Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе.по теме: "Здоровая пища"»
Тема методической разработки « Здоровая пища»
Автор учебника: Н.Ф.Виноградова
Тип урока: « открытие новых знаний»
Тема урока: « Здоровая пища»
Задачи урока:
Предметные:
-формирование у учащихся понятия «здорового питания»,
-формирование норм здоровьесберегающего поведения: убедить детей в необходимости и важности соблюдения режима питания;
-умение устанавливать различия между здоровой и нездоровой пищей
-учить выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания)
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Формировать умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия по образцу или алгоритму; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
-Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Познавательные:
Формировать умение осознано и произвольно строить речевое высказывание , рефлексию способов и условий действия;
Общеучебные:
Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить рефлексию действий;
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, обобщать, группировать; формулировать проблему;
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Вид деятельности: продуктивная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: компьютер, учебник «Окружающий мир» - 1 класс, часть 2, УМК « Начальная школа 21 века»,под ред. Н.Ф. Виноградовой, презентация к уроку « Здоровая пища», карточки с названием продуктов.
1.Орг. Момент.
-Ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Приветствуем всех, кто время нашел
И сегодня на урок к нам пришел.
Эмоциональный настрой.
А теперь посмотрите в окно. Какое ясное и спокойное утро. Какая чудесная сегодня погода. И от этого у меня хорошее настроение. А с каким настроением начинаете вы урок?
Улыбнитесь друг другу и произнесите слова:
«Желаю тебе удачного дня и хорошего настроения».
Тихо садитесь.
2. Целеполагание.
-Сейчас у нас урок окружающего мира и посвящен он здоровью Ребята как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей)
- Да, вы правы, здоровье это - самая главная ценность в жизни.
- А один сказочный герой не заботился о своем здоровье и теперь ему нужна наша помощь.
- Послушайте письмо, которое он нам прислал:
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, моторчик стал барахлить, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я уже составил меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров.
-Догадались кто этот герой? Слайд
Скажите, пожалуйста, будет здоров Карлсон после такого питания?
-Кто уже догадался, о чем пойдет речь у нас на уроке? ( о пище, о еде)
Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Чему научиться?
-Кто может сформулировать тему урока? (Здоровая пища) Слайд
-Какую же цель мы поставим на уроке?
Узнать, что же такое здоровая пища и как правильно питаться.
Давайте составим план нашей работы.
План:
Вспомним… (всё что знаем)
Откроем… (новые знания)
Применим… (новые знания)
- Какие умения нам понадобятся?
3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся).
-Давайте попробуем со всем этим разобраться.
- Для начала, хотелось бы узнать, кто из вас дома завтракает?
- Что вы обычно употребляете на завтрак?
- Как вы считаете, нужен ли человеку завтрак?
Работа с учебником.
Давайте откроем учебник стр.63. Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, кто из ребят правильно завтракает? Почему?
Проверим ваши предположения.
Послушаем девочек, что они нам расскажут.
Мы провели опрос среди ребят, чтобы узнать, что же больше всего любят наши одноклассники.
Школьные меню достаточно разнообразно. Столовая предлагает нам первые и вторые блюда, напитки, а также выпечку.
Из супов - это борщ, рассольник, гороховый, вермишелевый, рыбный.
Из напитков – чай, компот из сухофруктов, кофейный напиток, кисель.
Большой выбор разнообразной выпечки.
Но интереснее всего, что- же любят наши одноклассники?
Как оказалось, мясные и молочные блюда едят практически все, а супы дети не очень любят.
Зато печёное готовы покупать хоть на каждой перемене.
-Ребята, вы согласны с тем, что сейчас услышали? Это про вас или девочки придумали?
- Как вы считаете, пирожки - это вкусная пища? А полезная?
Почему? (эксперимент с шариками)
А вот мальчик Петя считает, чтобы быть здоровым нужно есть то, что тебе хочется.
Ем всегда я что хочу —
Чипсы, вафли, чупа-чупс...
Каши вашей мне не надо,
Лучше тортик с лимонадом,
Не хочу я кислых щей,
Не люблю я овощей.
Чтоб с обедом не возиться,
И колбаска мне сгодится
Всухомятку — ну и что ж!
Чем обед мой не хорош?
И последний мой каприз —
Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».
-Ребята, скажите, полезные ли продукты употребляет Петя? (Нет, он ест много сладкого, не любит кашу и щи).
Каша – полезная еда?
Она поможет вам стать здоровыми и сильными.
- А вы знаете, из чего варят кашу?
Физминутка в форме игры «Мы варим кашу».
Ведущий называет компоненты, из которых нужно приготовить кашу. Если дети согласны, отвечают «да» и хлопают в ладоши. Если дети не согласны, говорят хором «нет» приседают и хлопают себя по коленкам.
Сорока-белобока задумала
Кашу варить.
Кашу варить – деток кормить.
На рынок собралась,
Да призадумалась.
Что ей нужно купить,
Чтобы кашу сварить,
Своих деток накормить?
Парное молоко? («Да» Хлопаем)
Куриное яйцо? («Нет» Топаем)
Соленый огурец? («Нет» Топаем)
Мясной холодец? («Нет» Топаем)
Сахар да соль? («Да» Хлопаем)
Белая фасоль? («Нет» Топаем)
Масло топленое? («Да» Хлопаем)
Рыбку соленую? («Нет» Топаем)
Лавровый лист? («Нет» Топаем)
Китайский рис? («Нет» Топаем)
Чернослив да изюм? («Да» Хлопаем)
Шоколадный лукум? («Нет» Топаем)
Перец болгарский? («Нет» Топаем)
Соус татарский? («Нет» Топаем)
Клубничное варенье? («Да» Хлопаем)
Бисквитное печенье? («Нет» Топаем)
-Молодцы, ребята! Хороша получилась каша!
4.Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач)
-Какая же пища полезна для нас с вами?
Сейчас поработаем в парах.
Вам нужно разделить: продукты на 2 группы: ПОЛЕЗНЫЕ и ВРЕДНЫЕ. Если это продукт полезен, то вы обводите его зелёным карандашом. Если считаете, что этот продукт не приносит пользы, то красным.
- А теперь давайте проверим вашу работу. СЛАЙД
Оцените свою работу.
- Исходя из своей работы, сделайте вывод, какие продукты необходимы для поддержания хорошего здоровья. Только сгруппируйте их
Молочные изделия и яйца Слайд
Рыба и мясо Слайд
Овощи и фруктыСлайд
-Знатоки здоровой пищи советуют нам: чтобы правильно питаться, нужно выполнять 2 условия: есть надо УМЕРЕННО и РАЗНООБРАЗНО. (Карточки на доске)
- Что значит есть умеренно?
Древнегреческому философу Сократу принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
Ведь переедать очень вредно. Желудок и кишечник не успевают всё переваривать. Лучше есть 3-4 раза в день, а на ночь есть вообще нельзя. Организм должен ночью отдыхать. Вы наедитесь, ляжете спать, а ваш желудок будет продолжать работать, переваривать всё то, что вы съели.
-А что значит РАЗНООБРАЗИЕ?
- Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.
- Что же такое ВИТАМИН? Послушаем_______________
-Однажды американский ученый Казимир Функ открыл, что в оболочке рисового зернышка содержится жизненно необходимое вещество «амин», соединив его с латинским словом «вита», что означает – жизнь, он получил новое слово «витамины».
-Витамины – это соединения, которые в небольших количествах необходимы организму человека для повышения сопротивляемости болезням.
-А теперь я предлагаю немножко отдохнуть и послушать сказку (сядьте поудобнее, расправьте плечи, отклонитесь на спинку стула)
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были витаминки А, В, С и Д. Они жили дружно, но однажды поспорили:
- Я – самая главная, - сказала витаминка А, - без меня дети не будут хорошо видеть, будут медленно расти. А я помогаю расти, сохранять зрение, отвечаю за рост ногтей и волос. Меня много в печени, молоке, жирной рыбе и в желтке. Ещё меня встретите в оранжевых овощах и фруктах, в чернике.
- Нет, я - главная витаминка, - сказала В, - ведь я поддерживаю работу сердца и нервной системы. Помогаю детям хорошо учиться, не уставать, не плакать без причин и спокойно засыпать. Скрываюсь я в горохе и бобах, хлебе, крупах, орехах, яйцах и мясе. Всё это любят ребята. А чтобы поддерживать хорошее настроение зимой – достаточно бананов, а летом – клубники.
Витаминки Д и С не стали спорить, но предложили:
Давайте посмотрим, что будет с ребятами, если они не будут есть сливочное масло, печень, сыр, рыбу, чёрную смородину, яблоки, красный перец, зелёный лук и капусту.
И случилась беда: дети, которые не пили чай с шиповником, не ели апельсины, смородину и другие продукты, в которых «спрятались» витамины Д и С, стали часто болеть. Ведь витамин С, который живёт в продуктах – страж нашего здоровья, борец с микробами. А дети, которые не ели булки с маслом, варёные яйца, сыр к чаю, не принимали рыбий жир, стали часто жаловаться, что у них болят зубы, они медленно растут, слабее друзей.
Думали, думали витаминки и решили:
- Все мы нужны детям и без каждого из нас может случиться беда с детским здоровьем.
-Понравилась вам сказка?
5.Первичное закрепление
Ответ хором. А кто запомнил, в каких продуктах содержится?
А) Если вы хотите хорошо расти, иметь крепкие зубы и хорошее настроение, вам нужен - ВИТАМИН А - . в печени, молоке, жирной рыбе и в желтке, оранжевых овощах и фруктах, в чернике
Б) Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен - ВИТАМИН В- . в горохе и бобах, хлебе, крупах, орехах, яйцах и мясе, бананах, клубнике.
В) Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен - ВИТАМИН С - . чёрная смородина, яблоки, красный перец, зелёный лук и капуста.
Г) Если вы хотите, чтобы ваши ноги и руки были крепкими, вам нужен - ВИТАМИН Д. булки с маслом, варёные яйца, сыр, рыбий жир, печень.
Если у человека недостаточно витаминов и других веществ, особенно весной, то может наступить авитаминоз. Человек выглядит вялым, ему хочется спать, часто болеет.
-А как вы думаете, какие овощи: свежие или вареные лучше употреблять в пищу?
Лучше всего овощи употреблять в свежем виде, так как при варке они теряют часть своих полезных веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять на другой день, так как он сохраняет полезные качества только в течение 6 часов. Фрукты можно употреблять и в виде сока.
6.Самостоятельная работа в группах
Мы совсем забыли про Карлсона. Какие советы вы можете ему дать, чтобы он поскорее выздоровел.
Поработаем в группах, но сначала , вспомним правила работы в группе.
Вам нужно будет подобрать правильное питание для Карлсона. Придумать как можно больше полезных блюд из небольшого количества продуктов.
- Оцените работу своих групп.
- А теперь возьмите карточки. Блиц-опрос. Я буду быстро задавать вопросы, а вы обводите в кружок цифру, если вы на этот вопрос ответите «ДА»
м
1
Питаться надо 3 – 4 раза в день и в одно и тоже время.
и
2
Принимать пищу надо через каждый час.
о
3
В еде надо знать меру. Не переедайте!
л
4
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
б
5
Перед едой никогда не мойте руки.
з
6
Перед сном надо много есть, пить.
о
7
Щи да каша-пища наша!
д
8
Есть надо простую, свежеприготовленную пищу,
у
9
Молоко, овощи и фрукты – вредят нашему здоровью.
в
10
Во время еды разговаривайте как можно больше.
е
11
Утром надо завтракать
я
12
Употребляйте в пищу как можно больше сладостей.
ц
13
Витамины полезны для здоровья
- Выпишите по порядку те буквы, рядом с которыми вы обвели цифру. Какое слово получилось? (МОЛОДЕЦ). Поднимите руку, у кого так получилось. Остальные не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится!