Просмотр содержимого документа
«Метод "Линеечки" как инструмент критериального оценивания в начальной школе .»
Метод "Линеечки" как инструмент критериального оценивания в начальной школе .
Он широко известен в психологической практике как методика Дембо-Рубинштейна, в педагогике он бытует под домашним названием "линеечки".
Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребенок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящегося ни на каком условии.
Почему для нас умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение бегло читать, быстро и правильно считать и грамотно писать?
Потому что ребенок, не умеющий оценить свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств, и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять: "это я уже умею и знаю", "этого я еще совсем не знаю, надо
узнать", " это я уже немного знаю, но надо еще разобраться" НАЧИНАЕТСЯ учебная самостоятельность младшего школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь.
Далее речь пойдет о разных инструментах дифференцированного оценивания. Начнем с наиболее простого в употреблении.
1 – й метод широко известен в психологической практике как методика Дембо-Рубинштейна, в педагогике он бытует под домашним названием "линеечки".
- Сейчас я научу вас рассказывать о себе, не используя ни одного слова. Для того чтобы описать самые разные черты характера человека, используются волшебные линеечки. (Рисует на доске вертикальную линию, отмечает ее верх, низ и середину.) Сейчас я покажу, как ими пользоваться. Например, вот эта линеечка измеряет, насколько человек хороший. На самом верху этой линеечки (ставит крестик на верх линеечки) стоят самые-самые-самые хорошие люди на свете. Они никогда ничего плохого не сделали, не сказали и даже не подумали! На самом низу этой линеечки (ставит крестик внизу) стоят самые-самые-самые плохие люди на свете. Все, что они делали - очень плохо. Все, что они говорили - ужасно. Все, что они думали - безобразно. Ни одного хорошего дела или слова от них никто никогда не слышал и не видел. Посередине (ставит крестик всередине линеечки) стоят те, чьи дела, слова имели наполовину хорошие, наполовину плохие. А если человек почти совсем хороший, но что-то нехорошее все же сказал или сделал, где он нарисует свой крестик? (Дети высказываются, педагог с ними соглашается или не соглашается, развернуто и аргументировано.) А теперь представьте себе человека, который всю жизнь был плохим, а сегодня решил измениться и уже сделал два хороших дела. Куда вы такого человека поставите на волшебной линеечке?
Отлично! Вы прекрасно поняли, как устроены эти линеечки. А теперь придвиньте к себе листы с линеечками и поставьте на первой линеечке свой собственный крестик. Напоминаю: сверху стоят самые-самые хорошие люди на свете, снизу - самые-самые плохие. Где стоишь ты?
Линеечки помогают оценить ребенку и выполненную работу на уроке или дома.
"Линеечки" как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств и один существенный недостаток, из-за которого мы обратились к поиску дополнительных методов оценивания навыков: каждая линеечка в детской тетради расположена под оцениваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по которым он оценил себя, скажем, за списывание в течение года. Еще труднее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.
По результатам проведенного анкетирования среди обучающихся 4 – х классов
по поводу оценки выделились две группы, ратующие за отметку. Одна группа детей говорила о социальной значимости отметок:
- Мне хочется, чтобы было как у взрослых, с отметками.
- Меня иногда спрашивают, на какую отметку я учусь, а я не знаю.
- Отметки нужны, чтобы мама знала, какие оценки, а если плохо - ругала.
- Дома мне никто не верит, что я отличник!
- Мои родители думают, что "плюс" и "минус" - это не так важно, как 1,2,3,4,5.
Эти высказывания говорят, прежде всего, о том, что, обрекая детей на нестандартную (безотметочную) ситуацию развития, мы должны защитить их от негативных сторон жизни. Прежде всего - это касается работы с родителями. Но, кроме того, в глазах самих детей "плюсы", "минусы", "линеечки" - это что-то детское, а у отметок есть привкус взрослости. Поэтому детям для социального самоуважения (как я выгляжу в глазах других людей) нужна более солидная система оценок.
Отметка, то есть оценочная шкала, данная в готовом виде и нечувствительная ни к индивидуальным особенностям ученика, ни к разнообразию учебных заданий, отметка, в производстве которой ученик не участвует, нас не устраивает не только по гуманистическим соображениям, но и потому, что она чрезвычайно затрудняет нашу основную задачу: развитие самооценки ребенка. Поэтому мы решили использовать критерии при оценивании работ .
ЛЕБЕДЕВА Е,В,
Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, свои ведущие сенсорные восприятия, мы организовываем процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить задание по своим силам. Для этого мы используем при подготовке домашнего и дополнительных заданий разноуровневые задания. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другими.
ПАПКА
Мы реализуем систему безотметочного обучения, неотъемлемой частью которой является критериальное оценивание. Для этого просто необходимо было сотрудничество учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса, и, конечно же, сотрудничество с родителями. Оглядываясь назад, нужно сказать, что самое трудное было перейти от контроля и оценки по конечному результату к контролю и оценке достижений учащихся, отказаться от сравнения детей друг с другом, а сравнивать только прошлые и настоящие достижения.
В связи с этим, нам пришлось пройти серьезную теоретическую подготовку, в процессе деловых игр с коллегами научить друг друга и помочь ответить на возникающие вопросы. Так в совместной работе с коллегами были разработаны контрольно-оценочные пакеты за курс начальной школы по предметам.