Просмотр содержимого документа
«Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР в учебной дельности»
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР в учебной дельности
На современном этапе общественного развития происходят изменения в системе образования Российской Федерации. Основным направлением на данный момент выступает внедрение инклюзивного образования. Оно предполагает организацию такой образовательной среды, в которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование совместно с другими обучающимися. Инклюзивное образование направлено на развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а так же способствует облегчению их социальной адаптации[9].
Совершенствование навыков речевого общения обучающихся с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, попытка решения которой позволит в определенной степени облегчить процесс социальной адаптации[10].
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма часто обнаруживается перед поступлением в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности[11].
Коммуникативная деятельность обучающихся с ЗПР носит неустойчивый характер. В первую очередь это объясняется незрелостью мотивационно-потребностной сферы. Исследования многих авторов свидетельствуют о сниженной потребности в общении. Взаимодействие таких обучающихся друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников[13].
У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием.
У данной категории детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В исследовании У. В. Ульенковой и Е. Е. Дмитриевой показано, что обучающиеся с ЗПР охотно сотрудничают со взрослыми в игре. Однако в ситуации познавательной и личностной беседы эти дети чувствуют себя дискомфортно, часто вообще прекращают общение со взрослыми. Более половины таких контактов дети устанавливают не вербальными, а жестомимическими или тактильными средствами. У них отмечается низкий уровень самоконтроля на всех этапах деятельности. Обучающиеся испытывают затруднения в вербализации правил выполнения задания, часто не достигают требуемого результата, однако при этом дают неадекватно завышенную оценку своего труда[19].
Общение с ровесниками обучающихся с задержкой психического развития также отличается от общения нормативно развивающихся детей. По собственной инициативе обучающиеся с ЗПР не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры во всех случаях является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия не обнаруживается [18].
С 1 сентября 2016 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Далее – Стандарт). Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В задачи, на решение которых направлен Стандарт, в частности входит:
формирование общей культуры, обеспечивающей;
разностороннее развитие их личности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья;
детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. В Стандарте говорится о трех видах результатов освоения программы: личностных, метапредметных и предметных.
1. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
2. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
3. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
В результате обучения по АООП НОО для ОВЗ (вариант 7.1) обучающийся должен освоить личностные результаты, в которые, в том числе, входит, владение навыками коммуникации. В метапредметных результатах освоения программы, в вариантах 7.1 и 7.2, мы можем выделить:
Таблица 1 - Коммуникативные результаты освоения АООП НОО с ЗПР
Вариант 7.1.
Вариант 7.2
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
В требованиях к результатам освоения программы коррекционной работы отражается сформированность социальных (жизненных) компетенций:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости написать SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
2. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка
в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, а которых обучающихся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
3. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющаяся: в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
4. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника,
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и т.д.;
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
Таким образом, стандарт определяет требования к образовательным организациям, реализующим АООП НОО. В задачи Стандарта входят формирование разносторонней личности и сохранение, и укрепление здоровья. Освоение программы должно проходить по трем направлениям – личное, предметное и метапредметное. В раздел метапредметных результатов входят умения и навыки, связанные с коммуникативным развитием обучающихся. Кроме того, в АООП НОО есть раздел, связанный с коррекционной работой. В нем отражаются так называемые социальные (жизненные) компетенции.