«Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
«Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.
От нас, педагогов, зависит многое, если не сказать всё. Потому что помимо содержания важна методика, то есть способ, как мы будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».»
Методы и приёмы обучения
в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
Э.И. Ивлева
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №17»
г. Полысаево
Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.
Возникает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10 – 11 лет в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
От нас, педагогов, зависит многое, если не сказать всё. Потому что помимо содержания важна методика, то есть способ, как мы будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми.
Преподавание курса строится с учётом следующих дидактических принципов:
принцип деятельности – это включение ребенка в учебно-познавательную деятельность;
принцип целостного представления о мире – это не только формирование научной картины мира, но и личностное отношение учащихся к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности;
принцип непрерывности означает преемственность между всеми уровнями обучения на уровне методологии, содержания и методики;
принцип минимакса – это принцип личностного развития ребенка в соответствии
с его способностями и возможностями,установка на достижение успеха;
принцип творчества (креативности) – это самостоятельное "открытие" новых способов действия, нестандартное решение жизненных проблем;
принцип психологической комфортности – этосоздание в школе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома";
принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Остановимся на отдельных этапах урока №12 по теме «Справедливость», модуля «Основы светской этики», автора Александра Ярославовича Данилюка.
Данной теме родственны такие темы уроков, как «Моральный долг», «Свобода и ответственность», «Золотое правило нравственности», «Нравственные идеалы».
Урок выстраиваем с позиции достижения предметных и метапредметных результатов в рамках системно-деятельностного подхода.
Урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Задачи урока ориентированы на достижение результатов:
- личностных:
воспитывать в детях чувство справедливости,
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
развивать умение работать с информацией в процессе чтения, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения;
- предметных:
раскрыть сущность понятия «справедливость»,
сформулировать моральные правила справедливого поступка.
Ожидаемые результаты:
уметь поступать по справедливости;
соблюдать моральные правила;
уметь оценивать свои поступки.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Дидактическое обеспечение: притча «Справедливость», карточки с отрывками из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари, мультимедийная презентация.
В вводном блоке на этапе мотивирования (самоопределение) к учебной деятельности(4 минуты) выявляем уровень знаний учащихся, создаем проблемную ситуацию. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Этот этап настраивает учеников эмоционально и обеспечивает связь их накопленного опыта с новым знанием, которое предстоит изучить.
Предлагаю детям прочитать притчу «О Мурке и Шарике».
Притчи - это особенный учебный материал, который эффективно воздействует на личность ребенка, как и сказка, открывая главные общечеловеческие ценности, в них заложен глубокий смысл и огромный воспитательный потенциал. (Приложение 1).
Ученики читают притчу, делятся своими мыслями, отвечая на вопросы:
– Кто из героев вам больше понравился? Почему?
– Какой можно назвать кошку?
– Правильное ли решение приняли хозяева?
( Кошка злая и завистливая.
Собака добрая.
Хозяева поступили справедливо)
Далее учащиеся высказывают предположение по поводу темы урока.
– О чём будем говорить на уроке, о какой категории этики?
(Будем говорить о справедливости)
В основном блоке на этапе актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут) организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
1 группа ребят работает с толковым словарём В. И. Даля;
2 группа – определяет по этимологическому словарю русского языка, откуда к нам пришло это слово, и подбирают близкие по смыслу слова;
3 группа – находит значение этого слова в энциклопедии для детей.
Поработав с источниками информации, обращаемся к учебнику (с.28).
Задание: найти и записать в тетрадь определение слова «справедливость».
После этого дети зачитывают найденные ими определения в словарях и учебнике.
Интересно было ребятам узнать по этимологическому словарю, что понятие «справедливость» произошло от старославянского слова «праведный». Оно означает словосочетание «с правдой», или «соответствие с правдой, решение правильное, настоящее, истинное» в отличие от ложного, неправильного. Синонимы к слову «справедливость» правда, правосудие, честность, правильность, законность, истинность, объективность, праведность.
Сравнивают определения, находят в них сходство и делают вывод: справедливость – это правда.
На этапе выявления места и причины затруднения (2 минуты) провожу побуждающий диалог.
– Справедливость свойственна всем людям?
– Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.
– А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?
Данный метод даёт возможность школьникам сделать самостоятельный выбор в подобных жизненных ситуациях.
На этапе построения проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания) (2 минуты) учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели.
Предлагаю детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.
Дети предлагают вопросы:
– Что такое справедливость?
– По каким признакам можно судить о справедливости?
– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?
Пытаются сформулировать цель урока, составляем план работы на уроке.
План:
1. Прочитать текст в учебнике
2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод
3. Сравнить свои выводы с выводами автора
На этапе реализации построенного проекта (9 минут) обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется.
Дети работают в парах:
читают текст учебника (с. 28 – 29), делают пометы, ищут ответы на вопросы;
составляют схему признаков справедливости;
сверяют схему со слайдом на интерактивной доске. (Приложение 2).
Работая с учебником, учащиеся узнают о разных представлениях о справедливости: признак соразмерности (оценка по заслугам),
признак уравнивания («равное за равное»).
Предлагаю ученикам составить моральные правила справедливого человека.
Ребята пробуют составить в группах свод правил справедливого человека, предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску.
Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод, который вы видите на экране.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (6 минут) учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия.
Дети знакомятся с богиней правосудия – Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза и что обозначают в её руке весы и меч.
Богиню правосудия - Фемиду - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды – символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Далее проводится самостоятельная работа по модели «Весы справедливости». На одной чаше весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашу, как восстановить справедливость. (Приложение 3).
Разбившись в группе на пары, анализируют одну ситуацию на выбор.
Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 минут) используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.
Предлагаю индивидуальные карточки «Пословицы и поговорки о справедливости»», на которых надо соединить начало и конец пословицы или поговорки. Организуется самопроверка.
Называют пословицы и поговорки подходящие к притче, объясняют их значение.
(Приложение 4).
При необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось ли тебе выполнить работу?
– Ты выполнил правильно или были ошибки?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
Знакомлю ребят с мудрыми высказываниями философов. (Приложение 5).
3.Заключительный блок.
Включение в систему знаний и повторение (10 минут)
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Предлагаю поработать со сказкой «Справедливый ветерок» в группах.
Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить моральное правило, которое помогло героям поступить справедливо.
(Приложение 6).
На этом этапе урока дети пришли к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло бы устроить всех.
(у 1 группы – 3 правило,
у 2 группы – 1 правило,
у 3 – 5 правило)
На этапе рефлексии учебной деятельности (3 минуты) фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершении соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия.
Предлагаю учащимся ответить на вопрос:
– Какими качествами должен обладать справедливый человек?
Ребята назвали такие качества как: честный, добрый, мудрый, терпеливый, щедрый, смелый
Справедливость – это не какое-то отдельное качество человека, это сумма всех хороших качеств человека, которые помогают ему принять правильное решение и
сделать правильное действие. Если в душе человека накоплено много хороших качеств, то голос сердца, конечно поможет человеку принять справедливое решение.
-Как вы думаете, быть справедливым сложно? (обосновать свой ответ)
Сделали вывод, что быть справедливость – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.
Быть справедливым – это значит поступать по совести.
Составляем синквейн по теме урока.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение требуется для рефлексии по итогам изучения темы.
Вот что получилось у ребят.
Справедливость…
Честный, порядочный.
Оценивать, наказывать, награждать.
Уметь признавать правоту других!
Совершенная добродетель!
Справедливость Чистая, верная, Не лжёт, испытывает, обогащает С нею ты в безопасности МУДРОСТЬ добродетель
А это, я считаю, означает, что цель урока достигнута.
Домашнее задание носит творческий характер.
Предлагаю выбрать один из вариантов домашнего задания:
Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего, и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
В процессе работы над темой урока были использованы разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся, различные виды деятельности, такие как самостоятельная работа, работа в паре, работа в группе.
Для организации деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
Исходя из этих требований, учитель подбирает тип и структуру урока, формы и методы работы.
Использование различных типов, видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.
«Сущность педагогического опыта
в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое,
и в стремлении постигнуть новое раскрываются
его творческие силы»
В.А. Сухомлинский
Конечно, хотелось бы, чтобы данный курс имел своё продолжение.
Приложение 1
Притча «Справедливость»
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура – Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили – век доживать!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин).
Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Приложение 2
Приложение 3
Модель «Весы справедливости»
Глоссарий
Фемида – богиня правосудия; ее иногда изображают с повязкой на
глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы – древний символ
меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки,
совершённые смертными при жизни.
Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.
Меч в руках Фемиды – символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Ситуация 1. «Разбитая ваза»
Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали.
Ситуация 2. «Сердце подскажет»
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, взял себе.
Ситуация 3. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
– Сынок, ты погулял с Дружком?
Сын ей отвечает:
– Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.
– Но ведь мы же договорились, что днѐм будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, – возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
Просто ты меня не любишь, поэтому и даѐшь мне поручения!
Приложение 4
Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость»
Как аукнется,- такова ему и плата.
Любишь кататься, так и откликнется.
Что посеешь, так и прожито.
Где справедливость, то и пожнёшь.
Кто за правое дело стоит, там и правда.
Как нажито, тот всегда победит.
Каков работник, люби и саночки возить.
Приложение 5
Мудрые мысли
Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?
Эсхил (древнегреческий драматург)
Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно.
В. Гюго (французский писатель)
Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.
Ж.Ж. Руссо (французский философ,писатель)
Приложение 6
Сказка «Справедливый Ветерок»
Отрывок для 1 группы:
Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, который иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, растить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иногда Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лесными зверями и птицами. В один ненастный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зверятами и полетел над деревьями, внимательно выискивая своих пушистых и пернатых приятелей.
Вскоре он увидел своего серого хвостатого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел догнать Бабочку и съесть еѐ. Бабочка только недавно родилась и еще не умела хорошо и высоко летать.
Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а потом подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высокое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.
– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голодный и мама тебя не кормит дома мясом?
Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему стало, что он такой большой и зубастый хотел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше
Отрывок для 2 группы:
Увидел вскоре Ветерок на краю лесной поляны около куста малины трех маленьких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелыми и сладкими ягодами малины, а третьего все время прогоняли от куста. Возмутился Ветерок такой несправедливостью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.
Ветерок, раскачав ветви куста, спрашивает медвежат:
– Почему вы, косолапые жадинки, бурого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?
– Он не наш братик, – ответили черные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.
Рассердился Ветерок и говорит:
– Разве это справедливо обижать другого и прогонять его только из-за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Ветерок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с ягодами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.
Отрывок для 3 группы:
Полетел Ветерок дальше. Видит, дерутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:
– Шли мы вместе по тропинке и одновременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.
А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.
– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.
– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. –
Я посчитаю считалку, и на ком она остановится, тот и начнет первым лизать соль и обязательно потом оставит половину другому. Подумали оленята и решили поступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солнце уже начало прятаться за лесом.
Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах).