Методическая разработка «Организация мониторинга образовательных результатов в объединении начального технического моделирования»
Методическая разработка «Организация мониторинга образовательных результатов в объединении начального технического моделирования»
Цель разработки: формирование системного подхода к определению качества образовЦель разработки: формирование системного подхода к определению качества образовательных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Организация мониторинга образовательных результатов в объединении начального технического моделирования»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методическая разработка
«Организация мониторинга образовательных
результатов в объединении начального технического моделирования»
Составила:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Захарова Тамара Григорьевна
г.Ханты-Мансийск,
2018 г
Методическая разработка
«Организация мониторинга образовательных результатов в объединении начального технического моделирования»
Цель разработки: формирование системного подхода к определению качества образовательных результатов.
Техническое моделирование и конструирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию творческих способностей в области техники.
Готовить учащихся к техническому творчеству – это значит на основе дидактических принципов, систематичности, доступности знакомить их с современной техникой, устройствами, учить наблюдать, размышлять, представлять, решать простейшие конструкторские задачи.
Задача педагога состоит в том, чтобы за период обучения сформировать у учащихся необходимые навыки практической деятельности с использованием различных материалов, навыки работы с чертежными инструментами, дать первоначальные знания по графической подготовке, обеспечить творческий подход к изучению материала.
В объединениях начального технического моделирования, как и во всей системе дополнительного образования – безоценочная система обучения.
Но с целью повышения мотивации обучения, выявления одаренных детей, развития творческого потенциала учащихся, повышения качества и результативности обучения возникает необходимость введения системы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Формы отслеживания результатов могут быть различными и определяются они педагогом в зависимости от направления деятельности: тестирование, анкетирование, творческое задание, самостоятельная работа, конкурс, соревнование, выставка, выполнение и защита проекта и т.д.
Все эти формы отслеживания результатов способствуют созданию ситуации успеха для учащихся, повышая их собственную самооценку и статус в глазах сверстников, родителей и педагогов.
Актуальность организации мониторинга образовательных результатов на сегодняшний день состоит в том, что педагогический контроль ЗУН является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Он выполняет обучающую, воспитывающую и контролирующие функции. От объективности проверки ЗУН зависит отношение детей к труду, а также формируются такие качества личности, как самостоятельность, трудолюбие, целеустремлённость, творческий подход к работе.
Образовательным результатом в системе дополнительного образования можно считать итог работы ребёнка в образовательном процессе, т.е. итог освоения им программного материала. Таким образом, результат представляет собой плод усилий ребёнка и это может выражаться степенью его успешности или не успешности.
Учреждения дополнительного образования, сохраняя свою самоценность: свобода выбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, заимствуют некоторые формы организации обучения и контроля у общеобразовательной школы.
Общепринятую схему педагогического контроля можно применить и в дополнительном образовании (см. схему).
Педагогический контроль
Предварительный
Текущий
Итоговый
Поощрения
(грамоты, призы, баллы, экран творческого роста)
Использование данной схемы организации мониторинга образовательных результатов позволяет выстроить определенную систему контроля ЗУН учащихся:
- предварительный контроль: проведение бесед с учащимися с целью выявления подготовленности к выполнению заданий;
- текущий контроль: проводится с целью выявления освоения программного материала по окончанию изучения раздела или темы образовательной программы. Текущий контроль проводится в форме тестирования, викторин, конкурсов, творческих заданий, самостоятельных работ, смотра знаний и т.д.
В качестве примера к данной работе приложены:
методическая разработка учебного занятия по контролю знаний, умений и навыков учащихся по разделу «Графическая подготовка» (приложение 1);
тесты по разделу программы «Инструменты и материалы» (приложение 2);
карточки-задания по теме «Изучение геометрических тел» (приложение 3)
итоговый контроль: подведение результатов обучения, проводится в форме выставок детского творчества.
Для диагностирования результатов образовательной деятельности разработаны критерии оценивания работ учащихся (приложение 4,5,6), в соответствии с которыми проводится анализ и выявляются положительные и отрицательные результаты.
Данная система мониторинга образовательных результатов применяется в течение учебного года, по окончанию изучения разделов и тем программы. После каждого занятия по контролю ЗУН результаты заносятся в таблицу, на основании которой проводится анализ усвоения материала учащимися, в результате которого педагог видит результаты своего труда (положительные и отрицательные), планирует дальнейшую работу.
Разработанная система мониторинга образовательных результатов была апробирована в течение 3-х лет в объединении начального технического моделирования с детьми младшего школьного возраста и дала положительные результаты: повысился уровень освоения теоретического материала, дети стали технически грамотно и самостоятельно выполнять практические задания, повысилась активность участия детей в выставках и конкурсах, возросла мотивация к занятиям техническим творчеством.
Приложение 1
Методическая разработка
занятия по начальному техническому моделированию
по разделу «Графическая подготовка»
Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки»
Цель: Диагностирование прочности усвоения программного материала и применение
Методы контроля – словесные, наглядные, практические действия, аналитический контроль.
Ход занятия
1.Организационная часть:
Всего в группе – 10 человек.
Присутствуют – 10 человек.
2.Вводная часть.
а) Тема занятия «Умелые руки, не знают скуки».
б) Цель – проверить качество знаний, умений, навыков по графической подготовке (знание условных обозначений, линий чертежа, умение пользоваться чертежными инструментами самостоятельно, соблюдение техники безопасности при работе с ножницами, аккуратность выполнения работ, правильность выполнения технологической операции, экономия расхода материала, творческий подход к заданию педагога.
Проверка ЗУН будет проходить в 6 этапов:
I этап. Разминка (устно).
II этап. Тестовые задания, карточки-задания
III этап. -Повторение (геометрические фигуры);
- практический (приёмы работы с линейкой и карандашом),
(см. приложение № 2).
IV этап. Практический
V этап. Творческий – выполнить аппликацию «Мой дом» и оформить дом двориком и приусадебным участком при помощи фломастера.
VI этап. Оценивание работ согласно таблице.
I этап. Разминка (дети отвечают на вопросы педагога)
а) Чертёжный инструмент для проведения линий на бумаге (карандаш).
б) Изображение изделий, выполненное с помощью чертежных инструментов (чертеж).
в) Инструменты, предназначенные для проведения линий, расположенных под прямым углом (угольник).
г) Приспособление для стирания линий карандаша (стерка).
д) Режущий инструмент для бумаги (ножницы).
е) Тонкий листовой материал, изготовленный из древесины, клея и наполнителей (бумага).
ж) Инструмент для построения окружности (циркуль).
II этап. Тестовое задание: Знание условных обозначений.
Инструкция: Запиши рядом с цифрами название линий чертежа (впиши карандашом вместо многоточия правильный ответ.
Напиши карандашом название линии чертежа, куда указывает стрелка.
Карточка – задание № 2
Напиши карандашом название линий чертежа, куда указывает стрелка.
Карточка-задание № 3
Напиши карандашом название линий чертежа, куда указывает стрелка.
III этап - Повторение (геометрические фигуры);
1.Повторение (геометрическая фигура).
Нет углов у меня, и похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
На кольцо и колесо
Кто же я такой друзья, назовите
вы меня (круг)
2.Три вершины, три угла
Три сторонки вот и я (треугольник)
3.Не овал я и не круг
Треугольнику не друг
Прямоугольнику я брат
Как зову меня (квадрат).
IV этап - Практический
Инструкционная карта
Приёмы работы линейкой и карандашом.
Перевести по шаблону геометрическую фигуру квадрат на цветную бумагу.
Вырезать квадрат.
Разметить при помощи линейки квадрат так, чтобы получилось 4 одинаковых квадрата.
Разметить первый квадрат опять на 4 одинаковых квадрата при помощи линейки и карандаша.
Разметить второй квадрат так, чтобы получилось 2 треугольника.
Два других квадрата оставь целыми.
Разрезать по новым линиям, чтобы получились геометрические фигуры.
В центре альбомного листа выполни аппликацию «Мой дом».
Д орисуй фломастерами двор дома и приусадебный участок.
V этап. Творческий – выполнить аппликацию «Мой дом» и оформить дом двориком и приусадебным участком при помощи фломастера.
VI этап. Оценивание работ согласно таблице.
5 баллов:
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
технологически правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться инструментами;
творчески планирует выполнение работы.
4 балла:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знание программы;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет правильно пользоваться инструментами и другими средствами.
3 балла:
допускает ошибки при планировании работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание.
Вывод:
По критериям оценивания ЗУН выяснилось, что справились полностью с работой _____ человек, частично _____ человека, и допускали ошибки _____ 2 человека.
По таблице чётко видно, в чет были допущены ошибки учащимися.
С такими учащимися ведётся дополнительная индивидуальная работа
Приложение 2
Тесты
по разделу программы
«Инструменты и материалы»
Тестовое задание № 1
Инструкция: если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в строке ответов, если не согласен - « нет».
Да ----- нет - нельзя держать ножницы концами вниз
Да ----- нет - нельзя работать с ножницами с ослабленным креплением.
Да ----- нет - можно резать ножницами на ходу.
Да ----- нет - можно оставлять ножницы в открытом виде.
Да ----- нет - передавать ножницы нужно в закрытом виде, держа
за рабочую часть.
Да ----- нет - ножницы на столе следует держать так, чтобы они не
свешивались с края стола.
Да ----- нет - при работе нужно следить за линией отреза и за пальцами
Инструкция: Отгадай загадки об инструментах и отметь правильный ответ.
I. Сговорились две ноги, делать круги и дуги.
а) циркуль б) шило в) ножницы г) кисть
II. Инструмент бывалый, не большой и не малый, у него полно забот: он
и режет и стрижет.
а) линейка
б) ножницы
в) шило
г) кусачки
Ключ: I - циркуль, II - ножницы.
Тестовое задание № 6.
Инструкция: закончи предложение, впиши вместо многоточия правильный вариант ответа.
а) Ножницы, у которых концы лезвий имеют разную ширину, держат так, чтобы лезвие с узким концом было _______________________________________________________________________
б) Выполняя работу, резать нужно в направлении________________________________________
в) По наружнему контуру детали вырезают в направлении________________________________
г) По внутреннему контуру детали вырезают в направлении
_______________________________
Ключ: а) внизу б) от себя в) против часовой стрелки г) по часовой
стрелке.
Тестовое задание № 7
Инструкция: Запиши в таблицу ответов цифры из столбца 2,которые соответствуют элементам из первого списка.
Вопрос: Какими свойствами обладает каждый указанный вид бумаги?
А
В
С
Д
Е
F
G
H
А. Бархатная 1. Окрашенная в массе или с лицевой стороны тонкая бумага с глянцевой или матовой поверхностью.
В. Калька. 2. Прозрачная, тонкая бумага.
С. Писчая. 3. Цветная бумага, лицевая сторона которой
покрыта бумажным ворсом.
Д. Гофрированная 4. Цветная, жатая бумага.
Е. Гуммированная 5. Цветная бумага, покрытая с изнаночной сто-
роны тонким слоем высохшего клея.
F. Копировальная 6. Белая или цветная бумага, гладкая или лино-
ванная бумага, используемая для письма.
G. Цветная. 7. Толстая, хорошо проклеенная бумага.
Н. Рисовальная. 8. Тонкая, папиросная бумага, на лицевой по-
верхности которой, нанесен тонкий слой
мастики, черного или синего цвета.
Ключ: А3, В2, С6, Д4, F5, G1, Н7.
Тестовое задание № 8
Инструкция: Запиши в столбец соответствие назначения бумаги.
Вопрос: Для каких работ используется каждый из перечисленных видов бумаги.
А - бархатная. 1. Используется для печатания газет.
А
В
С
Д
Е
F
В- газетная. 2. Используется для изготовления
игрушек, аппликаций, карнавальных
украшений.
С – копировальная 3. Применяется в декоративных
работах, аппликациях.
Д – цветная. 4. Используется для копирования
рисунков.
Е – обойная. 5. Применяется для печатания обоев
различных видов.
F – картон. 6. Применяется для придания моделям
особой прочности.
Ключ: А3, В1, С4, Д2, Е5, F6.
Тестовое задание № 9
Инструкция: Обведи букву правильного ответа в кружок.
Вопрос: Как называется бумага, применяемая для данного вида работ?
а) Бумага, используемая для изготовления аппликаций.
А. Писчая. В. Цветная. С. Газетная. Д. Нотная.
б) Бумага, применяемая для производства блокнотов, тетрадей.
А. Миллиметровая. В. Копировальная. С. Калька. Д. Писчая.
в) Бумага, используемая для декоративных работ, аппликациях.
А. Чертежная. В. Рисовальная. С. Почтовая. Д. Бархатная.
г) Бумага, используемая для придания моделям прочности.
А. Картон. В. Фольга. С. Обойная. Д. Цветная.
Ключ: а –В, б – Д, в – Д, г - А
Приложение 3
Карточки-задания
по теме « Изучение геометрических тел»
Карточка № 1.
Задание: Выполнить развертку цилиндра, используя размеры
( ширина – 15см, высота – 10см).
Склеить цилиндр.
Украсить цилиндр – орнаментом, выполнив аппликацию из цветной бумаги.
Карточка № 2.
Задание : Начертить прямоугольник (ширина – 16см, высота – 8см).
Склеить цилиндр.
На основе цилиндра, придумать образ животного и дополнить его другими деталями.
Карточка № 3.
Задание: Начертить круг, радиусом – 5см, обозначить центр.
Разделить круг на четыре части, с помощью линейки.
Разрезать круг на четыре части по линиям.
Склеить конус из каждой разрезанной части (их будет 4).
Придумать из 4 конусов елочное украшение (можно использовать фольгу и дополнительные детали).
Карточка № 4.
Задание: Начертить круг, радиусом - 6см, обозначить центр.
Разделить круг на четыре части (линейкой). Одну часть вырезать.
Склеить конус.
Придумать на основе конуса летательный аппарат, используя дополнительные детали.
Приложение 4
Критерии оценивания знаний, умений, навыков по разделу:
« Инструменты и материалы»
№/п
Фамилия, имя
Тема
Тест
№1
Тест
№2
Тест
№3
Тест
№4
Тест
№5
Тест
№6
Тест
№7
Тест
№8
Тест
№9
Итоговый результат
№ п/п
Фамилия, имя
Знания условных обозначений
Умение пользоваться
чертежным инструментом
Соблюдение правил ТБ
Точность конструи
рования
Аккуратность выполнения работы
Соблюдение
технологических операций
Экономия материала
Всего баллов
Приложение 5
Критерии оценивания выполнения самостоятельных работ по графической подготовке
Приложение 6
Критерии оценивания выполнения творческих работ по графической подготовке