Инновация программы палаточного лагеря «Байкальская легенда» представляет собой экспериментальный проект мониторинга окрестностей села Горячинск по побережью озера Байкал. Лагерь будет расположен на бухте Безымянная. В течение лагерной смены дети и подростки проведут:
1. Экологическую пропаганду с заезжающими на побережье группами туристов, объяснят правила поведения в рекреационной зоне, раздадут мешки для мусора, окажут консультативную помощь в разбивке бивака.
2. Заведут дневник наблюдений: количество заезжающего автотранспорта, регистрация номеров, определение мест стоянок, количество человек и дней пребывания
Перспективы развития программы: продолжение работы программы в этом же направлении: популяризация полученного опыта, создание школьного движения волонтеров «Хранители Байкала»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Экологическое образование школьников - не просто одна из важнейших задач современного общества. Это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Экологический проект «Байкальская легенда» включает в себя следующие направления:
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Информационная карта проекта
Полное название проекта Летний палаточный лагерь «Байкальская легенда».
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
воспитательные:
вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
формирование у детей здорового образа жизни.
организационно – практические:
развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы
Тип лагеря: палаточный летний палаточный лагерь МАОУ «ООШ №38 города Улан-Удэ.
Количество участников программы: отряд экологов - 25 человек в возрасте от 12 до 14 лет
Сроки реализации программы: программа реализуется в течение одной лагерной смены (10 дней), открытие лагеря по согласованию с районной комиссией.
Кадровое обеспечение
Руководитель программы и начальник лагеря: Сонголова Оюна Бальжинимаевна, учитель начальных классов
Педагог-организатор: Ринчинова Надежда Гомбоевна, учитель физики
Воспитатель: Галсандоржиева Олеся Алдын-Дииевна, учитель английского языка
Маланова Светлана Борисовна, учитель биологии и химии
Спортивный инструктор: Балданов Эрдэм Очирович, учитель физической культуры
Повар/воспитатель: Ханхараева Марина Семеновна, учитель истории
Посудница: Соколова Наталия Митрофановна, учитель начальных классов
Место расположения лагеря: бухта Безымянная, Прибайкальский район.
Режим дня
№
Режим дня
Время
1
Подъем.
7.00
2
Зарядка.
7.05 - 7.25
3
Утренний туалет, уборка в палатках и на территории.
7.25 - 7.45
4
Утренняя линейка.
7.45 - 8.00
5
Завтрак.
8.00 - 8.30
6
Беседы, учебно-тренировочные занятия по плану, соревнования, игры дидактические и подвижные.
8.30 - 10.00
7
Закаливание: прием воздушных ванн, купание обучение плаванию, игры и развлечения на воде.
10.00 - 11.30
8
Личное время.
11.30 - 13.00
9
Обед.
13.00 - 13.30
10
Тихий час.
13.30 - 15.00
11
Полдник.
15.00 - 15.30
12
Учебно-тренировочные занятия по плану, соревнования.
15.30 - 17.00
13
Закаливание: прием воздушных ванн, купание обучение плаванию, игры и развлечения на воде.
17.00 - 19.00
14
Ужин.
19.00 - 19.30
15
Культурно-массовые мероприятия .
19.30 - 21.30
16
Вечерняя линейка, подготовка ко сну.
21.30 - 22.00
17
Отбой.
22.00
Содержание проекта
Эколого-краеведческое направление
Учащиеся получают необходимые навыки исследовательской работы (сбор, коллекционирование, наблюдение, эксперимент и.т.д.) и знания об общих закономерностях и связях живой природы. В ходе работ участники закрепляют теоретические положения, изученные по курсам общеобразовательной школы.
Исследовательский блок организационно состоит из 2 этапов: стационарного и экспедиционного. Стационарный этап предполагает работу в окрестностях лагеря с радиальными выходами (дневными маршрутами). Экспедиционный этап предполагает выход в маршрут вблизи озера. В состав участников экспедиции войдут проводник, преподаватель, наиболее подготовленные физически ученики. Остальные ребята останутся на стационарном лагере под руководством своих наставников.
Воспитательное направление
Направления деятельности
Мероприятия
Самоуправление
Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев «Осы», «Пчёлки» и «Муравьи». Выпуск газеты «Родничок», молний.
Общественно-полезная
- Благоустройство территории
- Трудовой десант «Чистая среда»
- Акция «Памятник природы»
Художественно-эстетическая
- Конкурс стихов о природе»
- Конкурс рисунков «Природа родного края» - Праздник «Жизнь Голубой капельки»
- Фотоконкурс «Зелёная планета» - Конкурс кроссвордов
День «Улыбки»
1.Беседа: «Этикет – основа общения».
2.Литературная викторина «Счастливый случай».
3. Конкурс рисунков «Улыбка и мы»
Подведение итогов.
День «Дружбы»
1. Тематическое психологическое занятие: «Возьмемся за руки, друзья!»
2. Литературная викторина на тему дружбы «Один за всех, и все за одного!»
3. Костер дружбы.
4. Концерт-конкурс, посвященный закрытию лагеря.
Диагностика
Ежедневное подведение итогов на экране настроения
Познавательная
- Третий день – «День экологии»
- Игра «Ноев ковчег»
- Игра «В гости к лягушке»
- Викторина «Что? Где? Когда?»
Спортивно-оздоровительное направление
Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
День второй – конкурс СМиГ – 2015г.
Этапы конкурса:
Спортивный: прыжки в длину, эстафета, волейбол и футбол.
Творческий: 1.презентация команды: визитная карточка и мини-сценка на тему «Юные инспектора дорожного движения». 2. Брейн-ринг «ПДД». 3.Выпуск и защита стенгазеты «Безопасный транспорт будущего».
Интеллектуальный: викторина по темам: «Экология родного края», «Великая Отечественная война», «Бурятия в цифрах (посвященная 350-летию вхождения Бурятии в состав Российской Федерации)».
Дискотека.
Спартакиада «Байкал - 2015»
Эстафета
Волейбол
Футбол
Беседы медсестры:
«Первая помощь при укусе насекомым»;
«Чем опасны клещи»;
«Где ты найдёшь витамины»;
«Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
«Помоги своему зубу».
Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
Конкурс «Мы - Робинзоны»
Механизм реализации проекта
Содержательная часть программы реализуется в течение 10 дней. Основное время отводится проектно-исследовательской работе, сочетающей, как учебно-трудовую, так и образовательную деятельность.
Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, уборка территории и т.д.) и исследований.
На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.
Смета расходов на организацию и проведение
палаточного лагеря «Байкальская легенда»
№
Источники финансирования
Кол-во
Цена (руб.)
Сумма/руб.
1
За счет спонсорских средств
10000,0
Общие расходы на реализацию программы
1
Расходные материалы (аптечка, канц. товары и т.д.)
1500,0
2
Приобретение видеокамеры
1 шт.
13000,0
3
Палатки 4-х местные
3 шт.
3000
9000,0
4
Спальные мешки
8шт.
1500
11000,0
5
Инвентари для хозяйственных нужд (веревки, топор, туристическая посуда и т.д.)
5000,0
7
Призовой фонд
4000,0
ИТОГО
41500
Запрашиваемая сумма
43500,0
Инновационное содержание работы экологического проекта
Инновацией эколого-оздоровительной деятельности лагеря представляет собой экспериментальный проект мониторинга окрестностей села Горячинск по побережью озера Байкал. Лагерь будет расположен на бухте Безымянная. В течение лагерной смены дети и подростки проведут:
1. Экологическую пропаганду с заезжающими на побережье группами туристов, объяснят правила поведения в рекреационной зоне, раздадут мешки для мусора, окажут консультативную помощь в разбивке бивака.
2. Заведут дневник наблюдений:
- Количество заезжающего автотранспорта
- Регистрация номеров
- Определение мест стоянок
- Количество человек и дней пребывания
- Состояние местности после отъезда групп
Экологический мониторинг позволит сделать выводы и обобщения о пропускной возможности данной местности в плане приема и размещения туристских групп, определит общее количество стоянок, их экологического состояния для последующего благоустройства.
Пропаганда и отслеживание состояния стоянок даст возможность повысить экологическую грамотность туристов и их личную ответственность за соблюдение правил природопользования в рекреационной зоне.
Результативность проекта:
1. Приобретение детьми и подростками опыта положительно направленной групповой деятельности, социализирующее влияние совместной эколого-туристической деятельности.
2. Удовлетворение личностных потребностей развития детей и подростков: получение познавательной информации по туризму, краеведению, экологии, трудовых умений и навыков организации полевого быта, самообслуживания, повышения уровня самооценки, как результат участия в общественно полезной деятельности.
3. Оздоровление детей, пребывание в условиях палаточного лагеря закалит ребят, проведение мониторинга участников проекта в течение года.
3. Получение экспериментальных данных экологического патрулирования побережья озера Байкал для дальнейшей работы проекта, повышение ответственности туристов за экологическое состояние местности.
Перспективы развития программы:
продолжение работы программы в этом же направлении: популяризация полученного опыта, создание школьного движения волонтеров «Хранители Байкала»