Просмотр содержимого документа
«МБОУ"Белоколпская СОШ" »
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Основными целями являются:
приобретение личного опыта как основы познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
• духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Содержание программы:
№
Содержание
Кол-во часов
1
Человек и земля
18ч
Как работать с учебником
Вагоностроительный завод (Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Пассажирский вагон»)
Автомобильный завод (Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика»)
Монетный двор (Изделие «Медаль»)
Фаянсовый завод (Изделие: «Ваза»)
Швейная фабрика (Изделие: «Прихватка», «Новогодняя игрушка»)
Обувное производство (Изделие: «Модель детской летней
обуви»)
Деревообрабатывающее производство (Изделие: «Лесенка-опора для цветов»)
Кондитерская фабрика (Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье»)
Бытовая техника (Изделие «Настольная лампа»)
Тепличное хозяйство (Изделие «Цветы для школьной
клумбы»)
Водоканал (Изделие «Фильтр для очистки воды»)
Порт (Изделие: « Канатная лестница»)
Узелковое плетение (Изделие: «Браслет»)
2
Человек и воздух
3ч
Самолетостроение. (Изделия: «Самолет»)
Ракетостроение. (Изделия: «Ракетаноситель»)
Изделия: «Воздушный змей»
3
Модуль ИКТ
Человек и инфомация
14 ч
Создание титульного листа(Изделие «Титульный лист»)
Работа с таблицами
Компьютер.
Способы общения. «Зашифрованное письмо».
Поиск информации в Интернете.
Афиша в программе Microsoft Office Word.
Создание книги «Дневник путешественника»
Создание титульного листа на компьютере.
Создание содержания книги
Переплетные работы. Изделие: «Книга»)
Итого
асов
Требования к уровню подготовки выпускников
Предметные результаты:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области -функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев;
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах);
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные результаты:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
- оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В результате изучения ученик должен
Знать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов;
правила посадки черенков комнатных растений;
правила безопасности труда и личной гигиены
характеристику аппликаций по способу получения изображения;
технологию изготовления ленточки из соломы;
технологию изготовления аппликации из соломки (плоскую и выпуклую);
порядок построения прямоугольника с помощью контрольно-измерительных инструментов;
виды разметок, способы разметок;
окантовка, кант
краткую характеристику операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления).
способы выполнения ручных швов
Уметь:
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий из разных материалов;
изготовлять изделия по эскизу, словесной схеме, сборной схему, технологической карте из доступных материалов;
окантовывать картон бумажными полосками;
выращивать и ухаживать за комнатными растениями;
использовать в практической деятельности
правила личной гигиены;
знания безопасной работы с материалами, инструментами;
создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
чтение графической и словесной инструкционной карты;
обрабатывать спилы и работать с ними;
правильно резать пробку и соединять детали шпильками;
изготавливать аппликации и игрушки по собственному замыслу;
соединять в композицию поделки из природного материала;
выбирать заготовки;
делать разметки развертки изделия по чертежу (эскизу);
делать разметку с помощью измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
резать картон, бумагу ножницами;
склеивать картон бумагой;
соединять детали различными видами, «замков» (клапаны, щелевой, полоской бумаги);
работа по инструкционной карте
ІV. Календарно-тематическое планирование
Номер
уро-ков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Личностные
Метапредметные
Предметные
Человек и земля
1
Как работать с учебником
Вагоностроительный завод (Изделия: «Ходовая часть (тележка)»)
Осознание необходимости
бережного обращения с книгой.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях.
Осмысление необходимости
Бережного использования
природных богатств. Формирование уважительного
отношения к истории и
культуре других народов.
Формирование уважительного
отношения к людям различных профессий.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Формирование уважительного
отношения к людям различных профессий;
формирование
целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.
Осмысление значения
древесины для производства и жизни человека;
Осмысления значения воды в жизни человека и растений,
Необходимости бережного отношения к воде;
Находить и отбирать
информацию;
определять этапы проектной
деятельности;
распределять роли и обязанности при выполнении проекта;
помогать участникам группы
проводить оценку этапов
работы и на ее основе контролировать свою деятельность;
объяснять новые понятия;
применять на практике
алгоритм построения
деятельности в проекте;
Овладевать основами
черчения; анализировать
конструкцию изделия;
выполнять разметку
деталей при помощи
линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц;
соблюдать правила
безопасного использования
инструментов.
Анализировать
конструкцию реального
объекта; соотносить детали конструкции и способы соединения; составлять план изготовления изделия;
заполнять технологическую карту.
Овладение технологией
лепки слоями для создания имитации рисунка малахита; смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета;
использование приемов
работы с пластилином;
выполнять соединение
деталей, подбирая цвет и рисунок.
Знакомство с основами
изготовления фаянсовой
посуды; изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса;
знакомство с особенностями
профессиональной
деятельности людей,
работающих на фабриках
по производству фаянса.
Знакомство с технологией
производственного
процесса на швейной
фабрике и профессиональной
деятельностью людей;
определение размера.
2
Вагоностроительный завод (Изделия: «Пассажирский вагон»)
3
Полезные ископаемые
Изделие: «Буровая вышка»
4
Изделие «Малахитовая шкатулка»
5
Автомобильный завод (Изделие: «КамАЗ»,
«Кузов
грузовика»)
6
Монетный двор (Изделие «Медаль»)
7
Фаянсовый завод (Изделие: «Ваза»)
8
Швейная фабрика
(Изделие: «Прихватка»)
9
Швейная фабрика
(Изделие «Новогодняя игрушка»)
10
Обувное производство
(Изделие: «Модель детской летней
обуви»)
11
Деревообрабатывающее производство
(Изделие: «Лесенка-опора для цветов»)
12
Кондитерская фабрика
(Изделие: «Пирожное «Картошка»)
13
Кондитерская фабрика
(Изделие: «Шоколадное печенье»)
14
Бытовая техника
(Изделие «Настольная лампа»)
15
Тепличное хозяйство
(Изделие «Цветы для школьной
клумбы»)
16
Водоканал
(Изделие «Фильтр для очистки воды»)
17
Порт
(Изделие: « Канатная лестница»)
18
Узелковое плетение
(Изделие: «Браслет»)
Человек и воздух
19
Самолетостроение. (Изделия: «Самолет»)
Формирование
уважительного
отношения к людям
различных профессий;
воспитание
патриотизма, чувства
гордости за свою
Родину.
Находить и отбирать
информацию; объяснять новые понятия; организовывать рабочее место; применять на практике
алгоритм деятельности в проекте; определять этапы проектной деятельности; проводить совместную оценку этапов работы; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации;
Первоначальные сведения о самолетостроении, о
функции самолетов и ракет; изготовление модели самолета из конструктора;
изготовление модели
ракеты из бумаги и картона; освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.
20
Ракетостроение. (Изделия: «Ракета-
носитель»)
21
Изделия: «Воздушный змей»
Модуль ИКТ
Человек и инфомация
22
Создание титульного листа(Изделие «Титульный лист»)
Осмысление места и
значения информации в
жизни человека;
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками.
Формирование
уважительного
отношения к людям
различных профессий;
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие навыков
сотрудничества.
Находить и отбирать
информацию;
объяснять новые понятия;
организовывать рабочее
место;
применять на практике
алгоритм деятельности в
проекте;
определять этапы проектной
деятельности;
проводить совместную
оценку этапов работы;
составлять рассказ для
презентации изделия,
отвечать на вопросы по презентации;
Помогать одноклассникам во
время работы на
компьютере;
соблюдать правила работы
на компьютере.
Оценивание своей работы с
помощью учителя;
презентация работ.
Знакомство с работой
издательства, технологией
создания книги,
профессиями людей.
Участвующих в создании
книги;
элементы книги и
использование ее
особенностей при издании.
Знание и соблюдение
правил работы на
компьютере;
создание таблиц в
программе Writer.
Знакомство с переплетными
работами;
способ соединения листов;
изготовление переплета.
Анализ своей работы на
уроках;
подведение итогов года.
23
Работа с таблицами
24
Работа с таблицами
25
Компьютер.
26
Способы общения. «Зашифрованное письмо».
27
Поиск информации в Интернете.
28
Поиск информации в Интернете.
29
Афиша в программе Microsoft Office Word.
30
Создание книги «Дневник путешественника»
31
Создание титульного листа на компьютере.
32
Создание содержания книги
33
Создание содержания книги
34
Переплетные работы. Изделие: «Книга»)
Итого
34 часа
V. Перечень учебно- методического обеспечения
Учебник для общеобразовательных учреждений "Технология" 4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: «Просвещение», 2013.