kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методика преподавания народного - сценического танца в первый год обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрываются особенности преподавания народно-сценического танца на начальном этапе обучения предмету в  ДШИ по предпрофессиональной программе "Хореографическое творчество"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методика преподавания народного - сценического танца в первый год обучения»»

«Методика преподавания народного - сценического танца (первый год обучения)»


Введение

В детской школе искусств по дополнительной предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество» изучение народного танца начинается в 4 классе, после того, как учащиеся в 3 классе освоили основы классики.

Несколько слов по поводу одной кажущейся «мелочи» – обуви учащихся. Очень часто они носят на уроке народного танца мягкую балетную обувь или джазовки, обувь без каблуков. Каблучная обувь нужна с первого дня обучения и при этом вначале даже больше, чем в последующем. Отсутствие каблуков даёт учащимся совершенно иное ощущение движения, искажает его рисунок, настолько быстро, что они свыкаются с неправильным исполнением и расценивают его, как должное. Всевозможные выстукивающие движения, пяточные удары и т.д. теряют в мягкой обуви всю свою характерность, рельефность стуков, мазков и «шарканья» ногой по полу и этим дезориентируют учащегося.

В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию любого народно-сценического танца, любого задания педагога.

Урок народного танца, так же как и классического, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Педагогу нужно научиться строить урок, рационально распределяя силовые нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат учащихся. Особое внимание нужно обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Урок народного танца должен стать основой совершенствования техники исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии, умением передать её национальные особенности и характерную манеру исполнения.

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.

Все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях. В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. На первом году обучения экзерсису у станка отводится значительная часть времени – до половины урока.

1. Основные части урока народно-сценического танца

Прежде чем приступить к методике каждого упражнения, необходимо помнить, что ни одно движение народного экзерсиса (его музыкальная раскладка, методика выполнения, задачи этого движения), не должно противоречить методике классического танца. Нельзя допускать, чтобы освоение народных элементов опережало освоение и отработки классических. На первоначальном этапе обучения народный танец должен быть всецело направлен на развитие и закрепление основных задач классического танца.

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации нужно только на середине зала. Исполнение, как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент.

Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой- либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, разучивание движений у станка служит тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, т. е. координации движений. Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук корпуса и головы. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, учащиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.

Урок народного танца состоит из трёх частей:

  1. Упражнения у станка;

  2. Движения на середине зала;

  3. Разучивание и композиционное построение учебных комбинаций и этюдов на танцевальном материале народных танцев.

Требования к музыкальному оформлению урока народно - сценического танца:

Урок народного танца отличается от классического тем, что он строится на основе какого либо национального танца. Поэтому подбор музыкального материала должен быть тщательным и умелым. Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка. Если этюд на этнографическом, фольклорном материале, то и музыка должна быть фольклорной, а не сочинения композиторов на эти темы.

Принципы музыкального оформления урока:

- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю;

- подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;

- проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);

- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);

- использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;

- воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры.

Темп музыкального сопровождения на первых годах разучивания большинства элементов не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве своем происходит на музыкальный размер 2/4. 

Важным моментом, организующим учащихся, является музыка. На уроках народного танца первого года обучения она должна иметь незамысловатую мелодию при четком ритмическом рисунке. Не исключено повторение одной и той же мелодии, для того, чтобы можно было привыкнуть к ней и лучше различать начало и доли такта. Способность внимательно и верно воспринимать музыку необходимо воспитывать с первого года обучения, причем делать это последовательно, своевременно переходя от простого к сложному.

Урок народно-сценического танца состоит из трех частей:

I. Экзерсис у станка

Экзерсис (ехеrсісе (фр.) - упражнение), первая часть урока народно-сценического танца, предполагает упражнения у станка и вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис - это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, салонного и сценического танца наиболее одаренными представителями этого искусства. Экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу

Экзерсис помогает исправлению природных физических недостатков (косолапость, сутулость, расхлябанность и др.). Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов:

1. навыки овладения устойчивостью в танце - апломбом;

2. навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;

3. координация движения рук, ног, головы;

4. навыки плавного беспрерывного движения рук;

5. умение держать спину и голову во время любых вращений.

Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно или совсем не развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.

Построение всех комбинаций придерживается принципа от простого к сложному. Любая комбинация не должна быть громоздкой, продолжительной во времени: при музыкальном размере 4/4 продолжительность комбинации, не более 8 – 12 тактов, при музыкальном размере 3/4 - 16 – 32 такта, при музыкальном размере 2/4 – не более 32 тактов.

Основной целью первого года обучения является знакомство с основами народного танца, формирование интереса к народной хореографии.

В этот период среди основных задач преподавателя можно выделить:

1. Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости и т.д.).

2. Развитие хореографических данных.

3. Знакомство с особенностями народного танца.

4. Овладение понятийным аппаратом.

5. Постановка корпуса, рук, ног, головы у станка и на середине зала.

6. Приобретение навыков исполнения основных элементов экзерсиса.

7. Освоение основных элементов русского, украинского, белорусского танцев, танцев народностей России и танцев стран Балтии (по выбору преподавателя).

8. Развитие музыкальности, ритмичности, координации, пространственной ориентации.

9. Воспитание трудолюбия, терпения, формирования навыков общения в коллективе.

Один из важнейших факторов работы первого года обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) даёт возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию.

Обучение происходит путём практического показа и словесных объяснений. Преподавателю необходимо чётко определять баланс в сочетании этих методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае учащиеся воспринимают материал подражательно и неосознанно. Все новые движения нужно показывать замедленно, как бы по складам, подтверждая устными пояснениями.

Разучивание движения можно разделить на несколько этапов:

- показ движения полностью, в темпе, с музыкальным сопровождением;

- показ частей или основных моментов;

- повторение без музыки;

- исполнение с музыкальным сопровождением;

- разбор сложных моментов;

- исполнение с музыкальным сопровождением.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определённым эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.

Экзерсис у станка

1. Постановка корпусарук, головы.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на полку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях.

Кисти рук свободно положены на палку против середины корпуса рядом одна с другой. Ноги в I позиции. В выворотном положении мышцы ног и колени напряжены и подтянуты. Корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи свободно опущены, раскрыты и развёрнуты параллельно палке. Лопатки не соединяются. Ягодичные мышцы напряжены и подтянуты к верху.

Музыкальный размер 4/4. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы, затем расслабляем все мышцы до следующей музыкальной фразы.

Подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчает тем самым развитие выворотности.

2. Позиции ног – выворотные, прямые, закрытые, свободные.

3. Подготовка к началу движения (preparation).

Preparation на первоначальном этапе обучения выполняется в такой последовательности: если музыкальный размер 4/4 то 1такт пауза, 2-ой такт открытие руки во 2-ю позицию; если музыкальный размер 2/4 то 2 такта пауза, на следующие 2-а такта открытие руки. В дальнейшем preparation делается на 1 и 2-а такта соответственно с выше написанным. Переход из позиции в позицию осуществляется при помощи battement tendu.

После тщательного изучения demi plie приступают к drand plie. Методика выполнения этих двух движений очень схожа с классической. Сфера применения plie в характерном танце очень широка, многие характерные танцы исполняются на присогнутых ногах.

В танцах очень применяется задержка на полуприседании и даже в полном plie. На этом принципе построена вся присядка. По этому по усвоению этих 2-х движений, в комбинации на plie обязательно вводят "резкие приседания" по всем позициям.

4. Переводы ног из позиции в позицию – скольжением стопы, разворотом стоп.

5. Demi plie- Полуприседания и полные приседания по выворотным и прямым позициям/ Demi plie начинают изучать стоя лицом к палке, по I, II, III, V позициях. Сначала движение исполняется раздельно по 4 раза в каждой позиции на такт 4/4,затем подряд во всех позициях не более 2-х раз в каждой. Когда demi-plie исполняется, держась одной рукой за палку, перед началом свободная рука выполняет preparation.

6. Battement tendu-Скольжение стопой по полу, с переводом стопы с носка на каблук.

Характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги. Первоначальное изучение идёт из 1 позиции. По мере усвоения исполняется по V позиции. Необходимо следить за подтянутостью ног и корпуса, выворотном положении и работе ног, за неподвижностью корпуса.

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта 2/4,затем на 1 такт 2/4. Но при исполнении характерного battement tendu речь идет не только о вытягивании ноги, но и о выбрасывании, сгибании, переводе с носка на пятку. По усвоению battement tendu, в комбинацию добавляют элементы характерные только для народного танца. Рабочая нога может переводится с носка на каблук, менять направление движения через demi rond. Опорная нога может сгибаться в колене и пристукивать каблуком. Руки (это касается большинства движений в экзерсисе у станка), на первоначальном этапе не нужно перегружать работой, а лучше чтобы они сохраняли положение 2-ой позиции. Участвовали в работе лишь только тогда, когда, в меньшей степени задействованы ноги.

7. Battement tendu jete- Маленькие броски.

Бросок ноги на 25°. Первоначальное изучение и музыкальная раскладка такая же, как и в battement tendu. В отличии от классического battement tendu jete народный исполняют на согнутой в колене рабочей ноге и подъемом и опусканием пятки на пол. Движение должно быть четким, острым. Во втором полугодии первого класса можно исполнить jete в итальянском, либо в любом другом характере, это сделает движение и урок интересней, разнообразней. Но необходимо помнить, что перегружать характерными движениями той или иной национальности нельзя, допускаемый процент таких движений не должен превышать 25%.

8. Pas tortillе (Потартье)- «Змейка».

Упражнение направленное на развитие стопы. Выполняется как на ровных ногах, так и на plie. Необходимо следить за положением стоп. Под конец 1-го года обучения это обучения это упражнение может выполняться в любой национальности.

9. Pond de jambe par tere -Подготовка к круговому скольжению носком по полу.

Из исходного положения I позиции исполнитель делает preparation, после чего рабочая нога находится в положении con-de-pied сзади. Колено поворачивается во внутрь при этом стопа скользя наружным ребром по полу, проводится вдоль левой. Зайдя за неё и выдвинувшись предельно вперёд, останавливается на ребре носка. Подъём скошен, колено прямое.

Затем нога описывает полукруг, стопа из скошенного положения переходит в выворотное. Приподнять ногу от пола и рывком подвести к щиколотки левой ноги. Музыкальный размер 4/4. Первоначально исполняется на 1 такт 4/4. По мере изучения demi-pond, исполняется целый pond. Также рабочая нога может двигаться не только носком по полу но и каблуком. Опорная нога может быть согнута в колене. Очень часто rond исполняют в лирическом украинском характере, где применяют degage, конечные позы на releve с характерными данной национальности руками.

10. Каблучное выстукивание– чередование ударов стопой и полупальцами, с переносом тяжести корпуса; с одним или двумя ударами.

Упражнение характерное только для народного танца. Исходное положение: опорная нога на plie пятка поднята от пола, рабочая нога согнута в колене всей стопой стоит на полу. На "раз" фиксация рабочей ноги con-de-pied вперёд на "два" вытянуть вперёд на каблук, на "три"-вернуть ногу на con-de-pied, на "четыре"-поставить в исходное положение. Основная задача, четкость не размазанность движения, точная фиксация ноги на con-de-pied. По мере изучения добавляются удары каблуком об пол, перевод рабочей ноги через demi rond, допускаются элементы ковырялочки. Руки, для выработки устойчивости и неподвижности корпуса лучше держать во II позиции.

11. Подготовка к «веревочке».

Ещё одно характерное движение только для народного танца. Первоначальное обучение проходит лицом к станку, для того, чтобы закрепить корпус в неподвижном состоянии. Из исходного V положения ног ученик рабочую ногу сгибая в колене, резко поднимает вверх до положения 90°(passe), так что вытянутая стопа скользит по левой ноге впереди, переводится носком назад и опускается вниз. Подготовка к верёвочке изучается сначала на всей стопе и с ровным опорным коленом.

Затем, опорное колено сгибается, идёт чередование на всей стопе и на полупальцах, включаются различные ритмические акценты. И в конце первого года обучения подготовка к верёвочке исполняется держась одной рукой за станок, чередуя разные ритмические рисунки, и с разворотом колена к станку и от станка.

12. Battement fondu.

На первом году обучения следует отдельно прорабатывать, а затем чередовать классическое и народное fondu. При народном fondu колено рабочей ноги разворачивается во внутрь стопа из положения con-de-pied сзади, приходит в положение con-de-pied впереди, одновременно опорная нога делает plie, и только потом одновременно вытягиваются в колене, при этом рабочая нога открывается в сторону, делается flac к себе в исходное положение. Необходимо тщательно следить за выворотностью, четким положением con-de-pied, плавным характером движения.

13. Элементы группы адажио (battement releve lent и battement devellope).

– медленное поднимание ноги на 90. Одно из наиболее трудных движений экзерсиса, развивает силу ног, бедра, шаг, подготавливает ноги и тело. При исполнении этого движения нога поднимается на 90°и выше.

Музыкальный размер:4/4,изучается на два такта 4/4. Необходимо следить за подтянутостью опорной ноги, и мышц бедра, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Поднимать и опускать ногу надо сдержано, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвинуть ногу скользящим движением в исходное положение. Движение следует выполнять не менее 2-х раз по всем направлениям. Рука должна находится во II позиции, это даёт дополнительную устойчивость и неподвижность корпусу.

14. Grand battement jete (большие броски).

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта, проходя и фиксируя все положения стопы на полу, затем на один такт. Упражнение выполняется не менее 4-х раз в каждом направлении. В комбинацию могут быть включены releve, plie. Рука должна быть открыта во II позиции. Менять позицию руки необходимо при неподвижном положении ног. Бросок должен быть легким, резким, с акцентом наверх. В дальнейшем можно применять более сложный вариант после броска наверх, рабочая нога опускается на пятку, опорная при этом сгибается в колене, затем одновременно рабочая нога переводится на носок, а опорная вытягивается.

15. Для мальчиков. Подготовительные упражнения к присядкам и полуприсядкам (лицом к станку) – посадка на присядку, «мячик», открывание ног на каблук в сторону, отскок с открыванием ноги в сторону на каблук.

II. Упражнения на середине зала.

Упражнения на середине зала развивают технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук. Несложные комбинации двух трёх движений подготавливают учащегося к овладению формой, и стилем народно-характерного танца и к усложнённым комбинациям, развивающим координацию движений всего тела и выразительность танца. В этой части урока проучиваются основные элементы русского народного танца – ковырялочка, верёвочка, моталочка, дроби, вращения и т.д., в чистом виде и комбинациях. А также движения и элементы танцев различных национальностей, как подготовительные движения для использования их в этюдной форме. Осваиваются основные элементы русского, белорусского, украинского и других танцев (по выбору преподавателя).

Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Изучение новых движений народного танца должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться из ранее хорошо усвоенных элементов, к которым добавляется новая деталь. Это правило актуально, как для преподавания народного танца на первом году обучения, так и на протяжении всего срока, обусловленного программой обучения. При этом надо помнить, что движение только тогда развивается, когда учащиеся хорошо чувствуют меру своего мышечного напряжения.

Наиболее результативными упражнениями для усвоения любого народного танца служат элементы этих танцев.

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Описание некоторых шагов:

1. Простой

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкиеполупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - пауза.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая - шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть

первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,

вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Танцевальные шаги наиболее характерный элемент народной хореографии. Они являются основой всех танцев, особенно русских как старинных, традиционных так и современных.

Чаще всего шаги встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках.

В русском народном танце существует большое количество шагов-шаг с переступанием, простой сценический шаг, переменный шаг, тройной, шаркающий, шаг с соскоком, шаг с притопом, подбивка, припадание и многие другие. Они играют большую роль в соединении отдельных движений между собой. Простой шаг исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа шаг переходит в бег.

Основные движения:

«Ковырялочка»
Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.
Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.
«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.
«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.
«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .
«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.
«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданиемдробями и другими основными элементами русского танца.

«Гармошка».
Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.
«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.
«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.
«Моталочка».

Исполняется 2 такта 2/4. Необходимо следить за четким соскоком опорной ноги в пол, четким одинаковым по значению "шарканьем" рабочей ноги об пол. В дальнейшем движение исполняется на 1 такт 2/4,поочерёдно левой и правой ногой, добавляются более усложненные элементы.

Эта группа элементов основана на движении ног от колена вперед-назад, вправо-влево, от себя-к себе , при этом ударяют в пол полупальцами или ребром каблука, реже всей стопой. Движение можно выполнять одной ногой подряд и поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками на опорной ноге- на полной стопе или на полупальцах.

«Припадание».

Исполняется по III выворотной позиции сначала с руками статичными, позже с открыванием рук на II позицию.

«Веревочка».

Движение под названием «веревочка» прочно вошло в русский танец. Движения ног в танце имитируют процесс завивание веревки.

В то время как ноги энергично " вьют веревочку "- исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни назад, ни вперед, корпус его прямой и почти неподвижный. Эта простая или, как ее часто называют, одинарная, является основой других видов. Может исполняться на всей стопе, и на невысоких полупальцах. Необходимо следить за тем, чтобы соскок в пол был четким, рабочая нога скользила носком точно по опорной ноге, колени были предельно развёрнуты в стороны, рабочая нога поднималась не ниже, чем до колена опорной ноги.

По усвоению и закреплению навыков исполнения простой «верёвочки», можно приступать к более усложненной: двойной, синкопированной, с переступанием, с вращением и передвижением вперёд, назад, влево и вправо. Первоначальное изучение на 2 такта 2/4.

Дробные выстукивания.

Дроби- один из самых распространенных элементов русского народного танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В ни выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими- стучащими, но они могут быть и тихими- журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах.

Дробь-это движение русского танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары и выстукивание, в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными и даже тройными. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко. Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Очень важно не перенасытить дробные выстукивания чересчур сложными элементами, и сложным ритмическим рисунком. Лучше всего дробные выстукивания сделать в форме перепляса. Можно сделать с ковырялочкой, игровыми элементами, позировками.

«Вращения».

Каждый преподаватель начинает обучать детей технике вращения по-своему. На мой взгляд, главное – объяснить и научить учащихся правильно «держать точку», т.е. все время во вращении, смотреть в одну «точку», чтоб не закружиться. А также, подтянуто держать голову, шею, корпус, руки и ноги.

III. Работа над комбинациями, этюдами и танцами.

Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.

Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.

Сначала идёт разучивание отдельных, входящих в этот танец, движений ног; затем необходимо "ввести" руки и если есть, работать над позами и положениями в парном танце. В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

С разучиванием движений танца, начинается основная работа над танцевальным образом. Точный показ педагога должен помочь ученикам увидеть типичные черты образа. Таким образом, чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, осмысленность с творческим поиском учащихся. Движения применяемые в танце не должны опережать программу первого года обучения, они должны быть направлены на закрепление, повторение, отработку выученных элементов. Выполняемые движения

Основные принципы организации педагогического процесса:

- системность, последовательность;

- развитие от простого к сложному;

- распределение физической нагрузки;

- выработка правильного дыхания;

- перспективность, целенаправленность.




Заключение

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, эстетического и художественного развития и образования.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты - всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют, первостепенное значение. Потому так важен отбор музыкального сопровождения в период обучения.

Общая черта танцевальной музыки - определенность и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчетливое их выражение. Отступления от этого правила редки.

Освоение народных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах народного танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение народного танца дают значительную спортивно- физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела.

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народной хореографией органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность. Внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.

Список литературы:

1.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М: Владос, 2004.

3.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М: Владос, 2005.

4.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М: Владос, 2004.

5.Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. - СПб, 1999.

6.Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Методика преподавания народного - сценического танца в первый год обучения»

Автор: Смирнова Ирина Николаевна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610492


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства