Просмотр содержимого документа
«Мир спортивных игор»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Херсонской области
«Костогрызовская школа Каховского муниципального округа»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей ФК
________________________
С.Н.Трубин
Протокол № _1 от «29 » 08 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
________________________
Л.П.Асадчий
Протокол № _1 от «29 » 08 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
М.В.Грек
Протокол № _1 от « 29 » 08 2024 г.
Программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Мир спортивных игор» на 2024-2025 учебный год.
Срок реализации: 3 года. Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Составитель:
Учитель начальных классов
Рыбачук А.А.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1 от 29.08.2024 г.
Костогрызово 2024
Пояснительная записка.
-Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);
- Положение об организации внеурочной деятельности «Костогрызовская школа Каховского МО»;
- Основная образовательная программа начального общего образования »Костогрызовская школа Каховского МО»;
Актуальность программы в том, что спортивные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе спортивных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
На занятиях физической культурой в школе обучающиеся решают задачи и выполняют нормативы, установленные государственным стандартом обучения. Большое место в школьных программах по физическому воспитанию обучающихся начальных классов отводится подвижным играм.
Спортивные игры, благодаря большому разнообразию и содержанию, всесторонне влияют на организм и личность ребенка, способствуя решению важнейших педагогических и специальных задач физического воспитания.
В младших классах спортивные игры включаются в каждый урок. Но игр, указанных в программах, недостаточно для того, чтобы в полной мере изучить их большое многообразие.
Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения необходимо использовать педагогически организованные формы занятий после уроков, большое место в которых должны занимать игры.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее физическому развитию ребенка.
Спортивные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в спортивные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность спортивных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Использование игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
При разработке программы учитываются ведущие принципы образования:
гуманизма - отношение преподавателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию;
природосообразности - соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей;
культуросообразности - воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни;
принцип эффективности социального взаимодействия - осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.
Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт тренера-преподавателя, использованы методические и авторские материалы ученых и известных тренеров в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.).
Программа «Мир спортивных игор» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. .
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность спортивных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Целесообразность программа «Спортивных игор» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Цели и задачи обучения внеурочной деятельности
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи курса:
формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовки обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
Требования к личностным результатам:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-умение выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Требования к метапредметным результатам:
формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД:
определять информировать цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий во время занятия;
-учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять свои мысли в устной форме
-слушать и понимать речь других;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Требования к предметным результатам:
понимать:
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
выражать в движении характер музыки и ее настроение;
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 2-4 классов (7 – 11 лет).
Сроки реализации образовательной программы – 3 года обучения
1-3 год обучения – 1 час в неделю. Во 2 - 4 классах - 34 учебных часа год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;
смена личностных интересов и запросов учащихся.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Продолжительность занятий:
1- 3 год обучения – 1 раза в неделю по 1 часу (академическому)
Ожидаемый результат реализации программы «Спортивные игры»:
2 класс:
Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.
3 класс:
Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.
4 класс:
Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития;
Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение;
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района;
открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить в том числе и на различных праздничных мероприятиях:
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
фестиваль игр;
«День здоровья»
Календарно - тематическое планирование
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
1
Вводное теоретическое занятие. Техника безопасности
1
2
«Игры с элементами бега»
4
3
Игры с мячом
7
4
Игры с прыжками
4
5
Игры малой подвижности
3
6
«Народные игры
6
7
«Зимние забавы
4
8
Эстафеты
5
Итого:
34
3 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1
Вводное теоретическое занятие Техника безопасности
1
2
«Игры с элементами бега»
4
3
«Игры с мячом»
7
4
«Игры с элементами прыжков»
4
5
«»Игры малой подвижности
3
6
Народные игры
5
7
Зимние игры
5
8
«Эстафеты
5
Итого:
34
4 класс
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
Вводные теоретические занятия (4 ч.)
1
Вводное теоретическое занятие. Техника безопасности
2
Правила игры, игровые роли, сюжет, назначение игры
3
Радость и огорчение в игре. Нарушение правил игры. Цена выигрыша.
Игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы.
Методическое обеспечение. Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой спортивных игр.
Учебно-методическое обеспечение программы Литература.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия»
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
«Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г