Научно-методическая статья "Интеграция предмета "Самопознание" с другими дисциплинами школьной программы"
Научно-методическая статья "Интеграция предмета "Самопознание" с другими дисциплинами школьной программы"
Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования: – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно - духовного (внутреннее, образование для сердца). Необходимо слить
образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.
Целью современного урока является воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Интеграция предмета "Самопознание" с другими дисциплинами школьной программы"»
Интеграция предмета «Самопознание».
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1. Математика (А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, З.А.Жумагулова. 5класс)
Тема «Текстовые задачи». (§ 10 страницы 53 – 54)
Задача № 190.
Весь маршрут турист прошёл с одинаковой скоростью за 2 дня. В первый день он был в пути 7 ч., а во второй день – 4 ч. Во второй день он прошёл на 12 км. меньше, чем в первый. С какой скоростью шёл турист?
Самопознание: (обсудим ситуацию)
· Рано утром вышел Даулет из дома с хорошим настроением. По дороге на работу, он совершал добрые поступки. Помог перейти пожилой женщине через дорогу, снял маленького котёнка с дерева. Таким образом, он опоздал на работу, но пришёл с хорошим настроением.
На второй день Даулет решил не опаздывать на работу. По дороге, не на кого не обращал внимание. Но пришёл на работу не опоздав, но в плохом настроении.
- В какой день мужчина поступил правильно?
- Какие поступки он совершил в первый день?
- А как бы поступили вы?
2. Физика (С.В.Громов, Н.А.Родина. «Просвещение» 2002 г. 8 класс)
Объяснение темы: Чтобы расплавить твёрдое кристаллическое тело, ему необходимо передать некоторое количество теплоты.
Температура, при которой плавится вещество, называется температурой плавления этого вещества.
Температура. При которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называется температурой кристаллизации вещества.
Металлы, плавящиеся при температуре выше 1650°С называют тугоплавкими (титан, хром, молибден и др.) Самой высокой температурой плавления среди них обладает вольфрам (около 3400°С). Тугоплавкие металлы и их соединения используют в качестве жаропрочных материалов в самолётостроении, ракетной и космической технике, атомной энергетике и т.д.
При плавлении вещество получает энергию. Получая количество теплоты, выделяющиеся при кристаллизации, среда нагревается.
Самопознание: (творческое задание)
Класс делится на две группы (на столах ватман, фломастеры, маркеры, карандаши).
Задание: составьте кластер, поведение людей при разном настроении.
1 группа - «Позитивное настроение»
2 группа - «Негативное настроение»
Защита задания каждой группой.
- Как влияют люди в хорошем настроении на окружающих?
- Как вы думаете, как человек может изменить своё настроение?
Когда в воду попадает камень, то от него отходят круги волн. Число волн зависит от размера камня: чем больше камень – тем больше число круговых волн. Так и у людей, если в душе человека небольшое количество добра или любви, то они распространяются на небольшое количество людей. А вот чем больше добра человек в себе несет, тем большему количеству людей он его дарит
Желаю вам добра, мира и хорошего настроения!
3. Химия (8 класс)
Тема «Молекулы и атомы» (§ 4 страница 13- 14)
Объяснение темы: Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайщих, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. В переводе «атом» означает «неделимый».
Молекулы – это мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества.
Молекулы при химических реакциях распадаются, т.е. они являются химически делимыми частицами.
Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы вещества.
Самопознание:
Цитата урока
«Дружба удваивает радость и сокращает наполовину горести». Ф.Бэкон
Учебная информация
Дружба - отношения между людьми, основанное на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Для настоящих друзей не существует ограничений в возрасте, не важны национальность, расстояния, материальное благосостояние. Найти друга - большое счастье человека. Искренняя дружба обязывает человека быть верным, честным, порядочным в мыслях, словах и делах.
Тренинговые моменты
Цель: повышение сплоченности класса, развитие коммуникативных навыков.
□ Упражнение «Поздороваемся»
Предложить всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
□ Игра «Волшебный стул».
Учитель: «Ребята, мне хочется знать о вас все самое лучшее. Помогите мне познакомиться с вами поближе». Один ребенок садится на отдельный стул перед классом. Для того, кто садится на этот стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, делают ему комплимент. Все ребята говорят по очереди.
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1. Русский язык ( М.Р.Кондубаева, Ф.Г.Брулёва, Т.А.Абжанова. 5 класс)
Тема «Твёрдые и мягкие согласные. Правописание слов с мягкими согласными». (§ 32 страница 104)
Объяснение темы: согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Большинство согласных имеют пары по твёрдости и мягкости. Не имеют пары, только твёрдыми являются (ж), (щ), (ц), только мягкими являются (ч), (щ), (й).
Мягкость согласных обозначается с помощью:
· мягкого знака на конце или в середине слова: конь, коньки;
· букв е, ё, и, ю, я, которые могут обозначать мягкость предыдущего согласного: лёд, лес, лиса, мягкий, любить.
Задание: упражнение 235. Прочитайте стихотворный текст. Выпишите 4 слова с мягким согласным и 4 слова с твёрдым согласным.
Я родом из детства,
где яблоки зноем налиты,
Где слушал в траве я стрекоз
и кузнечиков музы,
Где ветви согнулись
под тяжестью спелого груза,
Где корни деревьев
арычною влагой омыты.
Я родом из сада, где ныне –
бетонные плиты. (Б.Канапьянов).
Твёрдые: родом, слушал, музы, груза.
Мягкими: ветви, деревья.
Самопознание: (беседа по вопросам)
- Почему автор говорит, что он родом из сада, где ныне бетонные плиты?
- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
- Что должны делать люди, украшая свою землю?
2. История Казахстана (Ж.О.Артыкбаев, А.А.Сабданбекова, Е.А.Абиль. 5 класс)
Тема «Освоение космоса» (§ 28 страница 125- 126)
Объяснение темы: слово «космос» в переводе с греческого означает «вселенная» и обозначает безграничное пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы.
Первый человек, побывавший в космосе, стартовал с казахской земли. 12 апреля 1961 года стал великим днём в истории человечества. В этот день в космос полетел человек – первый космонавт Ю.А.Гагарин.
2 октября 1991 года остаётся знаменательным днём в истории Казахстана. Тогда в космос полетел первый казахский космонавт – Тохтар Органбайулы Аубакиров.
В 1088 году Т.Аубакирову за проявленное мужество и героизм при испытании новой авиационной техники было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Сейчас Т.Аубакиров генерал – полковник авиации, «Халык Кахарманы» Республики Казахстан.
Талгат Амангелдинович Мусабаев с 1990 года проходил подготовку для полёта в космос и в 1991 году был удостоен звания «космонавт – испытатель». Т.Мусабаев – казахский космонавт, трижды посетивший космическое пространство. Генерал – лейтенант авиации Т.Мусабаев – также обладатель высшей государственной награды Казахстана «Халык Кахарманы».
Самопознание: (групповое исполнение песни)
Текст песни Земляне – «Земля в иллюминаторе»
I. Земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна... Как сын грустит о матери,
Как сын грустит о матери, Грустим мы о земле - она одна. А звезды тем не менее,
А звезды тем не менее чуть ближе, Но все также холодны. И, как в часы затмения,
И, как в часы затмения ждем света И земные видим сны.
Припев: И снится нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева, А снится нам трава, трава у дома, Зеленая, зеленая трава.
II. А мы летим орбитами, Путями неизбитыми, Прошив метеоритами простор. Оправдан риск и мужество, Космическая музыка Вплывает в деловой наш разговор. В какой-то дымке матовой, Земля в иллюминаторе - Вечерне-ранняя зоря. А сын грустит о матери, А сын грустит о матери, Ждет сына мать, а сыновей - земля.
Припев: И сниться нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева, А сниться нам трава, трава y дома, Зеленая, зеленая трава. И сниться нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева,