Методическая разработка по развитию речи «Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Письмо полуовалов»
Методическая разработка по развитию речи «Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Письмо полуовалов»
Составление рассказов по собственным наблюдениям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по развитию речи «Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Письмо полуовалов»»
Тема: составление текста по серии сюжетных картинок.
Цель: обучение составлению устного рассказа по серии сюжетных картинок.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в составлении предложений.
Тренировать умение составлять связный текст.
Развивающие:
Развивать память, внимание, мышление, устную речь учащихся.
Развивать умение анализировать и делать выводы, рассуждать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к животному миру, желание заботиться о птицах и помогать им в трудное время года (зимой).
Расширять словарный запас детей.
Уточнять, расширять знания о птицах.
Формировать навыки сотрудничества.
Воспитывать учебную активность.
Оборудование:
Таблица «Речь».
Картинки: гусь, осы, лошадь, утка, белка.
Картинки (вырезанные): голуби, воробьи, синички, снегири и т.д. (по количеству детей в классе),
а так же ягод, орешек – корм для птиц.
Картинки скворечника и кормушки.
Большие рисунки воробья, снегиря, синички.
Макет кормушки.
Сюжетные картинки – 4 вида (работа по группам) – для составления устных рассказов.
«Незнайка».
Карточки со словами для составления предложений: «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь», «Галдят грачата на галчат», «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит».
Ход урока.
Организация класса. Настрой на урок.
Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Покажите своё настроение с помощью доброй улыбки. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке нам работалось очень дружно.
Сообщение темы и цели урока.
- Вы говорили, я говорила, мы слушали друг друга. Всё, что мы говорим и слышим, читаем и пишем – это? (Речь).
- Какая бывает речь? (Устная и письменная).
- Какой речью мы пользуемся сейчас? (Устной).
Вывод: Сегодня на уроке мы будем развивать свою речь, учиться точно употреблять слова и предложения, составлять текст по картинкам.
Игры Деда-Буквоеда.
Дед-Буквоед съел буквы, вместо них оставил только картинки. Посмотрите внимательно на картинки, озвучьте их.
- Из каждого слова возьмём только первый звук г , о , л , у , б
- Какое получилось слово? (Голубь). Кто это? (Птица).
Логическое упражнение.
- Улетает ли голубь в тёплые края? Как живётся птицам, остающимся зимовать?
- Что должны делать люди? Посмотрите, на этих картинках показана помощь людей птицам. Что бы вы выбрали зимой? Почему?
А вы не забываете помогать птичкам? Ведь сейчас у нас какое время года?
- Давайте повесим и у нас в классе кормушку. (На доске большой рисунок)
- Голубь уже прилетел на нашу кормушку. А какие птицы ещё могут прилететь и полакомиться угощением, отгадайте загадки:
(Отгадав загадку, дети берут с парт птичек и прикрепляют их на кормушку).
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) – Как догадались?
Там, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках… (Снегири)
Желтопузая певичка,
Маленькая я … (Синичка)
Чёрненькая птичка,
Птичка-невеличка,
Мошек быстро ловит –
Своих крошек кормит. (Ласточка) – Почему у вас нет ласточки?
Физминутка.
Голодно, холодно, галки, воробьи!
Голодно, голуби – гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль, гуль, гуль!
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Вспомним, как составлять текст по картинкам (коллективная работа):
- Рассмотрите картинки. Расположите картинки по порядку. Определите тему. О чём будете рассказывать? Заголовок?
- Рассказываем о том, что нарисовано: - Однажды…
(Составление рассказа по серии картинок на доске)
Деление на 4 группы. Учитель рассаживает детей по группам по принципу: в каждой группе должны быть сильный, средний, слабый ученики (разноуровневые группы).
Вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и качественно?
Вывешивается плакат – повторение правил работы в группе (приложение)
Самостоятельная работа в группах по плану:
Рассмотрите картинки
Расположите их по порядку
Подумайте: о чём будет ваш рассказ, озаглавьте (выслушайте каждого и выберите лучшие заголовки)
По каждой картинке составьте одно-два предложения (выслушайте каждого и выберите лучшие предложения)
Расскажите друг другу рассказ целиком
Выберите человека, который выступит с рассказом перед классом
(Каждой группе раздаётся своя серия сюжетных картинок)
Выступление от каждой группы: Правильность расположения картинок. Заголовок. Текст.
Оценка, самооценка работы
–Рассказ какой группы вам понравился? Почему?
- Оцените свою работу в группе (Дети показывают знаки:
- очень доволен своей работой, - хорошо поработал, - надо постараться)
- Что получилось?Какие были затруднения?
Упражнение на развитие логического мышления.
- Незнайка тоже составлял рассказ. Послушайте внимательно.
Была ночь. Ярко светило солнце. Мы вышли на балкон полюбоваться звёздным небом.
- Всё ли правильно? Найдите ошибку. Докажите.
VI. (Дополнительно для «сильного» класса) Самостоятельная работа по инструкции в группах.
1-я группа: Составьте из слов пословицу. Объясните её смысл.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
2-я группа: Составьте скороговорку. Выучите и произнесите её быстро.