kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ» (кружок по математике)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В   связи   с   наметившейся   тенденцией   общества   на   гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной задачей обучения математике становится не только изучение основ математической науки, а так же и общее интеллектуальное развитие обучающихся. Таким образом, методическая система обучения математике должна быть переориентирована с увеличения объёма информации, необходимой для усвоения, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию.

С точки зрения приоритета развивающей функции в обучении математике, конкретные математические знания и умения рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности обучающихся.

Среди общих целей математического образования центральное место занимает развитие интеллектуальных способностей. В развитии интеллектуальных способностей младших школьников особую роль играет мышление.  Во взаимодействии с мышление развиваются все познавательные процессы. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий.  Различают три формы мыслительной деятельности – наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ» (кружок по математике) »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. Вязьмы Смоленской области



ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 3

МБОУ СОШ № 3 __________Н.А. Венедиктова

Протокол № 1 от 29 августа 2015 г. «29» августа 2015 г.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(общеинтеллектуальное направление развития личности)


«ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ»

(кружок по математике)










Возраст обучающихся: 8-11 лет

Количество часов в неделю: 1 час

Срок реализации: 4 года

Автор программы: Пятница Елена Вячеславовна

















2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной задачей обучения математике становится не только изучение основ математической науки, а так же и общее интеллектуальное развитие обучающихся. Таким образом, методическая система обучения математике должна быть переориентирована с увеличения объёма информации, необходимой для усвоения, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию.

С точки зрения приоритета развивающей функции в обучении математике, конкретные математические знания и умения рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности обучающихся.

Среди общих целей математического образования центральное место занимает развитие интеллектуальных способностей. В развитии интеллектуальных способностей младших школьников особую роль играет мышление. Во взаимодействии с мышление развиваются все познавательные процессы. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Различают три формы мыслительной деятельности – наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую.

К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

  1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного,
    классификации и др.

  2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

3. Высокий уровень организованности и целенаправленности,
проявляющийся в ориентации на выделение существенного в
явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Данный курс позволяет не только повысить качество знаний обучающихся и их интеллектуальное развитие, но реализовать в школьной практике принципы государственной политики:

  • послание «Наша новая школа» Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.10.2008 года президента РФ Д. Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…»

Дети младшего школьного возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень мыслительной деятельности и потребности детей обеспечивают возможность развития обучающихся не только на уроке, но и во внеурочное время. Наиболее характерные для этого возраста наглядно - образное и действенно – образное мышление, создают предпосылки для формирования логической формы мышления. Слово «Логика» происходит от древнегреческого слова logos, обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Это наука, имеющая отношение к обоснованию мысли, слова. Следовательно, логика относится к языку и мышлению в целом.

Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. К концу младшего школьного возраста развитие мышления способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

В основе построения кружковой работы по математике «Подумаем вместе» лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности. Формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие восприятия, внимания, памяти, эмоций и речи ребёнка, именно эти ка­чества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.

Актуальность проведения внеурочных занятий по математике определяется рядом факторов практического характера:

  • ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;

  • на общение учителя и уче­ника;

  • на обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;

  • занятость ученика во внеурочное время.

Цель курсацеленаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей.

Задачи курса:

  • дать доступное, ясное и системное представление о деятельности мышления, научить способам мыслительной деятельности;

  • учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и умозаключения, применять свои знания на практике;

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, обучение приёмам исследовательской и творческой деятельности;

  • формирование умения выполнять проектные работы;

  • развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, вниманием, памятью и кончая оперированием логического и творческого мышления;

  • развитие любознательности, эмоционально – познавательного начала в процессе овладения азами математики;

  • формирование учебной мотивации и математических знаний;

  • воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе.

При решении задач обучения, развития и воспитания ключевым концептуальным содержанием всего курса является саморазвитие личности учащихся.

Принципы построения курса:

Кружковая работа по математике для младших школьников «Подумаем вместе» основывается на общедидактических (доступность, наглядность, индивидуальный подход) и специфических принципах обучения младших школьников:

1. Принцип создания развивающей ситуации является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях следующим образом:

  • Коллективный разбор исходной для данного занятия задачи. В процессе учебного диалога с учителем и сверстниками, учащиеся анализируют условия задач, выделяют в них существенные отношения данных, фиксируют данные посредством построения моделей, предлагают возможные способы решения задачи и обсуждают их, выбирая правильные. Смысл такого разбора состоит в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различия в способах и условиях решения. При этом создаются дополнительные условия для углубления понимания детьми условий задач, расширения осознания ими своих действий и улучшения умений планировать мыслительную деятельность.

  • Самостоятельное решение детьми серии задач, аналогичных исходной.

  • Коллективный разбор под руководством учителя результатов решения задач в итоге самостоятельной работы. Подробно обсуждаются все предложенные способы решения.

  • Самостоятельное сочинение детьми задач, заданий на логику и смекалку; коллективное обсуждение под руководством учителя решение этих задач.

2. Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.

3. Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности логических задач и соответствует программному содержанию материала на уроках математики со 2 по 4 класс.

4. Принцип научности. Богатство используемых в факультативном курсе исторических материалов, их достоверность и разнообразие делает учебно - методический комплект научно значимым. Вводимые термины направлены на осознание их, а не на заучивание.

5. Принцип избыточности изучаемого материала.

6. Принцип доступности. Отношения предметов и их свойств в логических задачах и заданий, составляющих основное содержание данной программы, представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес детей, побуждает к размышлениям. Кроме этого, для решения данных задач и заданий не требуется специальных знаний, так как они построены на неучебном материале, что позволяет любому ребенку вне зависимости от уровня его знаний по школьным предметам действовать вполне успешно.

7. Принцип наглядности. На занятиях используются портреты известных математиков, картины, другой информационный и наглядный материал, карточки с заданиями, которые помогают детям представить, воспринять и понять предлагаемый материал. Для развития познавательной активности учащихся и более результативного восприятия материала при проведении занятий используются мультимедийные технологии. Презентации дают мне возможность выстроить объяснение материала на занятии логично и научно с использованием видеофрагментов.

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Уровень освоения - базовый.

3. Ориентация содержания - практическая.

4. Характер освоения - развивающий.

5. Возраст обучающихся - 8-11 лет.

6. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

7. Периодичность - 1 занятие в неделю.

8. Условия вхождения в программу - учебный план.

9. Срок освоения учебно-развивающего материала - 3 года (2, 3, 4 класс).

10. Продолжительность одного занятия – 40 (45 минут).

Методы, формы и приёмы работы.

При проведении занятий используются следующие разнообразные методы, формы и приемы учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные (создание проблемной ситуации) и частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы, а также урок-путешествие, урок-игра, олимпиады.

В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы. На занятиях обучающую роль наравне с учителем играют высказывания детей. Весь материал этого курса вводится в игровой форме, непринуждённо, не давая каких-либо формальных определений, что оказывает благотворное влияние на личностно – мотивационную сферу.

Задания подбираются в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возрастных особенностей, почти всегда носят занимательный характер, требуют от ученика умения применять знакомые ему мыслительные операции, поэтому привлекают даже тех, кто не любит математику.

В начале каждого занятия проводится разминка «Подумаем вместе», что позволяет ребёнку сразу непринуждённо включиться в процесс работы.

Задание во 2 классе «Нарисуй такую же фигуру» вносит занимательный характер и направлено на развитие зрительно – моторной координации и образного мышления младших школьников.

Для развития познавательного интереса и расширения кругозора, приобщения к чтению дополнительной литературы на кружковых занятиях в 3 и 4 классе появляется рубрика «Это интересно». На этом этапе урока учащиеся знакомятся с познавательным историческим и математическим материалом. Дети к занятиям самостоятельно готовят сообщения, работают с историческими текстами.

Занятия, проводимые в форме игр, путешествий, КВН, интеллектуальных марафонов ненавязчиво, но в то же время увлекательно, продолжают (или завершают) задуманное на уроках, развивают любознательность и дают возможность для самовыражения.

Почти каждое занятие содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей гаммы методов, форм и приемов развивающего обучения.

Главная задача учителяпоощрять любое проявление инициативы, желание приготовить задание, поработать у доски, высказаться, ответить на вопрос.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие. Путешествие в страну «Математики».

2

Нумерация чисел в пределах 10. Учимся сравнивать.

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Учимся сравнивать.

4

Нумерация чисел в пределах 20. Учимся сравнивать.

5

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Учимся сравнивать.

6

Математический марафон.

7

Нумерация чисел в пределах 100. Учимся классифицировать.

8

Арифметические действия над числами в пределах 100.

Учимся классифицировать.

9

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

10

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

11

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

12

Путешествие по страницам журнала «Юный математик».

13

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Учимся искать закономерности.

14

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Учимся искать закономерности.

15

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Учимся искать закономерности.

16

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Учимся искать закономерности.

17

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Учимся искать закономерности.

18

Путешествие в страну «Волшебных квадратов».

19

Логические задачи. Задачи на планирование действий.

Учимся делать умозаключения.

20

Задачи на упорядочивание множеств. Учимся делать умозаключения.

21

Задачи, решаемые с помощью графов. Учимся делать умозаключения.

22

Комбинаторные задачи. Учимся делать умозаключения.

23

Задачи на принцип Дирихле. Учимся делать умозаключения.

24

Разные задачи. Учимся делать умозаключения.

25

КВН «Занимательный мир математики».

26

Задачи геометрического содержания.

Развиваем пространственное мышление.

27

Задачи геометрического содержания.

Развиваем пространственное мышление.

28

Задачи геометрического содержания.

Развиваем пространственное мышление.

29

Математический турнир «Решай, отгадывай, смекай!»

30

Задачи – шутки. Учимся обобщать.

31

Задачи – шутки. Учимся обобщать.

32

Задачи – шутки. Учимся обобщать.

33

Интеллектуальный марафон.

34

Олимпиада.

3 КЛАСС (34 часа)

п/п


Тема занятия

1

Нумерация чисел в пределах 1000. Учимся сравнивать.

2

Нумерация чисел в пределах 1000. Учимся сравнивать.

3

Нумерация чисел в пределах 1000. Учимся сравнивать.

4

Выражение и его значение. Учимся находить признаки.

5

Выражение и его значение. Учимся находить признаки.

6

Выражение и его значение. Учимся находить существенное.

7

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

8

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

9

Задачи, связанные с величинами. Учимся классифицировать.

10

Учимся разгадывать числовые ребусы и решать задачи – шутки.

11

Весёлый счёт. Умножение на 2 (презентация).

12

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности.

Учимся искать закономерности.

13

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению. Учимся искать закономерности.

14

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению. Учимся искать закономерности.

15

Задачи, решаемые с конца. Учимся обобщать.

16

Задачи с промежутками. Учимся обобщать.

17

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно.

Учимся обобщать.

18

Разные задачи. Учимся давать определение.

19

Разные задачи. Учимся давать определение.

20

Разные задачи. Учимся давать определение.

21

Логические задачи. Задачи на планирование действий.

Учимся устанавливать смысловые отношения между словами.

22

Логические задачи.

Учимся устанавливать смысловые отношения между словами.

23

Логические задачи.

Учимся устанавливать смысловые отношения между словами.

24

Логические задачи.

Учимся устанавливать смысловые отношения между словами.

25

Логические задачи. Учимся проводить аналогию.

26

Познавательная игра «Остров сокровищ».

27

Задачи на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами. Учимся разгадывать анаграммы.

28

Задачи, решаемые с помощью графов.

Учимся разгадывать шарады.

29

Задачи, решаемые по принципу Дирихле.

Учимся разгадывать метаграммы и логогрифы.

30

Задачи с геометрическим содержанием.

Геометрическая головоломка «Танграм».

31

Задачи с геометрическим содержанием.

Геометрическая головоломка «Волшебный круг».

32

Задачи с геометрическим содержанием.

Геометрическая головоломка «Колумбовое яйцо».

33

Интеллектуальный марафон «Лучший счетовод».

34

Олимпиада.


4 КЛАСС (34 часа)

п/п


Тема занятия


1

Математика и история.

Вводное занятие. Как родилась математика и зачем её изучать? Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

2

Первобытный «компьютер».

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

3

Старинные системы записи чисел.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

4

История происхождения цифр и чисел.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

5

Цифра 0. Открытие 0.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

6

История возникновения знаков « + » и « - ».

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

7

Миллион.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

8

Цифры, используемые для записи индекса на конвертах.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

9

Римские цифры и числа.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

10

КВН «Считай, смекай, отгадывай!»

11

Математика Древнего Востока. Древний Египет.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

12

Первые учебники по математике.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

13

Древний Китай. Математические тексты древнего Китая.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

14

Арифметика в Китае.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

15

Культурная революция греков.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

16

Математик – грек Фалес Милетский.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

17

Развитие математики. Геометрия Лобачевского.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

18

Пифагор и его школа.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

19

Архимед – гениальный учёный Древней Греции.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

20

Математическая викторина «5 на 5».

21

Бесконечный ряд загадок. История натурального числа.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

22

Развитие математики в средневековой Индии.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

23

Индийский счёт.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

24

Аль – Хорезми об индийском счёте многозначных чисел в «столбик».

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

25

Четыре действия арифметики. Абак.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

26

Умножение.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

27

Деление.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

28

Старинные меры длины (презентация).

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

29

Математика в древней Руси.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

30

Как математика стала всемогущей.

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

31

Средства информации и связи (презентация).

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

32

Что может математика вчера, сегодня, завтра?

Учимся думать. Упражнения, игры, задачи.

33

Итоговое занятие. Интеллектуальный марафон.

34

Олимпиада.


ЕСТЬ ПОДРОБНЫЕ РАЗРАБОТКИ ВСЕХ ЗАНЯТИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.


Ожидаемый результат данной развивающей программы.

В результате проведения кружковых занятий по математике «Подумаем вместе» предполагается:

1. Качественный рост интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способностей к свободному формулированию и изложению своих мыслей, уверенное овладение навыками логического мышления:

  • анализировать содержание задач и заданий;

  • выделять существенные отношения данных в условии задач и заданий;

  • планировать свою поисковую деятельность;

  • находить общий способ решения задач одного класса, имеющих общий принцип построения при внешне разных условиях;

  • воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами;

  • мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам (сравнивать);

  • распределять предметы (или объекты) по существенным или несущественным признакам (классифицировать);

  • искать закономерности, связи между предметами и явлениями, основанные на действии определённых законов;

  • при помощи одного или нескольких суждений делать заключение.

2. Развитие коммуникативных способностей учеников.

  1. Развитие способностей к пониманию других людей, уважительное отношение к чужому мнению.

Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить - вот моя основная задача как учителя.


Литература

  1. Борзова В.А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -
    Самарский Дом печати, 1994.

  2. Волина В.В. Праздник Числа. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

  3. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1968.

  4. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. -
    М.: Просвещение, 1990.

  5. Задания для устных вычислений на уроках математики в 1 классе. -
    ОСА, 1993.

  6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. - М.:
    Просвещение, 1984.

  7. Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе.
    - М.: Просвещение, 1965.

  1. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. - М.:
    Наука, 1980.

  2. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М.: Педагогика, 1981.

  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -
    М.: Просвещение, 1990.

  4. Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений. - М.: Просвещение,
    1970.

  5. Чилингирова Люба, Спиридонова Божидара. Играя, учимся математике. -М.: Просвещение, 1993.

  6. Г. В. Керова Нестардатные задачи по математике. – М.: ВАКО, 2008

  7. Т. Г. Дьяченкова Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. - В.: Учитель, 2007

  8. Н. Г. Белицкая, А. О. Орг Школьные олимпиады. Начальная школа. – М.: Айрис – пресс, 2008

  9. И. Г. Сухин Мастерская учителя. Новые занимательные материалы. – М.: ВАКО, 2007

  10. Н. Б. Истомина Методика обучения математике в начальных классах.-М.: АСАDЕМА, 2000

  11. А. А. Барташников, И. А. Барташникова Учись мыслить. – Х.: ФОЛИО, 1998

  12. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Я.: Академия развития, 1998

  13. Соловьёва Н. Семь шагов на пути к исследовательской работе. – ж.Учитель, №6, 2003

  14. Савенков А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. – Я: Академия развития, 2002

  15. Тесты для дошколят. Мышление. – М.: РОСМЭН, 2008


15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Пятница Елена Вячеславовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123630


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства