилами поведения в кафе
6.04
3.14
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
1
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
13.04
4.
В мире сказок
3
4.1.
Добро и зло в сказках
1
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
20.04
4.2.
Сказки – волшебство, чудо и правда
1
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
27.04
4.3.
Сказка – ложь, да в ней намек
1
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
4.05
5
Итоговые занятия
2
Что мы узнали и чему научились за год
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят