-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Дети. Зимние изменения в природе.
Учитель. Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?
Ученики. По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.
По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта), когда день и ночь одинаковы.
Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х месяцев, а в северных - ещё дольше, до 6-ти месяцев.
Учитель. Какие же зимние явления происходят в неживой природе?
Ученики. Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.
Почва замёрзла.
Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы
Учитель. Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране? *слайд «Ледостав»
Учитель. Какое зимнее явление на следующем слайде?
*слайд «Снеговой покров»
Ученики. Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый, покрытый коркой льда (настом).
Учитель. Что происходит с первым снегом?
Ученики. Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.
Учитель. А что такое снегопад?
Ученики. Явление падения множества снежинок на землю.
*слайды «Снежинки»
Учитель. Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?
Ученики. В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой. Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы.
*слайды «Снежинки»
Учитель. Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?
Ученики. Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.
Учитель. А когда снегопад в виде снежной крупы?
Ученики. Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие
лучики снежинок и образуется снежная крупа.
Учитель. Когда появляется изморозь? *слайд «Изморозь»
Ученики. В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.
Учитель. А где можно наблюдать морозные узоры?
*слайды «Морозные узоры»
Ученики. Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.
Учитель. Что напоминают морозные узоры?
Ученики. Они напоминают сказочный лес, растения.
Учитель. Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?
Ученики. Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.
3.Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?
Ответы учеников.
Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока
* слайд
Показываю гербарий и загадываю загадки.
1.Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова (берёза)
2. Какое дерево мёдом богато? (липа)
3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке (сосна)
4.У родственницы ёлки Б Е РЁ З А
Неколючие иголки. Л И П А
Но в отличие от ёлки С О С Н А
Опадают те иголки (лиственница) Л И С Т В Е Н Н ИЦ А
Л Е Щ И Н А
5. Очень густо он растёт, О С И Н А
Незаметно он цветёт, М А Л И Н А
А когда проходит лето, З Е М Л Я Н И К А
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке-
Берегите, детки, зубки! (лещина)
6. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
7.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
8. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица (земляника)
Учитель. Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.
*слайд «Растения зимой»
Звучит музыка П.Чайковского «Январь».
*слайд с изображением зимнего леса
Учитель. Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.
4. Физминутка. *музыка, слайд
Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.
Кроссворд поможет вспомнить.
Ученики. деревья кустарники травянистые
берёза лещина земляника
липа малина
лиственница
сосна
осина
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника.
Вопросы. - Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед наступлением зимы?
- Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Учитель. На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы.
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Учитель. Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?
Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?
Ученики. Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.
Учитель. Как зимуют травянистые растения?
Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.
Учитель. Что происходит с кустарниками?
Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.
* слайд « Кустарники под снегом»
Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
Учитель. Так какое же значение снегового покрова для растений?
Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
Учитель. Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Ученики находят ответ: На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.
Учитель. Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Ученики дают ответы.
Учитель. Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.
*слайд «Берёза». Гербарий.
Учитель. Что это за дерево?
Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.
Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
*слайд «Каштан». Гербарий.
Ветки толстые, с крупными блестящими почками.
*слайд «Дуб» . Гербарий.
Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
*слайд «Ива». Гербарий.
У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
*слайд «Рябина». Гербарий.
Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
*слайд «Липа». Гербарий.
Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
*слайд «Тополь». Гербарий.
У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.
*слайд «Клён». Гербарий.
Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.
Учитель. Чем покрыт ствол любого дерева?
Ученики. Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.
Учитель. Какая функция коры?
Ученики. Кора имеет защитную функцию.
Учитель. Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо нагреваются.
*слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»
Учитель. Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?
Ученики отвечают.
Учитель. Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги, от плодородия почвы?
Ученики. Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.
Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.
Учитель. Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?
Ответы учеников.
Учитель. А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?
Ответы учеников.
*слайд – в зимнюю пору
Учитель. Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья?
Ученики. Утром и вечером, а ночью отдыхают.
Учитель. И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель. Точнее вы узнаете из учебника.
Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?
Ученики. По годичным кольцам.
6.Первичное закрепление.
Работа в группах (по 4 человека)
Учитель. Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.
Учитель. О чём могут рассказать годовые кольца?
Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже северной стороны, а с южной - шире.
* рисунок на доске
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с карточками-тестами.
Учитель. А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.
Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.
8. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
-Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).
-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?
Информация о домашнем задании. *слайд с записью дом. задания
Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»