В наши дни экологическая проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели природные угодья, засоряются воздух, вода, земля.
Программа «Живой мир «она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Программа направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде.
Неполные, неблагополучные семьи, медицинский диагноз накладывают серьёзный отпечаток на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитательное значение родной природы трудно переоценить, это могущественный источник, из которого ребёнок черпает знания и впечатления.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.
Дети замечают всё: крохотного паучка, в густой траве, муравьишку на лесной лужайке. Они открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, спросить сто раз «почему».
Поэтому каждое занятие кружка – маленький шажок к экологической культуре, капля в том мире жизненного опыта, который формирует личность.
Человек, понимающий живой организм, даже если это рыба или лягушка, никогда не причинит зла другим.
В результате систематического ухода за животными, их кормление, у учащихся вырабатываются трудовые навыки, чувство постоянной заботы, ответственности, самостоятельности, что способствует положительному развитию личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Всё это составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
С целью развития мышления, наблюдательности учащихся, в структуру мероприятий можно включать дидактические и имитационные игры, задания творческого характера, здоровьесбережению будут способствовать экскурсии и целевые прогулки, театрализованные представления. Развитию экологической культуры способствуют разработка и создание экознаков, гербаризация, составление памяток, экологические акции. Для развития эмоциональной сферы учащихся в план занятий включено чтение литературных произведений и прослушивание музыки, разучивание стихов, а для развития эстетического вкуса: изготовление поделок, аппликаций, рисунков и т. д.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Живой мир» - модифицированная, составлена на основе авторских образовательных программ «Экологическое воспитание младших школьников» И. В. Цветковой и «Клуб биологов» Б. М. Лосиной. Программа скорректирована с учетом регионального компонента и адаптирована к условиям реализации в данном учреждении.
Актуальность программы:
Актуальность разработанной программы заключается в формировании экологических представлений у младших школьников и воспитании бережного отношения к природе. Экологическое образование и воспитание учащихся – это веление времени, продиктованное смой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо обладать экологическими ценностями и в соответствии сними строить свое отношение с окружающим миром.
Дети очень любят животных. Животные является одними из самых близких друзей для них. В живом уголке дети знакомятся с обитателями разных континентов нашей планеты, одомашненными человеком, учит детей правильно ухаживать за животными. Особое внимание уделяется наблюдению за поведением данного животного, его привычками, характером и др.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношения с окружающей средой – природной и социальной.
В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической культуры у ребёнка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей с ОВЗ и предполагает ознакомление с живой природой.
Новизна программы: заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность. Какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Отличительные особенности программы.
Особенности программы «Живой мир» заключаются в то, что Программа способствует углублённому изучению биологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность.
В целом программа будет способствовать:
формированию у детей на раннем этапе целостного представления о природе, мире, о месте в нем человека;
воспитанию экологической культуры, пониманию оздоровительного, практического значения природы для людей;
вовлечению детей в посильную природоохранную деятельность;
углублению теоретических знаний учащихся в области экологии, формированию ряда основополагающих экологических понятий.
Объём программы: Занятия творческого объединения состоят из двух частей - теоретической и практической. В практической части осуществляется уход за животными и растениями.
Занятия проводятся в помещении, где находится живой уголок.
Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на учащихся 1, 2, 5, классов. В группе 12 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. На практических занятиях группа делится на два звена.
Формы:
Формы для проведения занятий могут быть самыми разнообразными.
С целью развития мышления, наблюдательности учащихся, в структуру мероприятий можно включать дидактические и имитационные игры, задания творческого характера, здоровье сбережению будут способствовать экскурсии и целевые прогулки, театрализованные представления. Развитию экологической культуры способствуют разработка и создание эко знаков, гербаризация, составление памяток, экологические акции и десанты. Для развития эмоциональной сферы учащихся в план занятий включено чтение литературных произведений и прослушивание музыки, разучивание стихов, а для развития эстетического вкуса: изготовление поделок, аппликаций, рисунков и т. д.
Занятия творческого объединения состоят из двух частей - теоретической и практической. В практической части осуществляется уход за животными и растениями.
Методы работы:
Словесные
Наглядные
Словесные
Поисково-исследовательский
Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
1.2. Цель: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у детей с ОВЗ.
Задачи:
I. Обучающие:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
II. Развивающие:
Развитие эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие творческих способностей, мелкой моторики при работе с природным материалом, бумагой, тканью.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
III. Воспитательные:
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
1.3. Содержание программы.
I. Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе: наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разные времена года: тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер, яркое солнце, облака.
Знакомство с временами года (основные признаки), их названия.
Временные представления день-ночь. Их признаки, сравнение признаков.
Растения и животные в разные времена года.
Наблюдение за жизнью растений в разные времена года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов семян деревьев.
Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсий. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян
. Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, их поведением.
Игры детей в разные времена года. Одежда людей зимой, весной, летом, осенью.
II. Неживая природа.
Знакомство с объектами неживой природы.
Наблюдения за солнцем, луной, облаками, ветром, землей в разное время, их отражение в рисунках, аппликациях, рассказах.
III. Живая природа.
1. Растения.
2. Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.
Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок. Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, ростом растения.
Наблюдения за набуханием почек, и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных в воду.
Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие их формы, цвета, величины).
Овощи и фрукты (по 2-3 названия). Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.
Знакомство с названиями растений, наиболее распространенных в местности.
3. Животные.
Знакомство с названиями животных, наиболее распространенных в данной местности. Их внешний вид, части тела, повадки.
Наблюдения за жизнью животных живого уголка. Уход за ними
. Наблюдения за птицами, их поведением.
Аквариум. Наблюдения за рыбами, живущими в аквариуме. Наблюдения за насекомыми.
Календарно-учебный график.
№
Название разделов, тем
Количество часов.
Всего.
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
-
2
Природа окрестностей школы.
6
1
5
3
Растения зимой(рассказ)
2
1
1
4
Птицы зимой.
4
1
3
5
Перелётные птицы.
2
1
1
6
Рассказ о комнатных растениях.
2
1
1
7
Презентация «Красная книга-растений»
2
1
1
8
Конкурс рисунков «Тихая моя Родина!»
2
1
1
9
Уход за комнатными растениями.
6
1
5
10
Экскурсия «Зимующие птицы»
4
1
3
11
Экскурсия «Эх зимушка-зима»
2
1
1
12
Наш-край Карелия-
2
1
1
13
Уход за домашними животными». (презентация)
2
1
1
14
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
2
1
1
15
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
5
1
4
16
Уборка живого уголка «Чистый уголок»
6
1
5
17
Кормление животных (живого уголка)
10
1
9
18
Дикие животные (презентация)
2
1
1
19
«Домашний питомец» домашние животные.
4
1
3
20
Значение воды в жизни растений и животных.
1
1
-
21
Природа- наш дом.
1
1
-
Итого:
68
Объём часов в год составляет 68 часов (так как в каникулярное время дети отсутствуют в образовательном учреждении).
Учебно-тематический план (1 год)
№
Наименование темы
Кол-во часов
Теория
Практика
Формы занятий
Деятельностно-практическая работа.
1
Вводное занятие.
1
1
-
Занимательное занятие.
Изготовление эмблем «Живой уголок».
2
Природа окрестностей школы.
6
1
5
Экскурсия, чтение художественной литературы.
Выставка рисунков, поделок, заготовка природного материала.
3
Растения зимой(рассказ)
2
1
1
Экскурсия, чтение художественной литературы.
Пересказ.
4
Птицы зимой.
4
1
3
Экскурсия, рассказ о зимующих птиц.
Кормление птиц.
5
Перелётные птицы.
2
1
1
Экскурсия, разгадывание загадок.
Пересказ.
6
Рассказ о комнатных растениях.
2
1
1
Рисование, разгадывание загадок.
Подкормка комнатных цветов, рыхление почвы.
7
Презентация «Красная книга-растений»
2
1
1
Просмотр презентации, рисование.
Изготовление красной книги.
8
Конкурс рисунков «Тихая моя Родина!»
2
1
1
Разучивание стихов, имитационные игры.
Выставка рисунков.
9
Уход за комнатными растениями.
6
1
5
Рыхление почвы, поливка.
Поливка цветов.
10
Экскурсия «Зимующие птицы»
4
1
Экскурсия, рассказ о зимующих птицах.
Кормление птиц
11
Экскурсия «Эх зимушка-зима»
2
1
1
Экскурсия
Выставка природного материала
12
Наш-край Карелия-
2
1
1
Работа с литературой в библиотеке. Просмотр иллюстраций
Пересказ.
13
Уход за домашними животными». (презентация)
2
1
1
Чтение художественной литературы. (рассказ о домашних животных)
Кормление домашних животных.
14
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
2
1
1
Изготовление кормушки из пластиковых бутылок.
Выставка изделия.
15
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
Чтение художественной литературы. Иллюстрации диких животных.
Выставка рисунков.
19
«Домашний питомец» домашние животные.
4
1
3
Чтение рассказов о домашних животных. Иллюстрации с домашними животными.
Выставка рисунков.
20
Значение воды в жизни растений и животных.»
2
1
1
Беседа. Практикум. Дидактическая игра.
Выпуск информационного листа.
21
Природа- наш дом.
2
1
1
Целевая прогулка. Сбор природного материала.
Поделки из природного материала.
Итого:
68
1.4. Планируемые результаты.
В результате обучения по программе ребенок:
В результате обучения по программе у ребенка:
- будет знать названия и биологию 3-4 видов представителей каждого класса животных, 6-8 видов комнатных растений.
Будет сформирована устойчивая потребность.
-будет уметь проявлять живой интерес к природе.
Будут воспитаны морально-волевые и моральные качества.
- будет иметь представление о живой и не живой природе.
Будут развиты творческие способности детей.
- будет сформирована устойчивая потребность к правилам охраны природы.
Будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.
- будут воспитаны морально-волевые качества ребёнка.
Будет воспитана устойчивая потребность к навыкам самообразованию;
-научится делать поделки, аппликации.
Будет сформирована активная жизненная позиция.
-расширит представления об окружающим мире.
Будут развиты творческие способности.
-получит навыки самообслуживания.
Будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Ухаживать за животными и растениями.
Пересаживать комнатные растения.
Провести экскурсию в живом уголке.
Подготовить рассказ о животном или растении по определённому плану.
Выполнить поделку, рисунок, аппликацию.
Посадить или пересадить растение.
Замечать зоны экологической опасность.
Для реализации программы имеется просторный, светлый кабинет.
В наличии имеются животные: морская свинка, попугай, а также разные виды комнатных растений.
Имеется необходимое оборудование и инструменты.
Результаты работы могут быть зафиксированы:
1. В дневниках наблюдения.
2. По качеству рисунков, аппликаций, поделок, по количеству растений в кабинете.
3. По результатам участия ребят в выставках, конкурсах, праздниках.
4. Тестирование и анкетирование учащихся.
5.Анализ творческих работ.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).
7. Исследователи природы. // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1983. – 288 с.
8. Экологическое краеведение. Экология. // Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля. Научно-методический сборник (Под ред. Д.В. Моргуна). – М., 2005. – 140 с.
9. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995. – 26 с.
10. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 1993. – 16 с
11. Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Говорящие птицы. – М.: Наука, 1990. – 205 с.
12. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
13. Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: Лесная промышленность, 1986. – 152 с.
14. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989. – 224 с.
15. Демянчик В.Т. Как ухаживать за птицами. – Минск: Литература, 1998. – 320 с.
16. Рахманов А.И. Домашняя канарейка. Содержание. Разведение. Кормление. – М., 2003. – 64 с.
Физминутки.
Приложение №1
Физминутки
1
«Листики осенние»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели
2
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем и листочки собираем. Собирать их каждый рад - Просто чудный листопад!
3
«Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок: Мы потопаем, мы похлопаем. Будем весело плясать, будем руки согревать. Мы потопаем, мы похлопаем, чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
4
«Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала Села, посидела и нектар поела. Два своих больших крыла опустила, подняла Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5
«Неваляшки»
Мы веселые милашки Чудо – куклы, неваляшки. Мы танцуем и поем: Очень весело живем!
6
«Зарядка»
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! И водою обливаться, раз – два – раз – два! А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
7
«Зарядка»
Мы хлопаем руками: Хлоп… Мы топаем ногами: Топ… Машем мы руками, киваем головой. Раз, два – выше голова три, четыре – руки шире Пять, шесть – тихо сесть.
8
«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.
9
«Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балериной, мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок ─ Получается снежок.
10
«Маленькие птички»
Маленькие птички, Птички-невелички, по лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло Там уютно и тепло.
11
«В лесной лужайке»
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал ─ Не споткнулся, не упал.
12
«Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей!
13
«Игрушки»
Вот большая пирамидка и веселый мячик звонкий, Мягкий мишка косолапый - Все живут в большой коробке, но когда ложусь я спать начинают все играть!
14
«Гриша шел-шел-шел»
Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, два - грибок, три - грибок, положил их в кузовок.
15
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
16
«Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.
17
«Медведь и пчёлы»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. Облизывает лапу сластёна косолапый, А пчёлы налетают, медведя прогоняют. А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
Пальчиковые игры
1
«Листья»
Мы дорожки подметаем, Листья в кучи собираем, чтоб гуляя, малыши веселились от души! Ох, устали - Отдохнем И домой скорей пойдем
2
«Помощники»
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так ─ Не обидятся никак.
3
«Капуста»
Мы капусту рубим - рубим, мы капусту солим - солим, мы капусту трем - трем, мы капусту жмём – жмём
4
«Цветы»
Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, Пять волшебных лепесточков.
5
«Мы играли, рисовали»
Мы играли, рисовали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг - скок, прыг - скок, Прискакали на лужок. . Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке.
6
«Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.
7
«Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «УРА!» На парад идти пора.
8
«Лодочка»
Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.
9
«Кузнечик»
Я гуляю по дорожке А кузнечик скачет рядом наклонюсь, возьму в ладошки здесь скакать ему не надо, пусть сидит он лучше в травке: Там с ним будет все в порядке
10
«Волна»
Светит полная луна – За луной бежит волна, Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море… Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум… Но так долго вредно спать – Нам давно пора вставать.
11
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
12
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!
13
«Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.
14
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья!