1 | Подготовка к путешествию. Как мы будем учиться. | | Вводный урок | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы | | | с. 3-6 | |
2 | Общие слова - понятия | | Урок введения новых знаний | | | С.8-11 | |
3–4 | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа. | | Урок изучения нового материала; урок закрепления | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа № 1 (10 минут) | С.12-19 | |
5-6 | Природные часы. Календарь и компас | | Урок введения новых знаний; практикум | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа с компасом | Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самост. небесные тела, Солнце – звезда, Земля – небесное тело. Планеты Движение планет вокруг Солнца. | с. 12, № 4–5. Работа над ошибками, c. 4 | |
7 | Форма Земли – огромный шар | | Урок введения новых знаний | Линии горизонта, глобус – модель Земли | Текущий контроль. Устный опрос | с. 15 | |
8 | Глобус – модель Земли | | | | | | |
9 | Земля в космосе | | Урок введения новых знаний | Земля – планета Солнечной системы; глобус | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 2 | Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками | с. 18 | |
| Притяжение Земли. | | Урок объяснения нового материала. Урок закрепления | Представление о звездах; затмение | Текущий контроль. Упр. 5, кроссворд. Тест | с. 21 № 3–5; (изготовить лампу и мяч) | |
10 | Всемирное тяготение | | Урок введения новых знаний | Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | Текущий контроль. Работа № 3 | Исаак Ньютон | с. 25 | |
11 | Смена дня и ночи | | Урок введения новых знаний | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | Текущий контроль. Задание № 6 | Закон всемирного тяготения | с. 31–32 | |
12 | Времена года | | Урок введения новых знаний | Особенности времен года | Текущий контроль. Устный опрос | Луна. Смена дня и ночи | с. 38, № 6 | |
13 | Смена времен года | | Урок закрепления | Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 4 | Времена года, смена времен года в зависимости от вращения Земли. Высота солнца над горизонтом в разные времена года | с. 39–41 | |
14 | Тепловые пояса | | Урок введения новых знаний | Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | Текущий контроль. Кроссворд, с. 44 | Изменения углов наклона солнечных лучей. Холодный пояс – вечная зима, жаркий – вечная жара, умеренные – смена времен | с. 42, 44 | |
15 | Погода и климат | | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Задания № 6–7, с. 49 | с. 45–46 | |
16 | Обобщение по разделу | | Урок обобщения | Тематический контроль. Проверочная работа № 1 (20 минут) | | |
17 | О Б Ж Памятка для путешественника | | Урок повторения (урок-игра) | Тематический контроль. Тест | с. 58 | |
18 | Что изображено на глобусе и карте | | Урок-путешествие | Правила игры «Путь человечества» | Текущий контроль. Устный рассказ «Что я увидел» | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.) | Рисунок «Вид из космоса» | |
19–20 | План и карта | | Урок введения новых знаний. Урок-практикум | Элементарные приемы чтения карты | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа «План класса» | Элементарные приемы чтения плана. Масштаб, условные обозначения. | с. 60–62; с. 63 | |
21 | Глобус и карта | | Урок повторения | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) | Текущий контроль. Работа № 5 | Глобус – уменьшенная модель Земли, параллели и меридианы. Маршрут. Круговорот воды в природе | с. 64–67 | |
22 | Что изображают на карте | | Урок введения новых знаний | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | Текущий контроль. Работа № 6 | | с. 73 | |
23 | Учимся пользоваться картой | | Урок-путешествие | | Текущий контроль. Чтение маршрутной карты | | с. 74–75 | |
24 | Части света. Материки и океаны | | Урок введения новых знаний | Материки, океаны (общее представление) | Текущий контроль. Кроссворд | Реки, составные части реки, крупные реки России и мира (Волга, Дунай, Обь, Енисей, Лена, Амур, Нил, Конго, Миссисипи, Амазонка).Озера Ладожское,Каспийское, Байкал, Балхаш, Аральское море | с. 78 | |
25 | Реки | | Урок введения новых знаний | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 6 (2-я часть | | с. 1–2 | |
26 | Озера | | Комбинированный урок | Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные) | Текущий контроль. Кроссворд (учебник) | | с. 10, 17, № 2 | |
27 | Равнины | | Урок введения новых знаний | Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте) | Текущий контроль. Взаимоконтроль | Равнины (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина). Горы (Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Анды). Полуострова (Скандинавский, Камчатка, Индостан, Индокитай, Аравийский), острова (Великобритания, Сахалин, Японские острова, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Гренландия), | с. 11–13 | |
28 | Горы | | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 7 | | с. 20–21 | |
29 | Полуострова и острова | | Комбинированный урок | Особенности островов и полуостровов; нахождение на карте | Текущий контроль. Самостоятельная работа № 8 | | с. 25–27 | |
30–31 | Моря. Обитатели морей | | Уроки введения новых знаний, закрепления изученного | Особенности моря; нахождение на карте | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа № 8 (п. 1–2) | | с. 31; с. 33 | |
32 | Обобщение по теме | | Обобщающий урок | | Тематический контроль. Уплотненный опрос | | Подготовка к контрольной работе | |
33 | Урок проверки ЗУН | | Контрольная работа | | Тематический контроль. Провер. работа № 2 | | | |
34 | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками | | Тематический контроль. Тест, взаимоконтроль | | | |
Раздел 3. многообразие земли (14 часов) | |
35 | Экологические системы | | Урок введения новых знаний | Иметь представление о законах экосистемы | Текущий контроль. Фронтальный опрос | Природные сообщества родного края. Особенности труда и быта людей двух-трех природ. зон | с. 35–38 | |
36 | Как живет экосистема | | Комбинированный урок | Иметь представление о законах экосистемы | Текущий контроль. Тест | | с. 41 | |
37 | Природная зональность | | Урок введения новых знаний | Природные зоны России, растительный и животный мир | Текущий контроль. Фронт. опрос | Природные зоны России (2–3), Красная книга | с. 42–44 | |
38 | Природные зоны холодного пояса | | Урок введения новых знаний | Особенности зон холодного пояса | Текущий контроль. Индивид. опрос | с. 45–47 | |
39 | Леса умеренного пояса | | Урок введения новых знаний | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса | Текущий контроль. Тест | с. 49–52 | |
40 | Лес – это интересно | | Урок-дискуссия | Текущий контроль. Блиц-опрос | с. 53–55 | |
41 | Засушливые зоны умеренного пояса | | Урок-путешествие | Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. | Текущий контроль. Составление памятки | с. 56–58 | |
42 | Хрупкая природа степей и пустынь | | Урок-поиск | Последствия нарушения экосистемы Особенности климата, животного мира зон жаркого пояса | Текущий контроль. Тест | с. 60–61 | |
43 | Засушливые зоны жаркого пояса | | Урок введения новых знаний | | Текущий контроль. Работа в группах | с. 63–66 | |
44 | Тропические леса | | Урок введения новых знаний | | Текущий контроль. Тест | с. 67–69 | |
45 | Горные экосистемы | | Урок-поиск | Особенности климата, животного мира | Текущий контроль. Фронтальный опрос | с. 70–72 | |
46 | Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы | | Урок усвоения новых знаний | Признаки землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др. | Текущий контроль. Сообщения | с. 22–23, 73–74 | |
47 | Другие природные катастрофы | | Комбинированный урок | | Фронтальный и индивидуальный опросы | с. 76–77 | |
48 | Обобщающий урок по теме | | Обобщающий урок | | Тематическая провер. работа | с. 79 | |
Раздел 4. части света (16 часов) | |
49 | Человечество | | Урок введения новых знаний | Человек – член общества | Текущий контроль. Беседа | Название основных достопримечательностей Москвы, герб столицы | с. 1–3 | |
50 | Города и страны | | Урок усвоения знаний | Влияние деятельности человека на природу | Текущий контроль. Упражнение из учебника | Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. Название двух-трех стран, их достопримечательности, располож. на карте | с. 5–6 | |
51– 52 | Путешествие тучки по Европе | | Урок введения новых знаний; путешествие | Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной город (село, регион), название, достопримечательности | Текущий контроль. Упражнение. Практическая работа | | с. 13 | |
53 | Знакомство со странами Европы | | Урок-отчет | Страны и население Европы; достижения и достопримечательности этих стран | Текущий контроль. Самостоятельная работа (5 минут) | | с. 15–17 | |
54 | Азия | | Урок введения новых знаний | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности; работа с разными видами карт | Текущий контроль. Показ по карте | | с. 21–22 | |
55 | Азия: поиски Северного морского пути в Индию | | Комбинированный урок | | Текущий контроль. Показ по карте | | с. 25, № 4 | |
56 | Африка | | Урок введения новых знаний | Природа и страны Африки; населяющие их народы | Текущий. Показ по карте | | с. 26–28 | |
57 | Путешествие к африканским животным | | Урок-путешествие | Животный мир Африки | Текущий контроль. Тест | | с. 29–31 | |
58 | Америка | | Урок введения новых знаний | Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растит. мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации | Текущий контроль. Тест | | с. 33 | |
59 | Северная Америка | | Комбинированный урок | | Текущий контроль. Письменная работа | | с. 33–35 | |
60 | Южная Америка | | Комбинированный урок | | Текущий контроль. Работа с картой | | с. 36 | |
61 | Кто открыл Америку? | | Урок-дискуссия | | Текущий контроль. Фронтальный опрос | Христофор Колумб (биограф) | с. 38 | |
62 | Австралия и Антарктида | | Урок введения новых знаний. | Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир | Текущий. Практическая работа (10 м) | | с. 40–42 | |
63 | Животный мир Австралии и Антарктиды | | Урок-путешествие | | Текущий. Фронтальный опрос | | | |
64 | Россия – наша Родина | | Урок введения новых знаний | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | Работа с картой | | с. 43–45 | |
65 | Моя Родина | | Комбинированный урок | | Текущий. Самост. работа 10 мин | | с. 46–48 | |
66 | Берегись животных! | | Комбинированный урок | Опасности, возникающие при общении с животными | Блицопрос | Оценка отдельных событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах | с. 53–54 | |
67 | Наша маленькая планета Земля | | Урок-дискуссия | Расширение знаний о родной планете | Текущий. Фронтальный опрос | | с. 55–57 | |
68 | Твой маршрут в Страну знаний. Здравствуй, лето! | | Обобщающий урок | Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи | Тематический контроль. Блицопрос | | | |